РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года с. Кумух
Судья Лакского районного суда Республика Дагестан Абдурахманов А.В., в порядке упрощенного (письменного) производства, рассмотрев материалы административного дела по административному иску <данные изъяты>» к начальнику ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 по исполнению исполнительного документа <данные изъяты>, выданный 20.09. 2017 года Мировой судьей судебного участка №<адрес> РД, от взыскании задолженности по кредитному договору <данные изъяты> с должника ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Представитель по доверенности <данные изъяты>» ФИО2 обратилась в суд с административным иском к старшему судебному приставу-исполнителю по <данные изъяты> районам УФССП России по РД ФИО3 о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава ОСП по <данные изъяты> районам.
В обоснование своих доводов пояснила, что в ОСП по <данные изъяты> районам ДД.ММ.ГГГГ предъявлялся исполнительный документ <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ Мировой судьей судебного участка №<адрес> о взыскании задолженности по кредитному договору <данные изъяты> с должника.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ адрес регистрации: 367000, <адрес>, в пользу взыскателя <данные изъяты>».
Вышеуказанные документы были направлены взыскателем в лице представителя по доверенности ФИО2, факт получения направленных документов подтверждается почтовым реестром № от ДД.ММ.ГГГГ и отчетом об отслеживании уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись сотрудника получившего корреспонденцию.
Согласно, приказа Минюста РФ от 25 июня 2008 г. № 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов»: 48. Обработка, регистрация, распределение и движение входящей корреспонденции:
- прием, обработка, регистрация и распределение поступающей в Службу корреспонденции осуществляются отделом документационного обеспечения Управления делопроизводства (далее - отдел документационного обеспечения).
- перед вскрытием почтовых отправлений проверяется сохранность их упаковки и правильность доставки. Ошибочно доставленная корреспонденция возвращается почтовому учреждению или пересылается надлежащему адресату. Наличие заказных писем проверяется по записям почтовых реестров;
- затем вскрываются все конверты (за исключением имеющих пометку «лично»). По сведениям, указанным на конверте, проверяется наличие в нем документов с соответствующими номерами, а также всех названных в документах приложений. При отсутствии в конверте указанных документов и приложений, несовпадении регистрационных номеров и неисправимом повреждении документов составляется акт в трех экземплярах, один из которых остается в отделе документационного обеспечения, другой - приобщается к поступившему документу, третий отсылается адресанту. Акт подписывают начальник Управления делопроизводства (заместитель, исполняющий его обязанности), начальник отдела документационного обеспечения и государственный служащий, вскрывший указанный конверт.
К процедурам обработки документов в структурных подразделениях относятся: 1) получение в отделе документационного обеспечения под роспись в реестре входящих, организационно- распорядительных и иных документов, адресованных в структурное подразделение; 67. Государственные служащие, ответственные за обработку документов в структурных подразделениях, учитывают документы при их получении и подготовке к отправке. Каждый тиражированный экземпляр подсчитывается отдельно.
В соответствии с п.7, 8 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель, в 3-дневный срок с момента поступления ему заявления взыскателя и исполнительного документа, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В нарушение вышеуказанных норм, старший судебный пристав ФИО3 не осуществил контроль за действиями должностных лиц судебных приставов ОСП по <данные изъяты> районам, выразившейся в невыполнении обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа и применении мер принудительного исполнения на основании поступившего в отдел от взыскателя <данные изъяты>» исполнительного документа.
Кроме того, 29.03.2018г. в соответствии с п. 1, 5, 6, ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» в адрес ОСП по <данные изъяты> районам было направлено ходатайство о предоставлении взыскателю информации о ходе исполнительного производства, и принятии соответствующих мер принудительного взыскания в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Факт получения ходатайства подтверждается почтовым уведомлением о вручении от ДАТА. Однако, ходатайство в установленные законом сроки рассмотрено не было, ответ на обращение взыскателя не направлялся. Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает ходатайство в 10-дневный срок со дня его поступления и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства. Вышеуказанное ходатайство взыскателя <данные изъяты>» не рассматривалось, решение в форме постановления в 10- дневный срок не выносилось. Информация о ходе исполнительного производства в адрес взыскателя более 6 месяцев не поступала.
Руководствуясь Приказом ФССП России от 10.09.2013 N 292 'О порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России:
Выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа. При этом разъясняет право взыскателя (его представителя) на обращение в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
В обязательном порядке незамедлительно обращается в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа. В случае принятия судом либо иным уполномоченным органом решения об отказе в их выдаче, судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя (его представителя).
По получении дубликата исполнительного документа принимает меры к возбуждению исполнительного производства в порядке статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ 'Об исполнительном производстве' и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство.
В адрес взыскателя справка об утере исполнительного документа, а также иных процессуальных документов не поступало.
В соответствии со ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом- исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, путем принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению. Меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа старшим судебным приставом длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, никакие процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают, постановление в ПФ РФ об удержании из пенсии должника, который является пенсионером по старости, по настоящее время не направлено. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» начальник отдела - старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им территориального отдела и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.
Старший судебный пристав имел возможность организовать работу сотрудников подразделения для совершения необходимых исполнительных действий с применением необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы <данные изъяты>» как взыскателя по исполнительному производству.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП по <данные изъяты> районам — ФИО3 не организован на должном уровне контроль за поступлением и передачей документов в подразделение судебных приставов и обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов.
Полагаю, что длительное непринятие решения о возбуждении исполнительного производства и не рассмотрение направленного ходатайства не только влечет за собой нарушение прав и законных интересов взыскателя, но и свидетельствует о халатном отношении старшего судебного пристава приставом ОСП по <данные изъяты>) районам - ФИО3 к своим обязанностям как руководителя подразделения
Считаю, что незаконность бездействий старшего судебного пристава приставом ОСП по <данные изъяты> районам - ФИО3 заключается в следующем:
В неосуществлении контроля за передачей на исполнение поступившего заявления о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа. В не организации поиска указанногс исполнительного документа, а в случае его утери -получения дубликата исполнительного документа. В неосуществлении контроля за принятием своевременного и полного комплекса мер принудительного исполнения, направленных на фактическое исполнение требований содержащихся в исполнительном документе и не направлении взыскателю <данные изъяты>» копий процессуальных документов, которые должны быть вынесены в рамках исполнительного производства. Не направлении постановления в ПФ РФ об удержании из пенсии должника и не перечислении денежных средств удержанных из пенсии должника на счет взыскателя.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) старшего судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Бездействие старшего судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа, в установленный законом срок, возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В судебное заседание представитель <данные изъяты>» ФИО2 не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя <данные изъяты>» в порядке упрощенного (письменного) производства.
В ходе подготовительной части судебного заседания административный ответчик старший судебный пристав исполнитель по <данные изъяты> районам ФИО3 и заинтересованными лицами ФИО1 и УФССП по РД возражений против рассмотрения дела в соответствии со ст. 292 КАС РФ не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.293 КАС РФ упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства
В соответствии с положениями ст.292 КАС РФ административное исковое заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, без ведения аудио протоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность заявленных исковых требований, исследовав письменные материалы дела, представленные административным истцом и административным ответчиком судья находит административное исковое заявление ООО МФК «ОТФ Финанс» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Исходя из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007. № 229-ФЗ (в редак. от 28.05.2017г.) «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО1 на основании исполнительного документа-судебного приказа выданного мировым судьей судебного участка №<адрес> РД по делу <данные изъяты> г. вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в законную силу ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по кредитным платежам в размере <данные изъяты> рублей, а также уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 отменен.
В соответствии со ст.43 ч.2 п.4 закона «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ следователя отдела № СУ УМВД РФ по <адрес> лейтенанта юстиции ФИО6 на основании заявления ФИО1 возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – ч.2 ст. 159 УК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Административный ответчик старший судебный пристав УФССП по <данные изъяты> районам ФИО3 в суд не представил документы, подтверждающие факт направления процессуальных документов в <данные изъяты>».
Из материалов дела исполнительного производства следует, что старшим судебным приставом-исполнителем ФИО3 приняты в полном объеме меры по установлению имущества должника, вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ, об обращении взыскания на ДС должника находящиеся в банке или иной кредитной организации, об обращении взыскания на пенсию. Однако документы (сопроводительные письма) об их направлении суду не представлены.
Доводы представителя <данные изъяты>» в части не направления ему копий постановлений вынесенных в рамках исполнительного производства, ничем не опровергнуты, следовательно, являются обоснованными.
Следовательно, в этой части административное исковое заявление <данные изъяты> к начальнику ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 необходимо удовлетворить.
В удовлетворении административного иска, в части признания бездействия судебного пристава исполнителя ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 следует отказать, так как судебным приставом ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 приняты в полном объеме меры по установлению имущества должника.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 175-180, 218, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление <данные изъяты>» к начальнику ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава <данные изъяты> районам ФИО3 удовлетворить частично.
Признать бездействия старшего судебного пристава ОСП по <данные изъяты> районам ФИО3 в части не направление процессуальных документов по исполнительному производству за период с ДД.ММ.ГГГГ по 19ДД.ММ.ГГГГ год в адрес взыскателя – <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Лакский районный суд в течение пятнадцати дней дня его вынесения.
Председательствующий: