Дело № 2а-1684/2022
УИД 44RS0001-01-2022-001324-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению департамента здравоохранения Костромской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушеву Александру Николаевичу, МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указал, что на основании решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № департамент здравоохранения Костромской области, как главный распорядитель бюджетных средств, обязан обеспечить Голубеву В.А. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 – инфузионные наборы Мини Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см0 или инфузионный набор Sure – Т ММТ-864 (6мм/60см). Постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП от <дата> департаменту здравоохранения Костромской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получение постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок требования исполнительного документа по обеспечению Голубевой В.А. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 – инфузионные наборы Мини Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см) или инфузионный набор Sure – Т ММТ-864 (6мм/60см) в необходимом количестве в добровольном порядке департаментом здравоохранения Костромской области не исполнены, в связи с чем по данному исполнительному производству судебным приставом – исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушевым А.Н. в отношении департамента здравоохранения Костромской области вынесено постановление от <дата>, поступившее в адрес департамента <дата> о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке департаментом здравоохранения Костромской области исполнить не представляется возможным. Департамент здравоохранения Костромской области считает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа, поскольку приобретение лекарственных препаратов и лечебного питания может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом порядок и сроки, установленные указанным Федеральным законом, исключают возможность исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок. Кроме того, финансирование расходов областного бюджета проходит полное санкционирование департаментом финансов Костромской области и Управлением федерального казначейства по Костромской области. Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. Вместе с тем к моменту истечения срока для добровольного исполнения судебного акта необходимые и достаточные для приобретения расходных материалов для инсулиновой помпы Медтроник 754-инфузионные наборы Мин Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см) или инфузионный набор Sure – Т ММТ-864 (6мм/60см) субвенции из областного бюджета в бюлдет г. Костромы не поступили, следовательно, реальная возможность приобретения расходных материалов для инсулиновой помпы Медтроник 754-инфузионные наборы Мин Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см) или инфузионный набор Sure – Т ММТ-864 (6мм/60см) в необходимом объеме с соблюдением установленных законом процедур закупок отсутствует. В настоящее время департаментом здравоохранения Костромской области предприняты меры для обеспечения Голубевой В.А. указанным медицинским изделием в кратчайшие сроки. Законом Костромской области от 27 октября 2020 года № 3-7-ЗКО «О внесении изменений в Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2020 год, и на плановый период 2021 и 2022 годов», в соответствии с предложениями департамента здравоохранения Костромской области на обеспечение граждан лекарственными препаратами для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям во исполнение судебных актов дополнительно предусмотрены ассигнования на 2020 год в сумме 8,2 млн. руб., на 2021 год – 40 млн. руб. На сегодняшний день департамент здравоохранения Костромской области подготовил аукционную документацию на закупку инфузионных наборов Мини Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см) и произвел процедуру государственной закупки расходных материалов <дата> направлена в ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области», <дата> размещен аукцион на поставку инфузионных наборов, государственный контракт заключен <дата>, <дата> на имя Голубевой В.А. были выписаны рецепты на 12 упаковок инфузионные наборы Мини Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см), <дата> родители ребенка получили необходимые медицинские изделия. С учетом изложенного департамент здравоохранения Костромской области просит освободить его от взыскания исполнительного сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушева А.Н. от <дата>, принятому в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата> в размере 50000 руб.
Представитель заинтересованного лица Голубевой С.Г. по доверенности Галичев С.В. полагал требования не подлежащими удовлетворению, указывая на недобросовестность поведения департамента здравоохранения Костромской области, отсутствие заинтересованности в незамедлительном выполнении решения суда в рамках их полномочий и в целях обеспечения жизни и здоровья пациента. Взыскание исполнительского сбора, по мнению представителя, послужит принуждением к исполнению департаментом своих обязанностей по надлежащему обеспечению граждан в соответствии с государственными гарантиями медицинской помощью и своевременному исполнению решение суда. Несмотря на окончание исполнительного производства, с учётом изменения способа исполнения решения суда, Голубева С.Г. обратилась в службу судебных приставов с заявлением о возобновлении исполнительного производства.
Административный истец департамент здравоохранения Костромской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушев А.Н., УФССП России по Костромской области, МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, заинтересованное лицо Голубев В.А. в лице законного представителя Голубевой С.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании не участвуют.
Представители заинтересованных лиц ТО Росздравнадзор по Костромской области, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, ОГКУ "Агенство государственных закупок Костромской области", ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии", ООО "Медтроник", ООО "Эрвин", ООО "Апекс Медикл" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом..
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом установлено, что решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> департамент здравоохранения Костромской области обязан обеспечить Голубеву В.А., <дата> года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 – инфузионные наборы Мини Мед Квик – Сет ММТ 399 (6мм/60см) или инфузионный набор Sure – Т ММТ-864 (6мм/60см) в необходимом количестве.
На основании исполнительного документа, выданного во исполнение указанного судебного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от <дата> в отношении должника департамента здравоохранения Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Марушевым А.Н. вынесено постановление от <дата> о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
<дата> вышеуказанное исполнительное производство в отношении департамента здравоохранения Костромской области судебным приставом-исполнителем окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> способ исполнения решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата>, исключена возложенная на ответчика обязанность обеспечения Голубевой В.А. инфузионными наборами MiniMed Quick-Set MMT-399 (6мм/60см)-10 штук в месяц. На ответчика возложена обязанность организовать обеспечение Голубевой В.А. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 754 - устройство для инфузии Sure-T MMT-864 (6мм/60 см) – 15 шт. в месяц в соответствии с назначением лечащего врача до отмены/изменения назначения лечащего врача.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, департаментом здравоохранения Костромской области предпринимались меры к обеспечению Голубевой В.А. необходимыми медицинскими изделиями, в подтверждение чего представлены документы об электронном аукционе для закупки, сведения о выданных Опекуновой А.В. медицинских устройствах <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> об окончании исполнительного производства в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы департамента здравоохранения Костромской области о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, заслуживающими внимания.
Принимая во внимание, что финансирование обязательств Департамента здравоохранения Костромской области по приобретению лекарственных средств осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение лекарственных средств, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При определении степени вины департамента здравоохранения Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные Департаментом действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о невозможности незамедлительного исполнения требований исполнительного документа, обусловленной порядком расходования бюджетных средств бюджетным учреждением.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление департамента здравоохранения Костромской области удовлетворить.
Освободить департамент здравоохранения Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению от <дата> судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Марушева А.Н. в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева