Решение по делу № 2а-168/2018 от 16.10.2018

№ 2а-168/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Викулово 12 ноября 2018 года

Викуловский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Калинина А.А.,

при секретаре Гетмановой Т.В.,

с участием прокурора Викуловского района Тюменской области Кева Л.С.,

представителя административного ответчика Администрации Викуловского муниципального района Морозовой Е.А., действующей на основании доверенности № 76 от 26.10.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Викуловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Викуловского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Викуловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Викуловского муниципального района о признании незаконным бездействия по организации на территории Викуловского муниципального района сбора, размещения, утилизации жидких неканализованных отходов производства и потребления и оборудованию в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест для сбора, размещения, хранения и утилизации жидких отходов производства и потребления, признании незаконным бездействия по вводу объекта незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения <адрес>» в эксплуатацию, а также о возложении обязанности устранить указанные нарушения путем ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства – канализационных очистных сооружений <адрес> и проведения рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 2250 кв.м, расположенного в 900 м к северо-западу от моста на автодороге <адрес> (в районе д. <адрес>). Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по коллективному обращению 196ж-2018 о нарушении порядка размещения и утилизации канализационных отходов, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации вывоза бытовых отходов на территории муниципального района, а именно 26.10.2010г. по результатам проведения открытого аукциона между административным ответчиком и ЗАО «Спинокс» был заключен муниципальный контракт № 655/ОА-2010 на выполнение подрядных работ на объекте «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)». Стоимость работ по контракту составила 128 906 060 рублей, которые выделены распоряжением Правительства Тюменской области от 27.07.2010г. № 1111-рп «О выделении средств», со сроком выполнения работ 15.12.2011 года. Дополнительным соглашением от 14.12.2011 года указанный муниципальный контракт расторгнут на стадии ввода объекта в эксплуатацию, стоимость выполненных работ составила 126 531 724 рубля, до настоящего времени канализационные очистные сооружения в эксплуатацию не введены. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на участок категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в 900 м к северо-западу от моста на автодороге <адрес> в районе д. <адрес>, не предназначенный для таких целей, не согласованный и не оборудованный в соответствие с природоохранным законодательством, не переданный для обслуживания специализированной организации. Проведенной проверкой установлено, что на территории Викуловского муниципального района отсутствует специально оборудованное введенное в эксплуатацию сооружение, предназначенное для размещения отходов, что влечет за собой сброс жидких бытовых отходов ассенизационными коммунальными машинами в неустановленных местах, не предназначенных для сбора, размещения и утилизации данных отходов. Таким образом, Администрацией Викуловского муниципального района допускается грубое бездействие, выразившееся в не организации вывоза жидких бытовых отходов, не введении в эксплуатацию КОС, что создает опасные для неопределенного круга лиц условия проживания вследствие сброса неканализованных жидких отходов на почву. Между тем, объект незавершенного строительства - канализационные очистные сооружения в <адрес> до настоящего времени в эксплуатацию не введен, на его строительство затрачены значительные бюджетные средства. В связи с изложенным, Администрация Викуловского муниципального района обязана организовать на территории Викуловского муниципального района сбор, хранение, размещение и утилизацию жидких отходов потребления путем ввода в эксплуатацию специально оборудованного для этих целей объекта - канализационных очистных сооружений. Бездействие Администрации Викуловского муниципального района, как муниципального заказчика, по вводу объекта строительства «Комплексные очистные сооружения <адрес>», а также непринятие иных мер по организации вывоза жидких бытовых отходов на территории Викуловского муниципального района влечет загрязнение земель неканализованными отходами, создает условия для загрязнения отходами источников водоснабжения – в том числе реки Ишим, нарушает права граждан на проживание в благополучной, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, окружающей среде.

В судебном заседании прокурор Викуловского района Тюменской области Кева Л.С. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что неоднократно поступили обращения граждан по организации в районе вывоза жидких бытовых отходов, которые сливаются возле д. Чебаклей, по которым проводятся проверки, полицией выявляются нарушения. Проблема по вывозу ЖБО существует с 1996 года, должен быть осуществлен перевод земельного участка под ЖБО из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, оборудована площадка для ЖБО, объект необходимо передать на обслуживание специализированной организации, что административным ответчиком не выполнено. Организация вывоза ЖБО является полномочиями администрации. На эти цели в рамках региональной программы были выделены денежные средства, объект в <адрес> построен, но не введен в эксплуатацию, все действия администрации сводятся к просьбам о предоставлении денежных средств из областного бюджета.

Представитель административного ответчика Администрации Викуловского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.73-76), суду пояснила, что имеется накопитель ЖБО в окрестностях <адрес>, он был осмотрен сотрудниками Росприроднадзора, нарушений не выявлено. Не вводят в эксплуатацию канализацию в <адрес>, потому что в 2010 г. и в 2011 г. были заключены муниципальные контракты, построены объекты, по ним необходимы были денежные средства на корректировку проектной документации, в 2013 году был заключен муниципальный контракт с ЗАО «Спинокс», которым работы были выполнены с большим опозданием, неоднократно обращались в региональные органы власти по вопросу обращения с ЖБО, получали ответы об отсутствии денежных средств.

Заслушав прокурора Викуловского района Тюменской области, представителя административного ответчика, огласив административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), в том числе в сфере оборота отходов производства и потребления (ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение.

В пунктах 3.1 и 3.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) установлены требования, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (7 32 101 01 30 4), - представляют собой отходы IV класса опасности (по последней цифре кода).

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что 08.10.2018 года из Ишимского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Тюменской области в прокуратуру Викуловского района Тюменской области поступило на рассмотрение обращение ФИО6 о несогласии с действиями органов местного самоуправления Викуловского района в сфере вывоза жидких бытовых отходов у населения (л.д.8-9), что подтверждается объяснениями ФИО6 от 02.10.2018 г. (л.д.10-12).

16.10.2017 года определением председателя административной комиссии Викуловского района по заявлению ФИО6 от 27.09.2017 года по факту слива жидких бытовых отходов в 2 км 250 м. справа от автодороги <адрес> по направлению <адрес> производство по материалу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.24-25).

24.11.2017 года определением председателя административной комиссии Викуловского района по заявлению ФИО6 от 09.11.2017 года по факту слива жидких бытовых отходов в 2 км от <адрес> (дорога <адрес>) производство по материалу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.13-14, 19-23).

Также в материалах дела имеется протокол принятия сотрудником полиции устного заявления о преступлении ФИО6 от 17.04.2018 года по факту незаконного слива нечистот между <адрес> и <адрес> (л.д. 15), что подтверждается объяснениями ФИО6, фото-таблицей (л.д.16-18).

Из копии распоряжения Правительства Тюменской области от 27.07.2010г. № 1111-рп «О выделении средств» усматривается, что Викуловскому району выделены субсидии на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального назначения, газификации и внешнего благоустройства в объеме 140611,00 тысяч рублей (л.д. 26-28).

16.09.2010 г. между Главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и муниципальным образованием администрация Викуловского муниципального района заключено соглашением о предоставлении в 2010 году субсидий из регионального фонда софинансирования расходов в объеме 44621550,00 рублей (л.д.29-32), а по дополнительному соглашению между сторонами от 22.12.2010г. объем субсидий составил 140611000,00 рублей, в том числе на объект «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» (л.д.33-34).

26.10.2010г. по результатам проведения открытого аукциона между Администрацией Викуловского муниципального района и Закрытым акционерным обществом «СПИНОКС» был заключен муниципальный контракт № 655/ОА-2010 на выполнение подрядных работ на объекте «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)», стоимость работ по контракту составила 128 906 060 рублей, срок выполнения работ установлен в 2010г. до 15.12.2010 г., а после продолжения работ – до 15.12.2011 г. (л.д. 35-38), который расторгнут по соглашению сторон от 14.12.2011 г. на основании протокола от 20.11.2011 г. общего совещания, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", работы подрядчиком выполнены на сумму 126531724 рубля 75 копеек (л.д. 40).

09.12.2013г. по результатам проведения открытого аукциона между Администрацией Викуловского муниципального района и Закрытым акционерным обществом «СПИНОКС» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)», стоимость работ по контракту составила 4106 453 рубля, срок выполнения работ установлен до 30.08.2014 г. (л.д. 41-51, 80-89), между сторонами составлен акт оказанных услуг, произведена оплата по муниципальному контракту (л.д. 90-93).

Согласно контракта № 224, заключенному 27.10.2014 г. между государственным автономным учреждением <адрес> «Управление государственной экспертизы проектной документации» и Закрытым акционерным обществом «СПИНОКС», предметом контракта было проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» (л.д.94-97), дополнительным соглашением № 1 между сторонами от 29.10.2014 г. было уточнено наименование проектной документации: Корректировка ПД «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» (л.д.98), по результатам контракта 12.01.2015 г. и 14.05.2015 г. утверждены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации без сметы и результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства: Корректировка ПД «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» и на объект капитального строительства: Корректировка ПД «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» <адрес>, 03.06.2015 г. подписан акт приема-передачи (л.д.99-101).

Распоряжением Администрации Викуловского муниципального района от 11.12.2009 г. № 1404-р предварительно согласовано место размещения и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 2250 кв.м под накопитель ЖБО по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения (л.д.67-70).

Согласно копии гидрогеологического заключения о возможности эксплуатации существующей свалки ЖБО в районе <адрес>, выданного 07.08.2009 г. ГУП ТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг», указано, что объект эксплуатируется с 1991 г. без согласований с контролирующими органами, местоположение свалки жидких бытовых отходов согласовано (л.д.71).

Согласно копии справки Викуловского районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 17.07.1996 года существующая система утилизации жидких бытовых отходов не отвечает санитарно-гигиеническим нормативам в части накопления, обеззараживания ЖБО, устройства и содержания полигона для ЖБО, контроля гигиенической эффективности самоочистки отходов и влияния их на окружающую среду (л.д. 72).

Согласно представленного административным ответчиком акта обследования территории (акватории) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тюменской области 02.11.2017 г. было проведено обследование по адресу: окрестности <адрес>, <адрес>, накопитель для размещения коммунальных стоков (отходов), которым установлено, что накопитель имеет обваловку грунтом, нарушений целостности обваловки не зафиксировано, водных объектов в окрестностях накопителя не отмечено, нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды не выявлено (л.д.77-79).

Согласно представленных административным ответчиком материалов дела, Администрация Викуловского муниципального района в 2016 году обращалась к заместителю Губернатора Тюменской области о выделении денежных средств на реконструкцию по объекту «<адрес>. Реконструкция канализации и канализационные очистные сооружения (КОС)» (1 этап), был получен ответ, что денежные средства на указанные цели не предусмотрены (л.д.102-103), в 2017 году департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области произведен расчет тарифов на услуги водоотведения (очистки сточных вод) после ввода очистных сооружений в эксплуатацию (л.д. 104-106), имеется поручение Губернатора Тюменской области от 15.05.2018 года по формированию программы (с выделением краткосрочной и среднесрочной перспективы) обращения ЖБО в каждом городском округе и муниципальном районе (включая либо строительство КОС либо транспортировку ЖБО на уже имеющиеся), по которому Администрацией Викуловского муниципального района предоставлена соответствующая информация (л.д.107-109).

Из представленного прокурором Викуловского района решения Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2018 года установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Сибириада» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Решением установлено, что по результатам анализов, представленных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области (письмо от 15.05.2018 № 05-657, вх. № 2951 от 15.05.2018) пробы сточной воды из накопителя (места сброса отходов жидких неканализованных объектов водопотребления) оказывают острое токсическое воздействие на гидробионтов, что подтверждается заключением по результата проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 15.05.2018 № 12, протоколами КХА от 14.05.2018 и протоколами результатов биотестирования от 14.05.2018 с заключениями к ним, место точки отбора проб сточной воды-Т5- в накопителе по адресу: <адрес> <адрес>, индекс токсичности равен от 0,82 до 0,95, что соответствует высокой степени токсичности (л.д.110-116).

На основании выше изложенного, суд считает, что доводы представителя административного ответчика о том, что Администрацией Викуловского муниципального района предпринимаются все меры по организации на территории Викуловского муниципального района сбора, размещения, утилизации жидких неканализованных отходов производства и потребления, оборудованию в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства указанных мест, поскольку имеетсянакопитель ЖБО в окрестностях <адрес>, по которому нарушений не выявлено, по вводу в эксплуатацию канализации в <адрес>, для чего были заключены муниципальные контракты, построены объекты, проведена корректировка проектной документации, неоднократно обращались в региональные органы власти по вопросу обращения с ЖБО, получали ответы об отсутствии денежных средств, являются не состоятельными, поскольку не свидетельствуют о принятии административным ответчиком всех мер по решению указанных вопросов в соответствии с действующим законодательством.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что организация на территории Викуловского муниципального района сбора, размещения, утилизации жидких неканализованных отходов производства и потребления, оборудование в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства указанных мест является вопросом местного значения, не осуществляется Администрацией Викуловского муниципального района в соответствии с требованиями законодательства, а также административным ответчиком меры по вводу объекта незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения <адрес>» в эксплуатацию не предпринимаются длительное время, что свидетельствует о бездействии административного ответчика и нарушает права граждан на проживание в благополучной, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, окружающей среде, в связи с чем, требования прокурора Викуловского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Викуловского района в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Викуловского муниципального района по организации на территории Викуловского муниципального района сбора, размещения, утилизации жидких неканализованных отходов производства и потребления и оборудованию в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест для сбора, размещения, хранения и утилизации жидких отходов производства и потребления.

Признать незаконным бездействие Администрации Викуловского муниципального района по вводу объекта незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения <адрес>» в эксплуатацию.

Возложить на Администрацию Викуловского муниципального района обязанность устранить указанные нарушения путем ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства – канализационных очистных сооружений <адрес> и проведения рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 2250 кв.м, расположенного в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Викуловский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2018 года.

Председательствующий А.А.Калинин

2а-168/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Прокуратура Викуловского района Тюменской области
Ответчики
Администрация Викуловского муниципального района
Суд
Викуловский районный суд Тюменской области
Судья
Калинин Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
vikulovsky.tum.sudrf.ru
16.10.2018Регистрация административного искового заявления
16.10.2018Передача материалов судье
18.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018Подготовка дела (собеседование)
29.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2018Судебное заседание
04.05.2020Регистрация административного искового заявления
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее