60RS0023-01-2024-000423-22 № 2-249/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пыталово 30 июля 2024 года
Пыталовский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой И.В.,
при секретаре Беловой У.И.,
с участием заместителя прокурора Пыталовского района Псковской области Сухарьковой А.В.,
законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пыталовского района Псковской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Пыталовского муниципального округа о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пыталовского района Псковской области обратился в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 в суд с иском к Администрации Пыталовского муниципального округа о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения ФИО2 проведена проверка, в результате которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут возле <адрес> на несовершеннолетнею дочь заявителя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напала и укусила за правую руку собака среднего размера, белого окраса с черными пятнами, без ошейника, что подтверждается материалами проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Пыталовскому району. По данному факту несовершеннолетняя ФИО1 вместе с матерью ФИО2 обратились в ГБУЗ «Островская межрайонная больница», где ей произведена обработка раны, введена антирабическая вакцина. В ходе проверки, проведенной в рамках Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) данных о собственнике животного не установлено, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Главой территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа ФИО4 по п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 №498 – ФЗ « Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации» (далее Закон №498-ФЗ) органы государственной власти субъектов вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2022 №2248-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области» (далее - Закон №2248-03) органы местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский район» наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области.
В силу п. 1, 2 ч. 2 названной статьи указанные мероприятия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, расположенные на территории Псковской области, содержание животных в приютах в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона №498-ФЗ.
При этом, в соответствии с Законом Псковской области от 02.03.2023 № 2354-03 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Пыталовский район» (далее - Закон №2354-03) муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», входящие в состав муниципального образования «Пыталовский район», преобразованы путем их объединения и образования Пыталовского муниципального округа, а ч. 5 ст. 1 Закона №2354-03 установлено, что муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», «Пыталовский район» утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования.
В свою очередь Администрация Пыталовского муниципального округа не обеспечила должным образом исполнения возложенных законом обязанностей, в результате чего ФИО1 получила телесные повреждения от укуса собаки без владельца, что явилось причиной ее физических и нравственных страданий.
Таким образом, лицом, несущим ответственность за вред, причиненный от действий животного без владельца, является орган местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ» - Администрация Пыталовского муниципального округа.
Учитывая, что в результате укуса собаки без владельца несовершеннолетняя ФИО1 испытала физическую боль и сильные душевные переживания, до настоящего времени с настороженностью относится к собакам, опасается их, а так же то, что факт причинения вреда здоровью имел место на территории муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ», просит взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа в пользу несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, в связи с причинением вреда здоровью собакой без владельца.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании, иск поддержала по указанным в нем основаниям и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время её дочь ФИО1 пошла к подруге и по дороге на неё набросилась собака, лежавшая возле дома, мимо которой она проходила, и укусила за правую руку. Собака была среднего размера, белого окраса с черными пятнами. В момент укуса она была в куртке. Дочь прибежала домой, плакала, рана чуть – чуть кровоточила и она обработала ей руку перекисью. Место укуса у нее болело. Испугавшись за здоровье своего ребенка, они вместе с дочерью обратились за медицинской помощью, а так же в полицию. В больнице ей обработали раны от укуса, сделали прививку от бешенства и назначили дальнейшее лечение. От полученной травмы её дочь испытала физическую боль, волнение и страх. Долгое время она боялась гулять на улице, боится собак и к ним не подходит. Просила взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа компенсацию морального вреда её дочери в размере 25 000 рублей, так как считает её достаточной для возмещения причиненного морального вреда.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО5 иск поддержала, по изложенным в нем основаниям, вместе с тем, с учетом требований законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2, просила взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Представитель ответчика Администрации Пыталовского муниципального округа Псковской области - глава Пыталовского муниципального округа ФИО6 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает, при этом учитывая тот факт, что в результате укуса собаки ФИО1 причинен легкий вред здоровью – оцарапанная рана правого предплечья (п.8 карты обратившегося за антирабической помощью), не вызвавший тяжких последствий, просила снизить размер компенсации морального вреда до 25 000 рублей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут на несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возле <адрес> напала собака среднего размера, белого окраса с черными пятнами, без ошейника и укусила её за правую руку. Матерью несовершеннолетней ФИО1, является ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении № выданном ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации муниципального образования «<адрес>. В связи с полученной травмой ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО1 обратилась в ГБУЗ «Островская межрайонная больница» филиал Пыталовский за медицинской помощью, что подтверждается материалом проверки ОМВД России по Пыталовскому району по заявлению ФИО2 КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре в учреждении здравоохранения в области правого предплечья у несовершеннолетней ФИО1 зафиксирована оцарапанная рана. После осмотра проведена обработка раны, введена антирабическая вакцина, что подтверждается обращением ФИО2 в прокуратуру Пыталовского района от ДД.ММ.ГГГГ, копией карты обратившегося за антирабической помощью филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначили лечение, включая курс профилактических прививок от бешенства.
В результате полученной травмы несовершеннолетней ФИО1 причинены физические и нравственные страдания.
ДД.ММ.ГГГГ материал проверки ОМВД России по Пыталовскому району КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно определения УУП ОУУП и ПДН Отделения МВД России по Пыталовскому району передан на рассмотрение Главе территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа, так как в действиях неустановленного лица, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.5 Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-оз «Об административных правонарушениях на территории Псковской области».
В ходе проведенной проверки данных о собственнике животного не установлено, что следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном Главой территориального отдела Утроинский управления по работе с территориями Администрации Пыталовского муниципального округа Улановым по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что непосредственной причиной причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1 стало нападение безнадзорной собаки, что так же подтверждается письменным обращением в прокуратуру Пыталовского района матери несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ4 года.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ) владельцем животного признается физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с п. 2 ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.
Ст. 41 и 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу ч. 2 ст. 2 вышеуказанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предпринимателя, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В соответствии с положениями ст. 18 Федеральный закон от 27.12.2018 года № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с ч. 7 и 8 настоящей статьи.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1789 СанПиН 3.3686-21).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
С силу ч. 1 ст. 1 Закона Псковской области от 08.04.2022 года № 2248 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области» (далее Закон № 2248 – ОЗ) органы местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский район» наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Псковской области.
Согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 1 «Закона № 2248 – ОЗ», указанные мероприятия включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, расположенные на территории Псковской области, содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 498-ФЗ.
При этом, в соответствии с Законом Псковской области от 02.03.2023 года № 2354-03 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Пыталовский район» (далее - Закон №2354-03) муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», входящие в состав муниципального образования «Пыталовский район», преобразованы путем их объединения и образования Пыталовского муниципального округа.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона №2354-03 установлено, что муниципальные образования «Пыталово», «Гавровская волость», «Линовская волость», «Утроинская волость», «Пыталовский район» утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с планом – графиком отлова животных без владельцев на территории Псковской области на 2024 год, утвержденным приказом Комитета по ветеринарии Псковской области от 09.01.2024 года № 2, 20 января 2024 года между Администрацией Пыталовского муниципального округа и Псковской региональной общественной организацией «Зоопомощь» заключен договор оказания услуг по отлову и содержанию животных (собак) без владельцев на территории Пыталовского муниципального округа ИКЗ: 243600000658960000100100060000000244.
Согласно п. 4.1.1 настоящего договора заказчик, в лице Администрации Пыталовского муниципального округа, имеет право осуществлять контроль за объемом и качеством оказанных услуг, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя, в том числе согласно п. 4.3.1 договора заказчик обязуется направлять заявку с указанием места обитания животных, их количества, поведения, а исполнитель согласно п. 4.4.2 договора обязуется осуществлять вынужденный отлов животных без владельцев на основании информации, поступившей от заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), при этом вынужденный отлов исполнитель производит по предварительным заявкам заказчика в устной или письменной форме с указанием места обитания животных, их количества, поведения.
Таким образом, лицом, несущим ответственность за вред, причиненный от действий животного без владельца, является орган местного самоуправления муниципального образования «Пыталовский муниципальный округ» - Администрация Пыталовского муниципального округа, а несвоевременное принятие мер по отлову животных без владельцев повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий несовершеннолетней ФИО1, а так же нарушение её прав на охрану здоровья.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ).
В силу п. 15 указанного Постановления причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (п.1 ст. 1099 и п.1 ст.1101 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п. 30 постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости; в связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту; вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика Администрации Пыталовского муниципального округа, моральные и нравственные переживания несовершеннолетней потерпевшей ФИО1, выразившиеся в сильном волнении, переживании и страхе, обстоятельства при которых ею получено телесное повреждение и его вид, возраст несовершеннолетней (8 лет на момент событий), суд приходит к выводу, что заявленная к взысканию компенсация морального вреда в размере 25 000 рублей является справедливой и разумной, соответствующей той степени физических и нравственных страданий, которые понесены несовершеннолетней потерпевшей исходя из фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Пыталовского района Псковской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО1 к Администрации Пыталовского муниципального округа о компенсации морального вреда - удовлетворить.
Взыскать с Администрации Пыталовского муниципального округа (ИНН №, ОГРН №) в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1 - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт гражданки РФ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Челябинской области код подразделения 740-038), компенсацию морального вреда в размере 25 000 (двадцать пять тысяч рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца.
Председательствующий И.В. Васильева
<данные изъяты>
Судья Пыталовского районного суда И.В. Васильева