Судья: Шандромайло Ю.Н. Дело № 33-6819/2022 (2-474/2022)
Докладчик: Ельмеева О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2022 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей: Ельмеевой О.А., Слепцовой Е.В.,
при секретаре Бурдуковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ельмеевой О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Кирьянова Ивана Викторовича
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2022 года
по иску Кирьянова Ивана Викторовича к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Кирьянов И.В. обратился с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированного ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Требования мотивированы тем, что на основании заключения СФ АО «ВНИМИ» от 06.12.2013 №154 дом по адресу: <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и подлежит сносу.
Администрация Анжеро-Судженского городского округа не вносит его в список граждан подлежащих расселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», рекомендовано решить данный вопрос в суде.
Считает отказ Администрации во включении его в список граждан, подлежащих переселению, и лишение права на получение социальной выплаты на приобретение взамен ветхого, ставшего аварийным в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, незаконным, нарушающим его жилищные права. Фактически в спорном жилом помещении он проживает с 2011.
Просит суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставить социальную выплату из расчета 33 кв.м., для приобретение жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2022 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кирьянова Ивана Викторовича к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты отказать.»
В апелляционной жалобе Кирьянов И.В. просит решение суда отменить, принять новое решение.
Указывает, что проживает в спорном доме с 2011 года, что подтверждено показаниями свидетелей. В соответствии с абз.6 п.8 Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, проживание гражданина в неучтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности дает основание для включения гражданина в дополнительные списки.
Поскольку на день принятия решения о ликвидации Шахтоуправления «Анжерское» истец постоянно проживал в спорном жилом помещении, следовательно, подлежит включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Считает, что имеются все необходимые условия для предоставления социальной выплаты: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость истца в обеспечении иным жилым помещением.
Относительно доводов апелляционной жалобы письменные возражения не поданы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. З, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению обжалуемого решения.
Как правильно установил суд первой инстанции, спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности", а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 №428.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, пп. "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в г. г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В п. 8 перечислены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в г. г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт. Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.
Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, Кирьянов И.В., Понкратов А.А., Понкратова А.В., Понкратов С.А., Понкратова Н.С., Понкратова С.А. являются долевыми собственниками (1/6 доля в праве каждого) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 07.09.2011 (л.д. 8-11).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, за Кирьяновым И.В. 09.09.2011 зарегистрировано право собственности в установленном порядке (л.д. 13).
Согласно справке ООО УК «Монолит», Кирьянов И.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 30.09.2021 (л.д. 14).
Как следует из копии паспорта Кирьянова И.В. в период с 03.10.2006 по 30.09.2021 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 6, 85).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 28.03.2022, в собственности Кирьянова И.В. имеется только 1/6 доля в праве на дом и земельный участок по адресу: <адрес> (л.д. 57).
Согласно информации, представленной филиалом №1 БТИ Анжеро-Судженского городского округа, № от 18.03.2022 сведениями о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного за Кирьяновым И.В., филиал не располагает (л.д. 56).
Согласно заключению ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал № от 06.12.2013, дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1967 года постройки, имеет 68% износа, отнесен к подработанным ветхим (л.д. 81).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится на стадии ликвидации. Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, моментом принятия решения о ликвидации шахты является 14.08.2014 (л.д. 31-37).
Таким образом, заключением ОАО ВНИМИ подтверждено, что жилой дом по <адрес>, 1/6 доли в праве на который принадлежит Кирьянову И.В., является ветхим в результате ведения горных работ ликвидированного ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Отказывая Кирьянову И.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку отсутствует совокупность условий, необходимых и достаточных для включения истца в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на угольных шахтах, и заключения с ним договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Выводы суда являются обоснованными, постановленными в соответствии с нормами материального права и на основе установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Исходя из системного толкования вышеназванных положений постановлений Правительства РФ следует, что право на социальную выплату имеют лица, постоянно проживающие в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтами, зарегистрированные на данной площади на момент принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; необеспеченность гражданина, проживающего в этом жилье, иным жильем. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не предусмотрено.
Ниличие права собственности на жилое помещение, ставшее непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, регистрация гражданина по месту жительства в указанном жилом помещении после принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и отсутствие в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения само по себе не свидетельствует о возникновении у истца права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Как было указано выше, социальная выплата предоставляется при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия, угольной промышленности; постоянное проживание в указанном жилом помещении, зарегистрированных на данной площади граждан на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении. Эти условия должны быть в совокупности на момент принятия решения о ликвидации (консервации) угольного предприятия и оцениваются на момент выдачи заключений СФ ОАО ВНИМИ – 06.12.2013 № 154.
Вместе с тем, на момент ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» - август 2014 года, не был зарегистрирован в спорном жилом доме по месту жительства.
Как следует из материалов дела, 1/6 доли в праве собственности на спорный жилой дом принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 07.09.2011. Право собственности Кирьянова И.В. зарегистрировано 09.09.2011. Однако зарегистрирован по месту жительства Кирьянов И.В. 30.09.2021.
Судебная коллегия отмечает, что из материалов дела следует, что истец имел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. По указанному адресу истец был зарегистрирован по месту жительства, проживал там в качестве члена семьи. Указанное следует из приговора Анжеро-Судженского городского суда от 06.02.2020, а также пояснениями свидетеля ФИО13
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд принял показания допрошенных судом свидетелей оценив их в совокупности с иными доказательствами по делу, и предупрежденных об уголовной ответственности.
Исходя их изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что истец права на получение социальной выплаты не приобрел и включению в соответствующий список для предоставления социальной выплаты не подлежит, поскольку совокупность условий, необходимых для включения истца в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания, и предоставления ему социальной выплаты, отсутствует, так как истец в спорном жилом помещении на момент ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» не был зарегистрирован по месту жительства. Следовательно, на день принятия решения о ликвидации шахты 14.08.2014 и составления списков переселения истец право на получение социальной выплаты для приобретения жилья не приобрел, в связи с чем не может быть включен в списки.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, однако материалами дела подтверждается, что оценка всех представленных доказательств произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основе их полного и всестороннего исследования, и считать ее неправильной у судебной коллегии оснований не имеется.
При таких данных, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, разрешил поставленной вопрос в соответствии с требованиями закона.
Оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирьянова Ивана Викторовича, без удовлетворения
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: О.А. Ельмеева
Е.В. Слепцова