Решение по делу № 3-11/2015 (3-89/2014;) от 20.10.2014

Дело № 3-11/2015

г. Брянск 22 января 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Зубковой Т.И.,

при секретаре Носоревой М.И.,

с участием представителя заявителей Донцовой М.И., представителя Правительства Брянской области Мариной М.Д., представителя Управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ИП Вертай Н.В. и ИП Вертай А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ИП Вертай Н.В. и ИП Вертай А.Н. приобрели на праве долевой собственности земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – административное здание с кадастровым номером (в настоящее время ), площадью <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, кадастровой стоимостью <данные изъяты>

Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области.

Постановление вступило в силу с 1 января 2013 года.
Результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (в настоящее время ), расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов составила <данные изъяты>.

ИП Вертай Н.В. и ИП Вертай А.Н., полагая, что результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего им на праве собственности участка, нарушают их права и законные интересы, поскольку утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, применяемая для исчисления налогов, значительно превышает его рыночную стоимость, обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты>

В обоснование требований представили отчет об оценке земельного участка, выполненный ООО «Сообщество независимых судебных экспертов», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (в настоящее время ), площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2010 г. составляет <данные изъяты>

Просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (в настоящее время ), площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2010 г. в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В. - Донцова М.И. заявленные требования уточнила, с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, изложенных в заключении ООО «Росэкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ, просила установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2010 г. в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты>. После проведения по делу повторной экспертизы не возражала против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости <данные изъяты>

Представитель Правительства Брянской области Марина М.Д. в судебном заседании против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010 года <данные изъяты>, определенной экспертами ООО «Правовая оценка», не возражала.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. по существу заявленных требований пояснила, что результаты государственной кадастровой оценки применительно к земельному участку ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В. были утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 года № 1112 и на его основании внесены в государственный кадастр недвижимости, в случае установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, изменения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области. Возражений против установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителям земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года - <данные изъяты> не представила, в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» и администрации Севского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате и времени судебного заседания, в ходатайствах, направленных в Брянский областной суд, просили рассмотреть дело без их участия.

В суд не явились ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В., о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданным на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ИП Вертай Н.В. и ИП Вертай А.Н. являются собственниками земельного участка категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – административное здание с кадастровым номером в настоящее время площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 23,24).

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, его кадастровая стоимость составляла <данные изъяты> (л.д. 17).

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена оценочной организацией в рамках выполнения государственного контракта от 25.12.2009 года № 169 и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».

ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителей, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуального для конкретного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В связи с изложенным, суд полагает, что заявители вправе требовать определения кадастровой стоимости их земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости). Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. При этом пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 255 (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 509) установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

В целях определения размера рыночной стоимости земельного участка, по ходатайству представителя заявителей определением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам <данные изъяты>

Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, принадлежащего ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В. по состоянию на 01.01.2010 года составляет <данные изъяты>

Представитель Правительства Брянской области Марина М.Д. возражала против установления кадастровой стоимости принадлежащего ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В. земельного участка в размере рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта <данные изъяты> полагала, что экспертом при составлении заключения допущены ошибки и несоответствия и ходатайствовала о назначении повторной экспертизы, производство которой просила поручить экспертам <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ судом данное ходатайство было удовлетворено и по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: Какова величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (в настоящее время ) площадью <данные изъяты>, категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2010 года?

Проведение повторной судебной экспертизы было поручено экспертам <данные изъяты>

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка заявителей составляет на 01.01.2010 года <данные изъяты>.

Оценивая имеющиеся в деле экспертные заключения по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что наряду с другими представленными доказательствами по делу, заключение эксперта <данные изъяты> является допустимым доказательством, поскольку оценка экспертами произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, является членом «Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы.

Заключение эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ содержит неточности и противоречия, а именно: не приведен расчет стоимости оцениваемого объекта, необоснованно применение 15 % коэффициента корректировки, использованы сведения справочника оценки недвижимости 3-е издание, Н. Новгород 2014 год, использованы объекты-аналоги с датой предложения на ноябрь 2014 года, в то время как оценка должна быть произведена на дату - 01.01.2010 года. Эксперт не подобрал ни одного объекта - аналога, расположенного в г. Севск или в Севском районе. Эксперт установил величину рыночной стоимости спорного земельного участка <данные изъяты>., к указанной сумме по методике обратной индексации применил коэффициент индексации и установил рыночную стоимость земельного участка на 01.01.2010 года в размере <данные изъяты>. Расчет стоимости в размере <данные изъяты>. по формуле с числовыми значениями экспертом не приведен, что не позволяет проверить его правильность, отсутствует ссылка на федеральный стандарт оценки, допускающий применение методики обратной индексации.

При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она составляет на 01.01.2010 года <данные изъяты>

В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года № П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области».

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ИП Вертай А.Н. и ИП Вертай Н.В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 196-199, 209, 320.1, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ИП Вертай Н.В. и ИП Вертай А.Н. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 23 января 2015 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Т.И. Зубкова

3-11/2015 (3-89/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вертай Николай Васильевич
Вертай Александр Николаевич
Другие
ФГБУ ФКП "Росреестра" по Брянской области
УФСГР, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра)
Севская городская администрация
Правительство Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
20.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2014Передача материалов судье
21.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2014Подготовка дела (собеседование)
31.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2014Предварительное судебное заседание
09.12.2014Производство по делу возобновлено
09.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Производство по делу возобновлено
22.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2015Дело оформлено
25.03.2015Дело передано в архив
22.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее