11RS0005-01-2022-007427-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Плашихина М.А., представителя ответчиков Бугаева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 06.04.2023 гражданское дело по исковому заявлению Плашихина М.А. к ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Плашихин М.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей, в обоснование требований указав, что с апреля 2022 г. работал у ответчика на полставки, однако рабочий день истца по подключению нового оборудования был продолжительностью с 9:00 до 02:00, в летнее время включал видеотрансляцию, гимн, зарядку, находился на работе с 05:00 до 22:30, после чего выключал оборудование; выполнял работы в котельной до 20 – 23 часов; работал за . Систематические переработки не входили в обязанности истца и не были оплачены, чем ему нанесен моральный вред.
Определением суда от 15.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Истец, участвующий в судебном заседании с использованием средств видеоконференц – связи, на иске настаивал.
Представитель ответчиков Бугаев В.А., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Истец отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима, в ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми - с 17.10.2021.
За период нахождения в ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми истец привлекался к оплачиваемому труду с 24.11.2021, в том числе с 27.04.2022 на 0,5 ставки по ремонту и обслуживанию по .... разряду на основании приказа врио начальника ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми от 26.04.2022 № 90 -ос.
В силу ч.2 ст.9 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.
Согласно ч.1, ч.5 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.
Из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Конституционные права осужденных, отбывающих по приговору суда наказание в местах лишения свободы, ограничены законом, поэтому на указанных лиц распространяются нормы трудового законодательства только в части, допускаемой и предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством с соблюдением установленных законом изъятий и ограничений, а именно нормы, регулирующие материальную ответственность осужденных к лишению свободы, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда (ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ).
Таким образом, законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания. Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим на осужденных не распространяются, в частности, нормы трудового законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работодателя перед работником, в том числе в части компенсации морального вреда.
Таким образом, положения ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, неприменимы, а подлежат применению общие положения гражданского законодательства о компенсации морального вреда.
В соответствии с ч.1 ст.150, ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и именно на истца возложена обязанность доказать нарушение его личных неимущественных прав или посягательство на нематериальные блага противоправными деяниями ответчиков.
Определением суда от 01.02.2023, копия которого получена истцом 22.02.2023, истцу предлагалось представить сведения о конкретной продолжительности рабочего времени в каждый день, в который допущено превышение нормальной продолжительности рабочего времени.
Истец, утверждая, что был привлечен к оплачиваемому труду сверх установленной продолжительности рабочего времени, конкретные сведения о таком привлечении суду не предоставил, что влечет невозможность проверки утверждений истца о занятости оплачиваемым трудом сверх установленной продолжительности рабочего времени. Представленные им пояснительные записки осужденных также таких сведений не содержат и относимыми доказательствами не являются.
Сторона ответчиков, отрицая привлечение истца к оплачиваемому труду сверх установленной для истца продолжительности рабочего времени, представила табели учета рабочего времени истца с ноября 2021 г., справку главного инженера ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, справку инспектора отдела безопасности ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, в которых сведения о работе истца сверхурочно отсутствуют.
При таких обстоятельствах доводы истца о систематических «переработках» не нашли своего подтверждения.
Возможности возложения на ответчиков обязанности компенсации морального вреда в случае, когда действия ответчиков, нарушающие нематериальные права истца, не установлены, не имеется, и в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Плашихина М.А. к ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 13.04.2023.
Судья Е.Г.Берникова