Дело № 12-368/2022
РЕШЕНИЕ
05 сентября 2022 года г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием представителя заявителя - Толчиной Н.Г., рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу ГУП "Севэлектроавтотранс им А. С. Круподерова" на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Садвокасовой Т.С. о привлечении ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Садвокасовой Т.С. № 10-92-169-Ф от 19.05.2021 ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» подало жалобу, в которой просит постановление изменить, назначив наказание виде предупреждения.
Жалоба мотивирована тем, что из-за образовавшейся задолженности, по инициативе АО «ГТЛК», банком ПАО «РНКБ» ДД.ММ.ГГГГ были арестованы счета заявителя, в результате чего у заявителя не было возможности производить какие-либо оплаты.
Вместе с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока на ее подачу по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем была подана жалоба на постановление о назначении административного наказания посредством Интернет-сайта ГАС-правосудие. ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи заявителем получено определение Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, согласно которому жалоба ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» оставлена без рассмотрения, возвращена заявителю.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Административный орган явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» не является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем обязано было внести платеж за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2020 года до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» в установленные законодательством РФ сроки не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2020 года.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ плата за размещение отходов производства за 2020 года в размере 10 442,39 руб. внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений частей 2.2. и 2.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказана полностью.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену постановления, по делу судом не выявлены.
Вопреки доводам жалобы, совершенное административное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, материальное положение должностного лица, отсутствие негативных последствий в результате совершенного правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом обстоятельств содеянного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания ввиду нижеследующего.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
По условиям части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административно правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» является государственным системообразующим предприятием, сфера деятельности которого в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечения устойчивого развития экономики» относится к деятельности наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV.
Во исполнение Государственной программы <адрес> «Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП между ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» и АО «ГТЛК» заключены контракты от ДД.ММ.ГГГГ №-ГТЛК-ЕП и от ДД.ММ.ГГГГ №-ГТЛК-ЕП на поставку общественного транспорта (троллейбусов и автобусов). Оплата платежей по контрактам должна была производиться за счет средств бюджета <адрес> путем предоставления соответствующей субсидии заявителю.
Вследствие того, что в период борьбы с коронавирусной инфекцией 2019-nCoV в бюджете <адрес> произошло перераспределение средств и средства, выделяемые ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» из бюджета <адрес> в рамках соглашений о выделении субсидий по возмещению затрат были уменьшены в объеме. Данная ситуация не позволила в полном объеме обеспечить предоставление указанной субсидии на уплату заявителю лизинговых платежей. В результате этого образовалась кредиторская задолженность перед лизингодателем.
Из-за образовавшейся задолженности, по инициативе АО «ГТЛК», банком ПАО «РНКБ» ДД.ММ.ГГГГ были арестованы счета заявителя, в результате чего у ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» не было возможности производить какие-либо оплаты. ДД.ММ.ГГГГ предприятие обратилось с письмом к АО «ГТЛК» с просьбой снять ограничения.
Арест со счетов снят ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой банка ПАО «РНКБ», в этот же день предприятием была произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, ГУП «Севэлектроавтотранс им. ФИО3» произвело плату за негативное воздействие на окружающую среду позже срока по независящим от заявителя обстоятельствам.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом характера совершенного правонарушения, суд полагает возможным применить положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, совершение административного правонарушения юридическим лицом впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания на предупреждение.
Ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы с учетом обстоятельств дела (первоначальную подачу жалобы в установленные законом сроки) суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ГУП "Севэлектроавтотранс им ФИО3" удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГУП "Севэлектроавтотранс им ФИО3" к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного наказания, назначить ГУП "Севэлектроавтотранс им ФИО3" административное наказание по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья