Решение по делу № 2а-87/2022 (2а-1194/2021;) от 24.11.2021

№2a-87/22

32RS0021-01-2021-002685-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года    г.Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Корбан А.В.,

при секретаре судебного заседания Кошман И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (МИФНС) России №1 по Брянской области к Петренко И.А. в лице законного представителя Петренко А.А. о взыскании земельного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика земельного налога и также пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что административный ответчик имеет недоимку по уплате земельного налога за 2015 год в размере <данные изъяты>., за 2016 год в размере <данные изъяты>, а также пени за неуплату (неполную уплату) земельного налога за период с 2 по 13 декабря 2016 года в размере <данные изъяты>., за период с 2 декабря 2017 года по 25 февраля 2018 года в размере <данные изъяты>. Просила взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога и пени, а также восстановить срок для подачи административного искового заявления.

В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, заявив о рассмотрении административного иска в его отсутствие.

Административный ответчик и его законный представитель в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела. Об отложении дела не ходатайствовали, возражений против удовлетворения административного иска не заявили.

Судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив доводы административного истца и материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно предоставленным административным истцом сведениям, а также данным Единого государственного реестра недвижимости Петренко И.А. с 2 ноября 2011 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с изложенным и согласно статьям 388, 389 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) Петренко И.А. был признан плательщиком земельного налога.

В силу ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год.

Исходя из положений п.3 ст.396 НК РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

При этом согласно ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции по состоянию на 2015 год – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом).

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

В силу ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Из материалов дела усматривается, что в адрес плательщика направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога за 2015, 2016 годы (л.д.8, 10), т.е. с соблюдением срока, установленного ст.52 НК РФ.

Согласно ч.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 ст.69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного ст.69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня насчитывается за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Ввиду неисполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок Петренко И.А. были выставлены требования об уплате земельного налога и пени: по состоянию на 14 декабря 2016 года на сумму <данные изъяты> руб. (393 руб. налог, <данные изъяты>. пеня) (л.д.5); по состоянию на 26 февраля 2018 года на сумму <данные изъяты>) (л.д.6).

Уплата налога и пени административным ответчиком не произведена, задолженность в добровольном порядке не погашена.

В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок налога и пени, административным истцом заявлено требование о взыскании земельного налога и пени в размере 941,53 руб.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае, снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом абз.3 части 2 указанной статьи в редакции 29 декабря 2020 года установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты> (в предыдущей редакции <данные изъяты>), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из предоставленных материалов, первоначальным (ранним) требованием об уплате налогов и пени административному ответчику предлагалось исполнить обязательства в срок до 8 февраля 2017 года (л.д.5). Поскольку сумма задолженности в рассматриваемом случае не превысила установленной законом суммы, налоговый орган имел право обратиться за взысканием недоимки в течении шести месяцев после истечения трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налога. Следовательно, трехлетний срок истек 8 февраля 2020 года, а шестимесячный срок для обращения в суд сохранялся до 8 августа 2020 года.

С административным иском налоговый орган обратился 22 ноября 2021 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Петренко И.А. задолженности по уплате земельного налога и пени Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области обращалась 1 октября 2021 года.

Определением и.о. мирового судьи участка №45 Новозыбковского судебного района мирового судьи участка №64 Новозыбковского судебного района Брянской области от 18 октября 2021 года в принятии заявления было отказано на основании п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ.

Поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС обратилась уже с пропуском установленного законом срока, срок обращения с административным иском также пропущен.

Согласно абз.4 ч.2 ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ установленный срок обращения в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года №479-0-0).

В поданном заявлении административный истец просит о восстановлении пропущенного срока. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что как налоговые уведомления, так и требования об уплате налога направлялись административному ответчику по адресу: <адрес> д.Тростань, <адрес>, в то время как он и его законный представитель с 2009 года имеют регистрацию по улице <адрес> том же населенном пункте.

Публично-правовая обязанность уплатить земельный налог возникает только с момента получения налогового уведомления, а достоверных данных о получения административным ответчиком налоговых уведомлений и требований суду не представлено, поскольку они направлялись по неверному адресу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, не представлено, как не представлено и доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, суд на основании ч.8 ст.219 КАС РФ приходит к выводу об отказе в удовлетворении рассматриваемых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (МИФНС) России №1 по Брянской области к Петренко И.А. в лице законного представителя Петренко А.А. о взыскании земельного налога и пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Корбан

2а-87/2022 (2а-1194/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 1 по Брянской области
Ответчики
Петренко Иван Алексеевич
Другие
Петренко Анастасия Александровна
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Корбан Анжелика Вадимовна
Дело на странице суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация административного искового заявления
24.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
11.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее