Дело № 2а-4720/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе: судьи Суховой Е.В., при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черкасовой Любови Валерьевны к Администрации города Костромы о признании решения незаконным и восстановлении нарушенных прав,
установил:
Черкасова Л.В., обратилась с административным исковым заявлением к Администрации г. Костромы об оспаривании решения от <дата> №, возложении на административного ответчика обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскании судебных расходов.
Административный иск мотивирован тем, что <дата> истец в соответствии со статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации подал в Администрацию города Костромы заявление о постановке его и членов семьи (сын ФИО1, <дата> года рождения; сын ФИО2, <дата> года рождения; сын ФИО3, <дата> года рождения) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец и члены семьи нуждаются в жилом помещении в связи с тем, что на момент подачи заявления в Администрацию города Костромы проживали и зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью ... кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит истцу, а также сыновьям ФИО1 (<дата> года рождения), ФИО1 (<дата> года рождения) на праве общей долевой собственности (по ... доли в праве) на основании договора купли-продажи от <дата>. Обеспеченность семьи из 4-х человек общей площадью жилого помещения составляет по ... кв. м. на человека, что ниже установленной учетной нормы. На момент подачи заявления истец и члены его семьи не имели другого недвижимого имущества в собственности.
Рассмотрев данное заявление, Администрация города Костромы письмом от <дата> №, отказала истцу в данной услуге, мотивируя тем, что до <дата> истцу принадлежало также на праве общей долевой собственности ... долей в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что составляет ... кв. м. общей площади. Исходя из совокупной площади жилых помещений до <дата>, по мнению Ответчика, обеспеченность семьи истца из 4-х человек общей площадью жилья составляла по ... кв.м. на человека, что выше установленной учетной нормы.
Поскольку доля ... в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, была продана <дата> по договору купли-продажи доли, ответчик расценил эти действия как намеренные действия по ухудшению жилищных условий семьи истца.
Вывод Администрации города Костромы о том, что истица намеренно ухудшила жилищные условия, не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам дела. Решение ответчика истец считает не основанным на законе и подлежащим отмене, так как <дата> супруг истца ФИО4 приобрел с её согласия в собственность ... доли квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.
Поскольку указанная доля квартиры приобретена в период брака, а доля истца была не определена, они с супругом заключили соглашение об определении долей, согласно которому супругу (ФИО4) и истцу стали принадлежать по ... доли квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается соглашением об определении долей от <дата>.
После определения долей в совместно нажитом имуществе <дата> супруг подарил истцу свою долю (...) квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от <дата>.
В <дата> семья истца зарегистрировалась в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы с целью улучшить свои жилищные условия.
<дата> брак между истцом и ФИО4
ФИО7 прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении
брака серия 1-ГО №.
После развода истец осталась одна с двумя детьми: ФИО2 и ФИО1 в жилом помещении, которое принадлежало ей на праве собственности (... доли квартиры), находящейся по адресу: <адрес> Фактически площадь данной комнаты составляла ... кв.м общей площади.
С целью улучшить жилищные условия своей семьи истица решила приобрести квартиру большей площадью. При покупке нового жилья она располагала средствами материнского капитала и социальной выплатой, которую предоставили в соответствии с условиями программы «Жилище».
Однако этих средств не хватало для приобретения жилья, и она подала объявление о продаже своей собственности 30/182 доли квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Продажа этой доли длительное время не могла осуществиться, никто не покупал, а необходимость улучшения жилищных условий по мере взросления детей с каждым месяцем становилась все острее.
В <дата> года истица нашла наиболее подходящий вариант жилья для своей семьи, однако при наличии средств материнского капитала и социальной выплаты по программе «Жилище» денежных средств не хватало на покупку жилья. В помощь истице, ее мама- ФИО5 <дата> взяла в Аксонбанке кредит в размере ... на неотложные нужды, что подтверждается приложенным кредитным договором от <дата>.
Так, <дата> по договору купли продажи, истец приобрела однокомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Указанная квартира приобретена за 1 290 000 рублей, из которых: 408000 рублей уплачены Пенсионным фондом, за счет федеральных средств, после погашения государственного сертификата на материнский капитал, серия №, 556700 рублей были перечислены за счет погашения Свидетельства № о праве на получение социальной выплаты, 325 300 рублей были даны мамой истца после взятия кредита.
В <дата> нашелся покупатель на ... доли квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Так, согласно договору купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру от <дата> истица продала эту собственность. Средства, полученные от продажи доли, пошли на погашение кредита мамы истца, который она брала для доплаты за квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, и на ремонт этой квартиры.
<дата> у истца родился третий ребенок ФИО3, в связи с чем, у нее и семьи вновь возникла необходимость в улучшении жилищных условий, поэтому в <дата> она подала заявление в Администрацию города Костромы.
