Решение по делу № 2-249/2024 от 27.06.2024

60RS0023-01-2024-000423-22                                                                                       № 2-249/2024

                                                       РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

г. Пыталово                                                                 30 июля 2024 года

Пыталовский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой И.В.,

при секретаре Беловой У.И.,

    с участием заместителя прокурора Пыталовского района Псковской области Сухарьковой А.В.,

    законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пыталовского района Псковской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Пыталовского муниципального округа о компенсации морального вреда,

                                                               УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Пыталовского района Псковской области обратился в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 в суд с иском к Администрации Пыталовского муниципального округа о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения ФИО2 проведена проверка, в результате которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут возле <адрес> на несовершеннолетнею дочь заявителя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напала и укусила за правую руку собака среднего размера, белого окраса с черными пятнами, без ошейника, что подтверждается материалами проверки КУСП от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Пыталовскому району. По данному факту несовершеннолетняя ФИО1 вместе с матерью ФИО2 обратились в ГБУЗ «Островская межрайонная больница», где ей произведена обработка раны, введена антирабическая вакцина. В ходе проверки, проведенной в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) данных о собственнике животного не установлено, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Главой территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа ФИО4 по п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 №498 – ФЗ « Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации» (далее Закон №498-ФЗ) органы государственной власти субъектов вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2022 №2248-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области» (далее - Закон №2248-03) органы местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский район» наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области.

В силу п. 1, 2 ч. 2 названной статьи указанные мероприятия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, расположенные на территории Псковской области, содержание животных в приютах в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона №498-ФЗ.

При этом, в соответствии с Законом Псковской области от 02.03.2023 № 2354-03 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Пыталовский район» (далее - Закон №2354-03) муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», входящие в состав муниципального образования «Пыталовский район», преобразованы путем их объединения и образования Пыталовского муниципального округа, а ч. 5 ст. 1 Закона №2354-03 установлено, что муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», «Пыталовский район» утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования.

В свою очередь Администрация Пыталовского муниципального округа не обеспечила должным образом исполнения возложенных законом обязанностей, в результате чего ФИО1 получила телесные повреждения от укуса собаки без владельца, что явилось причиной ее физических и нравственных страданий.

Таким образом, лицом, несущим ответственность за вред, причиненный от действий животного без владельца, является орган местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ» - Администрация Пыталовского муниципального округа.

Учитывая, что в результате укуса собаки без владельца несовершеннолетняя ФИО1 испытала физическую боль и сильные душевные переживания, до настоящего времени с настороженностью относится к собакам, опасается их, а так же то, что факт причинения вреда здоровью имел место на территории муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ», просит взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа в пользу несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, в связи с причинением вреда здоровью собакой без владельца.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании, иск поддержала по указанным в нем основаниям и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время её дочь ФИО1 пошла к подруге и по дороге на неё набросилась собака, лежавшая возле дома, мимо которой она проходила, и укусила за правую руку. Собака была среднего размера, белого окраса с черными пятнами. В момент укуса она была в куртке. Дочь прибежала домой, плакала, рана чуть – чуть кровоточила и она обработала ей руку перекисью. Место укуса у нее болело. Испугавшись за здоровье своего ребенка, они вместе с дочерью обратились за медицинской помощью, а так же в полицию. В больнице ей обработали раны от укуса, сделали прививку от бешенства и назначили дальнейшее лечение. От полученной травмы её дочь испытала физическую боль, волнение и страх. Долгое время она боялась гулять на улице, боится собак и к ним не подходит. Просила взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа компенсацию морального вреда её дочери в размере 25 000 рублей, так как считает её достаточной для возмещения причиненного морального вреда.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО5 иск поддержала, по изложенным в нем основаниям, вместе с тем, с учетом требований законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2, просила взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

Представитель ответчика Администрации Пыталовского муниципального округа Псковской области - глава Пыталовского муниципального округа ФИО6 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает, при этом учитывая тот факт, что в результате укуса собаки ФИО1 причинен легкий вред здоровью – оцарапанная рана правого предплечья (п.8 карты обратившегося за антирабической помощью), не вызвавший тяжких последствий, просила снизить размер компенсации морального вреда до 25 000 рублей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут на несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возле <адрес> напала собака среднего размера, белого окраса с черными пятнами, без ошейника и укусила её за правую руку. Матерью несовершеннолетней ФИО1, является ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении выданном ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации муниципального образования «<адрес>. В связи с полученной травмой ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО1 обратилась в ГБУЗ «Островская межрайонная больница» филиал Пыталовский за медицинской помощью, что подтверждается материалом проверки ОМВД России по Пыталовскому району по заявлению ФИО2 КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре в учреждении здравоохранения в области правого предплечья у несовершеннолетней ФИО1 зафиксирована оцарапанная рана. После осмотра проведена обработка раны, введена антирабическая вакцина, что подтверждается обращением ФИО2 в прокуратуру Пыталовского района от ДД.ММ.ГГГГ, копией карты обратившегося за антирабической помощью филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначили лечение, включая курс профилактических прививок от бешенства.

