РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего: Путиловой Н.А.
при секретаре: Зеленцовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ г.
гражданское дело по исковому заявлению Зуева Е. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, во включении в специальный стаж периода службы в армии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зуев Е.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, во включении в специальный стаж периода службы в армии.
Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год его службы в Советской Армии и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращениЯ за пенсией – с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в течение трудовой деятельности он был занят на подземных работах по добыче угля, в связи с чем, полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии.
Однако решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При подсчете его трудового стажа комиссия не включила в период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год (2 года 00 месяцев 03 дня) его службы в Советской Армии.
Считает не включение ответчиком указанного периода в трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости неправомерным.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период его призыва на военную службу являлось постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
До призыва на действительную военную службу со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и непосредственно после нее с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год он работал подземным электрослесарем 3 разряда в Арендном производственно-коммерческом объединении «<данные изъяты>
Указанные периоды работы электрослесарем включены ответчиком в специальный стаж.
Полагает, что период службы в Советской Армии приравнивается к периодам работы в качестве подземного электрослесаря 3 разряда и подлежит включению в специальный стаж его работы при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.
С учетом спорного периода, специальный стаж его работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на день обращения в УПФР составлял: 26 лет 07 месяцев 21 день (24 года 07 месяцев 18 дней – специальный стаж, учтенный УПФР + 02 года 00 месяцев 03 дня – служба в Советской Армии).
Истец Зуев Е.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) Бадьина М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зуев Е.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Зуеву Е.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ по причине того, что им не выработан специальный страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд считает отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 3 Правил, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в п. 14 предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный стаж полностью или частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»... и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Как следует из решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу документально подтвержден специальный стаж в не ведущих профессиях - 24 года 07 месяцев 18 дней, общий страховой стаж - 27 лет 00 месяцев 12 дней, при этом пенсионным фондом не учтен период службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, на дату обращения с заявлением для установления досрочной страховой пенсии его специальный стаж составлял 24 года 07 месяцев 18 дней.
Суд не может согласиться с данным решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> по следующим основаниям:
Во время службы истца в Советской Армии действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", абзацем вторым пункта "л" части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 20.11.1990г. постановлено не применять на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" в связи с введением в действие Закона РСФСР № 340-1 от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в РСФСР", который в части назначения пенсий введен в действие с 01.01.1992г. При этом указанный Закон РСФСР не содержал положений о включении службы в армии по призыву в стаж, необходимый для назначения пенсии по старости на льготных условиях или в льготных размерах. Таким образом, Положение от 03.08.1972г. № 590 подлежит применению в части выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992г.
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абз. 3 п.п. "а", абз. 4 п.п. "б" п. 1 настоящего положения применяются соответствующие положения пункта 109 Положения от 03.08.1972г. № 590.
В Списке № 1 1956г. в разделе "Горные работы" подразделе "Подземные работы" предусмотрены все рабочие, ИТР и служащие, занятые полный день на подземных работах, то периоды службы в армии по призыву, имевшие место до 01.01.1992г., подлежат включению в периоды выполнения соответствующих работ лицам, указанным в п. 11 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статьей 1,2,6 (часть2), 15 9часть4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правого регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990г, « О пенсионном обеспечении граждан в ССР», Закон РФ от 20.11.1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконными актами).
Таким образом, федеральным законодательством в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правого регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественной полезной деятельности, позволявшего такие периоды работы засчитывать в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий. На момент прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве подземного электрослесаря в АО «<данные изъяты>», предшествующий службы в армии, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, который следовал за окончанием периода службы в армии, засчитаны УПФР в специальный стаж по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, суд полагает, что период службы истца в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (2 года 00 месяцев 03 дня) подлежит включению в специальный стаж истца, так как приравнивается к работе в данной должности ввиду того, что истец ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Арендное производственно-коммерческое объединение «<данные изъяты>» в качестве электрослесаря подземного 3 разряда; ДД.ММ.ГГГГ был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии (на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ), после службы в армии (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год) с ДД.ММ.ГГГГ был вновь принят в Арендное производственно-коммерческое объединение «<данные изъяты>» на должность подземного электрослесаря по 3 разряду.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку, суд приходит к выводу, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) незаконно было отказано во включении периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что в дальнейшем явилось основанием к отказу в установлении истцу досрочной страховой пенсии, суд полагает, что необходимо обязать ответчика включить в специальный стаж истца спорный период службы в армии по призыву, учитывая, что истец с учетом спорного периода на дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) имел необходимый специальный страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Закона – 26 лет 07 месяцев 21 день (24 года 07 месяцев 18 дней + 02 года 00 месяцев 03 дня), суд приходит к выводу, что решение об отказе в назначение досрочной страховой пенсии по старости незаконно, таким образом, необходимо обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж истца, дающий право на назначение ему досрочной страховой пенсии с даты приема заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд находит заявленные требования истца о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о не включении в специальный стаж периода службы в армии подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении Зуеву Е. В. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж для назначения Зуеву Е. В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год службы в Советской Армии и назначить Зуеву Е. В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за пенсией – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: (подпись)
Верно. Судья: Н.А.Путилова