Все эти обстоятельства истица подробно поясняла при написании заявления в Администрацию города Костромы, однако они не были зафиксированы и приняты во внимание при вынесении решения, форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не располагает свободными графами для изложения фактических обстоятельств.
На момент подачи заявления в Администрацию города Костромы обеспеченность Истца и его семьи общей площадью жилого помещения составляет по ... кв. м. на человека, что ниже установленной учетной нормы.
В судебном заседании административный истец Черкасова Л.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что ей ещё принадлежала ... доля жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м.. Данную долю истица подарила своей матери в <дата>.
Представитель Администрации города Костромы на основании доверенности Белкина О.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что требования административного истца удовлетворению не подлежат в соответствии с ответом от <дата> №
Выслушав стороны, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок признания граждан нуждающимися предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 ст.51 ЖК РФ).
Согласно частям 4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 Решения Думы города Костромы от <дата>г. № установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу требований ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1 ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как следует из материалов дела, <дата> Черкасова Л.В., через ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населения» обратилась с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как многодетная семья.
Ответом административного ответчика от <дата> Черкасовой Л.В. в предоставлении муниципальной услуги отказано, так как из представленной ей информации следует, что до продажи <дата> принадлежащих ей ... долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на членов её семьи приходилось по ... кв.м., что выше установленной нормы, следовательно, отказавшись от права собственности на это имущество, истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. Учитывая, что пятилетний срок с момента добровольного отказа от права собственности на ... долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не истек, в удовлетворении заявления заявителю отказано.
Судом установлено, что состав семьи Черкасовой Л.В. состоит из её и детей: ФИО1, <дата> г.р., ФИО2, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.р., все они зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Семья Черкасовой Л.В. является многодетной, что подтверждается удостоверением № от <дата>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м., является общей долевой собственностью Черкасовой Л.В. и её детей ФИО2 и ФИО1, у каждого по ... доли в праве, на основании договора купли-продажи от <дата>, что подтверждается материалами дела.
Обеспеченность данной семьи из 4 человек общей площадью жилого помещения на момент обращения к административному ответчику составляла по ... кв.м. на человека, что ниже установленной учетной нормы.
Кроме того, судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м., принадлежала на основании договора о приватизации ФИО5, ФИО10, ФИО11, ФИО12, и административному истцу.
<дата> истец - ФИО6 свою ... долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 52,1 кв.м., подарила своей матери ФИО5
Кроме того, истице на основании договора купли-продажи от <дата>, совершенной в простой письменной форме, зарегистрированного в УФРС <дата>, соглашения об определении долей от <дата>, совершенного в простой письменной форме и договора дарения от <дата>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости <дата> сделана запись регистрации, принадлежали ... долей в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из ... комнат, площадью жилого помещения ... кв.м.
Данные ... доли истица продала на основании договора купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру от <дата>, удостоверенного нотариусом нотариального округа Костромы и Костромского района Костромской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости <дата> сделана запись регистрации.
Данные обстоятельства, признаны сторонами и не оспаривались в процессе.
Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик исходил из того, что для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе от права собственности которыми лицо, претендующее на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, отказалось в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, для решения вопроса о законности оспариваемого решения Администрации г. Костромы, следует определить жилищную обеспеченность Черкасовой Л.В. и членов её семьи, а также установить имел ли место факт совершения Черкасовой Л.В. намеренных действий, в результате которых приобретается право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления Черкасовой Л.В. обеспеченность её семьи из 4 человек общей площадью жилого помещения составляет по ... кв.м. на человека, что ниже установленной учетной нормы.
По мнению суда, факты дарения Черкасовой Л.В. в <дата> ... доли общей долевой собственности в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и продажи в <дата> принадлежащей ей ... долей в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, период совершения данных сделок, свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий заявительницы, с целью признания её нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Доказательств обратному Черкасовой Л.В. не представлено, при установлении факта нуждаемости семьи истца в жилом помещении, ответчик правомерно исходил из того, что для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе от права собственности которыми лицо, претендующее на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, отказалось в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении данного спора судом установлено, что отказом ответчика, оформленным письмом от <дата> №, не нарушены права и свободы Черкасовой Л.В., не созданы препятствия к осуществлению ей прав и свобод, на неё незаконно не возложена какая-либо обязанность. Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с изложенным, решение административного ответчика является законным и обоснованным, в связи с чем, правовые основания для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении отсутствуют, оснований для удовлетворения административного искового заявления истца не имеется.
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Черкасовой Любови Валерьевны к Администрации города Костромы о признании решения от <дата> № незаконным, возложении обязанности на ответчика принять семью на учет нуждающихся в жилых помещениях, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Сухова
Мотивированное решение изготовлено 31.12.2018