В результате полученной травмы несовершеннолетней ФИО1 причинены физические и нравственные страдания.

ДД.ММ.ГГГГ материал проверки ОМВД России по Пыталовскому району КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно определения УУП ОУУП и ПДН Отделения МВД России по Пыталовскому району передан на рассмотрение Главе территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа, так как в действиях неустановленного лица, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.5 Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-оз «Об административных правонарушениях на территории Псковской области».

В ходе проведенной проверки данных о собственнике животного не установлено, что следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном Главой территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа Улановым по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что непосредственной причиной причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1 стало нападение безнадзорной собаки, что так же подтверждается письменным обращением в прокуратуру Пыталовского района матери несовершеннолетней ФИО1ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ4 года.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ) владельцем животного признается физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии с п. 2 ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.

Ст. 41 и 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В силу ч. 2 ст. 2 вышеуказанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предпринимателя, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

В соответствии с положениями ст. 18 Федеральный закон от 27.12.2018 года № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с ч. 7 и 8 настоящей статьи.

Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1789 СанПиН 3.3686-21).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

С силу ч. 1 ст. 1 Закона Псковской области от 08.04.2022 года № 2248 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области» (далее Закон № 2248 – ОЗ) органы местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский район» наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области.

Согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 1 «Закона № 2248 – ОЗ», указанные мероприятия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, расположенные на территории Псковской области, содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 498-ФЗ.

При этом, в соответствии с Законом Псковской области от 02.03.2023 года № 2354-03 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Пыталовский район» (далее - Закон №2354-03) муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», входящие в состав муниципального образования «Пыталовский район», преобразованы путем их объединения и образования Пыталовского муниципального округа.

Согласно ч. 5 ст. 1 Закона №2354-03 установлено, что муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», «Пыталовский район» утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования.

В соответствии с планом – графиком отлова животных без владельцев на территории Псковской области на 2024 год, утвержденным приказом Комитета по ветеринарии Псковской области от 09.01.2024 года № 2, 20 января 2024 года между Администрацией Пыталовского муниципального округа и Псковской региональной общественной организацией «Зоопомощь» заключен договор оказания услуг по отлову и содержанию животных (собак) без владельцев на территории Пыталовского муниципального округа ИКЗ: 243600000658960000100100060000000244.

Согласно п. 4.1.1 настоящего договора заказчик, в лице Администрации Пыталовского муниципального округа, имеет право осуществлять контроль за объемом и качеством оказанных услуг, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя, в том числе согласно п. 4.3.1 договора заказчик обязуется направлять заявку с указанием места обитания животных, их количества, поведения, а исполнитель согласно п. 4.4.2 договора обязуется осуществлять вынужденный отлов животных без владельцев на основании информации, поступившей от заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), при этом вынужденный отлов исполнитель производит по предварительным заявкам заказчика в устной или письменной форме с указанием места обитания животных, их количества, поведения.

Таким образом, лицом, несущим ответственность за вред, причиненный от действий животного без владельца, является орган местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ» - Администрация Пыталовского муниципального округа, а несвоевременное принятие мер по отлову животных без владельцев повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий несовершеннолетней ФИО1, а так же нарушение её прав на охрану здоровья.

Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ).

В силу п. 15 указанного Постановления причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.

По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (п.1 ст. 1099 и п.1 ст.1101 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п. 30 постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости; в связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту; вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика Администрации Пыталовского муниципального округа, моральные и нравственные переживания несовершеннолетней потерпевшей ФИО1, выразившиеся в сильном волнении, переживании и страхе, обстоятельства при которых ею получено телесное повреждение и его вид, возраст несовершеннолетней (8 лет на момент событий), суд приходит к выводу, что заявленная к взысканию компенсация морального вреда в размере 25 000 рублей является справедливой и разумной, соответствующей той степени физических и нравственных страданий, которые понесены несовершеннолетней потерпевшей исходя из фактических обстоятельств дела.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

      Иск прокурора Пыталовского района Псковской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Пыталовского муниципального округа о компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа (ИНН , ОГРН ) в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт гражданки РФ , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Челябинской области код подразделения 740-038), компенсацию морального вреда в размере 25 000 (двадцать пять тысяч рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца.

Председательствующий                                                                                             И.В. Васильева

<данные изъяты>

Судья Пыталовского районного суда                                                                       И.В. Васильева

2-249/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Пыталовского района А.В.Сухарькова
Ответчики
Администрация Пыталовского муниципального округа
Другие
Юдина Елена Сергеевна
Суд
Пыталовский районный суд Псковской области
Судья
Васильева Ирина Владимировна
Дело на странице суда
pytalovsky.psk.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Дело оформлено
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее