Дело № 2-524/2021
УИД: 05RS0039-01-2021-001585-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2021 года сел. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Довлетханова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Шайдабегове М.Э.,
с участием и.о. заместителя прокурора <адрес> РД ФИО5, истца ФИО1, представителя ответчика – и.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о признании незаконным и об отмене приказа об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании заключить служебный контракт по предложенной истцу должности начальника отдела контрольно-аналитической работы, взыскании денежных средств - в качестве компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, за неиспользованный отпуск и материальную помощь, а также денежной компенсации в соответствии со ст. 276 ТК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, в котором просит признать незаконным и отменить приказ об его увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязаность заключить служебный контракт по предложенной истцу должности начальника отдела контрольно-аналитической работы, а также взыскать с ответчика денежные средства: в качестве компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, за неиспользованный отпуск и материальную помощь и денежную компенсацию в соответствии со ст. 276 ТК РФ.
Свои требования ФИО1 обосновал тем, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ он был переведен с должности начальника отдела выездных проверок МРИ ФНС России № по РД на должность начальника отдела контрольной работы МРИ ФНС России № по РД на основании служебного контракта №. Срок срочного контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 ч.4 ст. 25 Федерального закона 79-ФЗ). Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия служебного контракта продлен по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> истец был уволен с работы в связи с расторжением срочного служебного контракта в силу пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального Закона 79-ФЗ.
Трудовая книжка получена истцом ДД.ММ.ГГГГ, компенсация за неиспользованный отпуск не выдана.
По мнению истца увольнение является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- срочный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на дату увольнения был недействителен в связи с изменением структуры Межрайонной ИФНС России № по РД, утвержденной приказом руководителя УФНС РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и изменением в штатном расписании Межрайонной инспекции ФНС России № по РД, утвержденном приказом МРИ ФНС России № по РД № от ДД.ММ.ГГГГ На основании положения об отделе контрольной работы МРИ ФНС России № по РД, утвержденной руководителем МРИ ФНС России № по РД ДД.ММ.ГГГГ, функции отдела контрольной работы были распределены между вновь созданными отделом контрольной работы и отделом контрольно-аналитической работы. В соответствии с изменением структуры и штатного расписания МРИ ФНС России № по РД истцу 02.02.2021г. было предъявлено предупреждение, что занимаемая им должность начальника отдела контрольной работы подлежит сокращению. ДД.ММ.ГГГГ истцу руководством МРИ ФНС России № по РД в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ была предложена должность начальника отдела контрольно-аналитической работы МРИ ФНС России № по РД. С предложенной должностью истец согласился и исполнял должностные обязанности по замещаемой должности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МРИ ФНС России № по РД с письмом на представление пояснений по незаключению с ним контракта на замещении предложенной должности начальника отдела контрольно-аналитической работы.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил письмо МРИ ФНС России № по РД № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что из Управления ФНС России по РД не поступило согласование о его назначении.
Вместе с тем, Федеральным законом 79-ФЗ и положением инспекции Федеральной налоговой службы не установлено согласование с Управлением ФНС России по РД назначение на должность государственной гражданской службы и работников инспекции, поскольку нанимателем является Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ руководство МРИ ФНС России № по РД была обязана заключить служебный контракт по предложенной должности начальника отдела контрольно-аналитической работы.
ДД.ММ.ГГГГ он запросил выдачу трудовой книжки и характеристики, а также положение об отделе контрольной работы на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Руководство МРИ ФНС России № по РД выдало ему трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ, характеристику и положение об отделе ему на день составления искового заявления не представили. Также ответчиком не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, расчетный листок выдан ДД.ММ.ГГГГ Истцу не выдана справка о сумме заработка 182н, а также не выдана выписка из формы СЗВ-СТАЖ, сведения о страховом стаже сотрудника, необходимые для предоставления в ПФР после его увольнения, чем ответчик ущемил права истца и он не смог своевременно устроиться на другую работу.
По мнению истца, задолженность МРИ ФНС России № по РД перед ним составляет 98731 руб., в том числе заработная плата за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения в суд в размере 49 416 рублей, не выданная компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 26485 рублей и материальная помощь в размере трех окладов 22830 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указав также, что задолженность ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составляет 171 118,64 руб., в том числе заработная плата за время вынужденного прогула 84 403,83 руб., не выданная компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 64 883,81 руб. и материальная помощь в размере двух окладов 15 220 руб. Кроме того пояснил, что он за весь период работы исправно выполнял трудовые обязанности, замечаний, дисциплинарных взысканий не имел, имеет поощрения.
Представитель ответчика - и.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ФИО4 в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении требований. Свои возражения обосновал тем, что доводы истца со ссылкой на незаключение с ним служебного контракта по предложенной ему должности начальника отдела контрольной аналитической работы, являются необоснованными по следующим основаниям:
С истцом ДД.ММ.ГГГГ был заключен срочный служебный контракт сроком на один год о назначении на должность начальника отдела контрольной работы. Дополнительными соглашениями к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ срок служебного контракта ежегодно продлевался. Срок истечения дополнительного соглашения к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ указан до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,
должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Поскольку должность начальника отдела контрольной работы относится к категории "руководители", заключение срочного служебного контракта с ФИО1 соответствовало требованиям действующего законодательства.
Истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).
Истец ДД.ММ.ГГГГ в письменной форме был предупрежден об истечении срока срочного служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы, с чем истец ознакомлен под роспись.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был расторгнут служебный контракт, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы.
Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 700-0).
Приказом Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая структура МРИ ФНС России № по РД, введен новый отдел - отдел контрольно-аналитической работы. ФИО1 была письменно предложена должность начальника отдела контрольно-аналитической работы, с чем он согласился.
Письмом Управления ФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №@ было дано указание нижестоящим налоговым органам об обязательном согласовании с отделами Управления ФНС России по РД назначение на должности начальников отделов камеральных проверок, контрольно - аналитической работы, выездных проверок и оперативного контроля. Документы на согласование на назначение ФИО1 на должность начальника отдела контрольно-аналитической работы были направлены в Управление ФНС России по РД.
Информация из Управления ФНС России по РД о даче согласия на назначение ФИО1 на должность начальника отдела контрольно -аналитической работы не поступила.
Истец по день увольнения, согласно штатного расписания исполнял обязанности начальника отдела контрольной работы и был уволен по истечении срочного служебного контракта.
Истцом в исковом заявлении указан среднемесячный заработок с учетом средств дополнительного материального стимулирования.
Согласно писем Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ 14-0/10/В-5390 и Федерального казначейства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № средства дополнительного материального стимулирования не включаются при исчислении среднемесячной заработной платы при расчете компенсации за неиспользованный отпуск.
Компенсация за неиспользованный отпуск истцу выплачена в полном объеме. Законом о государственной службе не предусмотрена выплата при увольнении материальной помощи в размере трех должностных окладов.
По указанным обстоятельствам, по мнению ответчика в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объёме.
И.о. заместителя прокурора <адрес> РД ФИО5 в своем заключении указал, что истец уволен с занимаемой должности с нарушением норм трудового законодательства.
В обосновании заключения прокурор указал, что приказом руководителя УФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ № изменена структура МРИ ФНС России № по РД и произошло сокращение численности штатов, а также реорганизация (изменение структуры и переименование отделов), а именно: сокращена численность штатов с 34 до 32; часть функций отдела контрольной работы передана в созданный контрольно-аналитический отдел.
В рамках проводимой реорганизации и сокращения численности штатов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы - начальника отдела контрольной работы и в этот же день ему предложено о замещении должности государственной гражданской службы - начальника контрольно-аналитического отдела, с чем ФИО1 согласился.
На предложенную должность ФИО1, при условии, что должность по настоящее время является вакантной, не назначен и 5 месяцев продолжал работать в должности начальника отдела контрольной работы уже с другими функциями и задачами.
Вместе с тем, при явном изменении условий трудового договора (контракта) с ФИО1, такие изменения в установленном порядке не оформлены и приказом МРИ ФНС России № по РД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с должности начальника отдела контрольной работы по истечении срока действия срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Изложенное свидетельствует о проведении в МРИ ФНС России № по РД процедуры сокращения с нарушением требований трудового законодательства, что привело к увольнению ФИО1
Кроме того, истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику о выдаче документов, связанных с работой, их копий, которые в нарушение ст. 62 ТК РФ выданы ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ст. 127 ТК РФ при увольнении истцу не выплачена денежная компенсация за все неиспользованные дни отпуска.
Указанные нарушения требований действующего законодательства повлекли за собой нарушение Конституционного права на труд, принципов обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав представленные сторонами письменные доказательства по делу, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
На основании статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.
Пунктом 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа отнесено к существенным условиям служебного контракта.
В соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу ч. ч. 5, 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 указанного Закона).
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Истечение срока действия срочного служебного контракта, является одним из оснований его прекращения, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы (п. 2 ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона).
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В силу ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 694-О указал, что ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса РФ, предусматривая, в исключение из общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ), возможность одностороннего изменения таких условий работодателем, в то же время ограничивает данное право случаями невозможности сохранения прежних условий вследствие изменений организационных или технологических условий труда. Одновременно законодателем в той же статье Трудового кодекса РФ установлены гарантии, предоставляемые работнику в случае одностороннего изменения работодателем условий трудового договора: запрет изменения трудовой функции работника (ч. 1); определение минимального двухмесячного (если иной срок не предусмотрен Трудовым кодексом РФ) срока уведомления работника о предстоящих изменениях и о причинах, их вызвавших (ч. 2); обязанность работодателя в случае несогласия работника работать в новых условиях предложить ему в письменной форме другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ч. 3); запрет ухудшения положения работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашением при изменении условий трудового договора (ч. 8).
Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией РФ права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Согласно разъяснениям, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", работодатель обязан доказать, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
К числу организационных изменений могут быть отнесены: изменения в структуре управления организации; внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.); изменение режимов труда и отдыха; введение, замена и пересмотр норм труда; изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и как следствие изменение систем оплаты труда. В число технологических изменений условий труда могут входить: внедрение новых технологий производства; внедрение новых станков, агрегатов, механизмов; усовершенствование рабочих мест; разработка новых видов продукции; введение новых или изменение технических регламентов.
Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Материалами дела установлено, что приказом начальника МРИ ФНС России № по РД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был переведен (назначен) с должности начальника отдела выездных проверок МРИ ФНС России № по РД на должность начальника отдела контрольной работы МРИ ФНС России № по РД на основании служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок срочного контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 ч.4 ст. 25 Федерального закона 79-ФЗ).
Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ срок действия служебного контракта продлен по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец предупрежден о том, что истекает срок заключенного срочного служебного контракта и он может быть уволен с должности начальника отдела контрольной работы по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального Закона 79-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> № истец ФИО1 уволен с работы в связи с расторжением срочного служебного контракта в силу пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального Закона 79-ФЗ «О государственной налоговой службе Российской Федерации».
Вместе с тем, Приказом Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая структура МРИ ФНС России № по РД.
В структуру инспекции введен новый отдел - отдел контрольно-аналитической работы.
Как следует из предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. начальника МРИ ФНС России № по РД ФИО6, выписанного начальнику отдела контрольной работы ФИО1, в соответствии со структурой МРИ ФНС № по РД, утвержденной приказом ФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ № и штатным расписанием МРИ ФНС № по РД, утвержденным приказом инспекции ФНС № по РД от ДД.ММ.ГГГГ №, занимаемая им должность подлежит сокращению, а также разъясняется, что в течение срока предупреждения об увольнении ему будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при их наличии.
Из предложения о замещении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. начальника МРИ ФНС России № по РД ФИО6, следует, что в связи с изменением структуры МРИ ФНС России № по РД ФИО1 письменно было предложено должность начальника отдела контрольно-аналитической работы, с чем истец согласился.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что в рамках проводимой реорганизации и сокращения численности штатов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы - начальника отдела контрольной работы и в этот же день ему предложена должность государственной гражданской службы - начальника контрольно-аналитического отдела, с чем истец согласился.
На предложенную должность ФИО1, при условии, что должность по настоящее время является вакантной, не назначен и 5 месяцев продолжал работать в должности начальника отдела контрольной работы уже с другими функциями и задачами.
Вместе с тем, при явном изменении условий трудового договора (контракта) с ФИО1, такие изменения в установленном порядке не оформлены и приказом МРИ ФНС России № по РД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с должности начальника отдела контрольной работы по истечении срока действия срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика со ссылкой на письмо Управления ФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №@ о том, что информация из Управления ФНС России по РД о даче согласия на назначение ФИО1 на должность начальника отдела контрольно-аналитической работы не поступило, суд находит не состоятельными, поскольку Федеральным законом 79-ФЗ и положением МРИ ФНС России № по РД, регламентирующим правила заключения служебного контракта и назначение на должность государственной гражданской службы, не предусмотрено, также не предоставлено доказательств того, что материалы для согласования направлялись в Управление ФНС России по РД и имеется решение об отказе в этом.
Кроме того, в качестве основания в приказе об увольнении ФИО1 приведены ссылки на несуществующие нормы закона, а именно пункт 2 части 1 статьи 35 Федерального Закона 79-ФЗ «О государственной налоговой службе Российской Федерации».
Судом также установлено, что истец ФИО1 имеет высшее образование, соответствующую занимаемой должности квалификацию, в 1998 году окончил Дагестанскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности с присвоением квалификации «экономист-организатор по специальности «Экономика и управление в отраслях АПК». Стаж работы составляет более 22 лет, за все время трудовой деятельности замечаний не имеет, имеет поощрения, приказом № ММ-26-4 1943@ руководителем МРИ ФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ истцу объявлена благодарность за заслуги в профессиональной деятельности, приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-10-4/765@ за добросовестное и эффективное исполнение служебных обязанностей и высокие результаты в работе ФИО1 награжден юбилейной медалью «25 лет налоговым органам России».
Между тем, каких-либо допустимых доказательств фактического перераспределения штатной численности, а равно доказательств фактического изменения организационных или технологических условий труда с изданием соответствующих приказов руководства МРИ ФНС № по РД в материалы дела не представлено.
Сведения об отсутствии вакантных должностей на момент увольнения истца, ответчиком не представлены.
Напротив, из представленного ответчиком в материалы дела приложения к приказу УФНС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №, структура подразделения МРИ ФНС № по РД состоит в том числе: из отдела контрольной работы – 7 ед. и контрольно-аналитического отдела -5 ед. При этом в структуру введен новый отдел – отдел контрольно-аналитической работы.
При этом, из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящий момент должность начальника отдела контрольно-аналитической работы является вакантной.
Учитывая, что работодателем не был соблюден предусмотренный вышеназванными нормами трудового законодательства порядок увольнения истца, суд приходит к выводу о незаконности увольнения ФИО1 и в соответствии со ст. 394 ТК РФ полагает необходимым восстановить истца на работу, с взысканием среднемесячной заработной платы за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе.
В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Расчет среднего заработка должен быть произведен в соответствии с нормами ст. 139 ТК РФ, положениях ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 922 за все время вынужденного прогула, начиная с момента увольнения истца до его восстановления в прежней должности.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Наличие оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты денежного содержания в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, судом не установлено. При этом суд учитывает, что в подтверждение факта задержки выплаты истцу заработной платы, в ходе рассмотрения дела не представлены.
Суд также находит, что отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца средств материального стимулирования, поскольку решение о выплате премии и определение ее размера принимается исключительно работодателем в пределах его полномочий при наличии достаточных к тому оснований, с учетом сложности и оперативности выполнения работ соответствующими работниками, а также оснований для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты государственной пошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку МРИ ФНС России № по РД относится к государственным органам, то в силу закона, оно освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 211 ГПК РФ и ст. 396 ТК РФ решение суда о восстановлении на работе обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о признании незаконным и об отмене приказа об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании заключить служебный контракт по предложенной истцу должности начальника отдела контрольно-аналитической работы, взыскании денежных средств - в качестве компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, за неиспользованный отпуск и материальную помощь, а также денежной компенсации в соответствии со ст. 276 ТК РФ - удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1 с работы с должности начальника отдела контрольной работы в связи с расторжением срочного служебного контракта в силу пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального Закона 79-ФЗ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № по <адрес> заключить служебный контракт по предложенной ФИО1 должности начальника отдела контрольно-аналитической работы Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ф. Довлетханов