Судья Рожкова Т.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ26 февраля 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашкой Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4» УФСИН по Чувашской Республике об установлении административного надзора в отношении Гоголадзе Т.Б.,
поступившее по апелляционной жалобе Гоголадзе Т.Б. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
Установить в отношении Гоголадзе Т.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок 3 (три) года с установлением в отношении него административного ограничения в виде обязательной явки 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора, установленного в отношении Гоголадзе Т.Б., исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН по Чувашской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора на срок 3 года в отношении Гоголадзе Т.Б., освобождаемого из мест лишения свободы 07 мая 2018 года, и установлении в отношении него административного ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
В иске указано, что Гоголадзе Т.Б. осужден приговором <данные изъяты> по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, т.е. за совершение тяжкого преступления. Приведены сведения, характеризующие Гоголадзе Т.Б.: за время нахождения в местах лишения свободы он допустил 95 нарушений установленного порядка отбывания наказания, не имея при этом поощрений; постановлением начальника исправительного учреждения от 09 октября 2015 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и 12 октября 2015 года переведен в строгие условия отбывания наказания.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «ИК № 4» УФСИН по Чувашской Республике Измайлов А.Г. требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Административный ответчик Гоголадзе Т.Б. в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора.
Прокурор Улисов С.Г. административный иск полагал подлежащим удовлетворению.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано Гоголадзе Т.Б. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со ст. 308 КАС РФ и обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрев дело по административному исковому заявлению исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении Гоголадзе Т.Б., суд первой инстанции разрешил его в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как видно из дела, на момент вынесения судом первой инстанции решения Гоголадзе Т.Б. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору <данные изъяты> за совершение тяжкого преступления, предусмотренного по ч. 2 ст. 228 УК РФ.
В период отбывания наказания в местах лишения свободы постановлением начальника исправительного учреждения от 09 октября 2015 года Гоголадзе Т.Б. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, административный надзор в отношении него устанавливается в обязательном порядке в силу положений ч. 1, ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Правильно определен районным судом и срок административного надзора в отношении Гоголадзе Т.Б., поскольку согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона административный надзор в отношении лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Поскольку Гоголадзе Т.Б. осужден за совершение тяжкого преступления, согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент постановления приговора) следует исходить из того, что его судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия им наказания.
Установив в отношении Гоголадзе Т.Б. административный надзор, суд первой инстанции определил для поднадзорного лица административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания три раза в месяц для регистрации.
В апелляционной жалобе приводятся доводы, которые сводятся к тому, что суд, устанавливая в отношении административного ответчика административный надзор, не дал надлежащей оценки всей совокупности доказательств, данным о его личности, характеру допущенных нарушений, его последующему поведению после признания злостным нарушителем, а лишь формально перечислил сведения о постановке его на профилактический учет.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Действительно, факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях (п. 15 постановления Пленума).
Из материалов дела следует, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы ФКУ «ИК № 4» УФСИН России по Чувашской Республике Гоголадзе Т.Б. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно 07 октября 2015 года в 10 час. 56 мин. в нарушение ст.ст. 11, 82 УИК РФ, находясь в ШИЗО, при выходе из камеры № 19 и передвижении по коридору не держал руки за спину. Лишь после неоднократных требований сотрудников администрации осужденный выполнил данное требование.
В соответствии со ст. 116 УИК РФ одновременно с наложением взыскания начальник ФКУ «ИК № 4» УФСИН России по Чувашской Республике 09 октября 2015 года вынес в отношении Гоголадзе Т.Б. постановление о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из указанного постановления следует, что при его вынесении учитывалось, что в сентябре 2015 года Гоголадзе Т.Б. трижды за нарушение установленного порядка отбывания наказаний подвергнут взысканиям в виде водворения в ШИЗО: 02 сентября 2015 года - 7 суток за нахождение на спальном месте в неустановленное время; ДД.ММ.ГГГГ и 30 сентября 2015 года – 10 суток и 12 суток соответственно за невыполнение требования «руки за спину». За все время отбывания наказания в местах лишения свободы зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 33 нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, на меры воспитательного и дисциплинарного воздействия не реагирует должным образом, выводов не делает, систематически нарушает требования установленного порядка отбывания наказания.
12 октября 2015 года Гоголадзе Т.Б. переведен в строгие условия отбывания наказания.
Судебная коллегия учитывает, что в период отбывания наказания Гоголадзе Т.Б. поощрений не имел, после признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания к нему неоднократно применялись меры взыскания:
- с октября по декабрь 2015 года - 18 раз;
- в 2016 году - 34 раза;
- в 2017 году - 13 раз.
Администрацией исправительной колонии Гоголадзе Т.Б. характеризуется отрицательно, как проявляющий грубое и явное неуважение к персоналу исправительного учреждения, способного на оказание злостного неповиновения законным требованиям администрации колонии, пользующийся большим авторитетом среди лиц отрицательной направленности и пропаганидирующий «воровские традиции». Его поведение направлено на дезорганизацию правопорядка в колонии, а также на активное стремление вовлечь в совершение противоправных действий большое число осужденных. К режимным требованиям относится отрицательно, систематически нарушает форму одежды, на замечания не реагирует.
Учитывая совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее его поведение после признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, которые судом первой инстанции были оценены в полной мере, судебная коллегия приходит к выводу, что административный надзор в отношении Гоголадзе Т.Б. установлен обоснованно.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Гоголадзе Т.Б. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 декабря 2017 оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Алексеев