Дело № 2а-3405/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Рогозиной В.А.,
при секретаре судебного заседания Мухамеджановой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии, обязании устранить нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Краснооктябрьский районный суд <адрес> к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии, обязании устранить нарушение права.
В обоснование заявления пояснила, что обратилась в комиссию ГУ МВД России по <адрес> с заявлением в выплате ей, как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, компенсации расходов на Переезд с территории Узбекистана на территорию Российской Федерации, в чём ФИО2 было отказано, в связи с неполнотой представленных документов. Уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила по почте ДД.ММ.ГГГГ, само решение об отказе в выплате компенсации так и не было предоставлено. Принятое решение считает необоснованным и незаконным. Считает, что ею выполнены все требования, предъявляемому к участнику Государственной программы по переселению для получения компенсации расходов на переезд. Просит признать незаконным отказ комиссии ГУ МВД России по <адрес> в компенсации расходов на переезд. Обязать комиссию ГУ МВД России по <адрес> принять решение о компенсации расходов на переезд с территории Узбекистана на территорию Российской Федерации.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании настаивала на доводах указанных в исковом заявлении.
Представитель административного истца ФИО9, действующая в порядке ст. 56 КАС РФ, в судебном заседании поддержала исковые требования. Пояснила, что ФИО2, обратилась в комиссию ГУ МВД России по <адрес> с заявлением о выплате ей, как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, компенсации расходов на переезд с территории Узбекистана на территорию Российской Федерации, в чём ФИО2 было отказано. ФИО2 были представлены доказательства на возмещения затрат на перелет в Россию. Денежные средства ФИО2 перечислила своей сестре и та купила ей билет в Россию. Просит признать незаконным отказ комиссии ГУ МВД России по <адрес> в компенсации расходов на переезд, возместить ФИО2 денежные средства.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в ФИО1, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания. Для получения компенсации расходов заявитель (участник Государственной программы либо уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо) подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы заявление о выплате компенсации расходов. К заявлению прилагаются следующие документы: подлинники документов, подтверждающих оплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной программы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации. ФИО2 не представила на комиссию подтверждения перевода денежных средств сестре ФИО2 - ФИО6, а также не просила допросить ее в качестве свидетеля. ГУ МВД России по <адрес> на момент вынесения решения об отказе в выплате компенсации не располагала, той информацией, которую ФИО2 предоставила в судебное заседание. Так же не имеется доказательств того, что именно денежные средства ФИО2, были потрачены на приобретение билетов на переезд в РФ. Просит отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо председатель комиссии ГУ МВД России по <адрес> по рассмотрению заявлений о выплате участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, компенсации расходов и пособий, а также об отмене ранее принятого решения и/или о взыскании выплаченных средств - ФИО8, в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений не представил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 21-ФЗ (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 220 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. К их числу относятся: указание органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие; наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое действие; иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием); нормативно-правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата её подачи, результат рассмотрения; требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с ФИО1 гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав ФИО1 граждан и организаций.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определяет, что наряду с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской ФИО1, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, а также выходцы (эмигранты) из ФИО1 государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (статья 1).
Закрепляя, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в ФИО1 (статья 13.1), указанный федеральный закон относит к полномочиям Российской Федерации в области отношений с соотечественниками принятие федеральных целевых и федеральных программ, а определение основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - к полномочиям Президента Российской Федерации (статьи 14 и 19). На основании данных законоположений Президентом Российской Федерации был издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом", которым утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с подпунктами "в" и "е" пункта 5 Государственной программы основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в ФИО1 являются обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей, взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Для достижения указанных целей положениями Государственной программы предусмотрена, помимо прочих задач, разработка региональных программ переселения и проектов переселения.
Судом установлено, что ФИО2 и член ее семьи - сын ФИО3 прибыли на территорию РФ в <адрес> из Республики Узбекистан, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> № № на имя ФИО2 (л.д.35-41) и паспортом гражданина <адрес> № № на имя ФИО3 (л.д.42-54).
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
ДД.ММ.ГГГГ Консульским отделом Посольства России в Узбекистане было выдано свидетельство участника Государственной программы серии СС - № на имя ФИО2 (л.д.32-34).
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в ФИО1, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания.
Порядок выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом,, компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с проездом и провозом личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до населенного пункта, в котором они в установленном порядке зарегистрированы по месту жительства либо поставлены на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации определены Правилами выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данными правилами установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: оплату проезда и провоза личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских и грузовых перевозок; уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.
Выплата компенсации расходов на проезд осуществляется в размере, определяемом исходя из фактических, документально подтвержденных расходов. Выплата компенсации расходов на провоз личного имущества осуществляется в размере, не превышающем стоимости перевозки 5-тонным контейнером - для семьи до 3 человек включительно.
При определении размера компенсации расходов учитываются также расходы участника Государственной программы и членов его семьи на перевозку личного имущества автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории Российской Федерации узловой станции до места назначения.
Пунктом 6 указанных Правил определено, что для получения компенсации расходов заявитель подает по месту жительства либо по месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации расходов по форме, утвержденной указанной Службой. К заявлению прилагаются следующие документы: а) подлинники проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной программы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, б) копия свидетельства участника Государственной программы (постранично); в) копии документов, удостоверяющих личность участника Государственной программы и членов его семьи; г) копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы и членов его семьи в установленном порядке по месту жительства либо постановку на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации; д) реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации.
Приказом ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия ГУ МВД России по <адрес> по рассмотрению заявлений о выплате участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, компенсаций расходов и пособий, а также об отмене ранее принятого решения и/или о взыскании выплаченных средств (далее комиссия ГУ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подала заявление о выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания (л.д.27-30).
Так при изучении, представленных административным истцом электронных авиабилетов, приобретенных ДД.ММ.ГГГГ с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стоимость проезда по маршруту Ташкент-Москва-Волгоград составляет 15251 рубль (графа TOTAL), и включает в себя тариф - 145,00 евро (графа FARE), эквивалент тарифа - 10950 рублей (графа EQIVFAREPD), аэропортовый сбор - 4301 рублей (графа TAX) (л.д.56, 58).
Согласно приложенной квитанции электронного билета, билет выдан авиакомпанией Аэрофлот, агент А82 Moscow RU. Форма оплаты – наличные (л.д.57,59).
Согласно «Квитанции разных сборов» № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный <данные изъяты>» (Территориальное агентство воздушных сообщений, <адрес>) с ФИО10 (инициалы в квитанции отсутствуют) взыскан сбор агентства в размере 2000 рублей. Форма оплаты – наличные (л.д.60).
Из пояснений ФИО2 следует, что сотрудники компании «Аэрофлот» находящиеся на территории Узбекистан, пояснили, что при приобретении билетов за иностранную валюту возникнут трудности при получении компенсации дорожных расходов, так как в <адрес> отменены расчеты в долларах и перевод иностранной волюты на ФИО1 рубли не будет осуществлен. Поэтому ФИО2 была вынуждена перевести денежные средства своей сестре ФИО6, которая приобретала электронные авиабилеты по маршруту Ташкент-Москва-Волгоград на имя ФИО2 и ФИО3 на территории Российской Федерации (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в ФИО12» с заявлением о выдаче денежного перевода без открытия банковского счета по Системе «Юнистрим», из которого усматривается, что отправителем перевода является ФИО2, а получателем ФИО6, сумма перевода составила 5000 Долларов США (л.д.8).
Вместе с тем, из представленных ГУ МВД России по <адрес> материалов, не усматривается, что при подаче заявления о выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, ФИО2 представила доказательства, подтверждающие покупку авиабилетов за собственные денежные средства. Также отсутствует ходатайство о допросе сестры ФИО6
Наличие письменных пояснений ФИО2, приобщенных к заявлению о выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, само по себе не подтверждает факт покупку авиабилетов за собственные денежные средства.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 суду поясняла, что билеты были приобретены ею на средства денежного перевода от ФИО2 в размере 5000 долларов США специально для приобретения билетов, однако данные пояснения также не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанные обстоятельства не были известны административному органу на момент его вынесения.
Таким образом, системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что возмещению подлежат только расходы, понесенные самим участником Государственной программы и (или) членом семьи участника Государственной программы.
Заявленные требования не могут быть удовлетворены, так как административным истцом не были представлены документы, подтверждающие понесенные ею, как участником Государственной программы и (или) членом ее семьи ФИО3 расходы, в связи с переездом с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении требований ФИО2 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии, обязании устранить нарушение права - отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,177, 218, 219 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии, обязании устранить нарушение права – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись В.А. Рогозина
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись В.А. Рогозина