Решение по делу № 33-18686/2022 от 28.10.2022

УИД 66RS0015-01-2022-001065-84

Дело №33-18686/2022

(№ 2-854/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 30 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Сорокиной С.В., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостовой Т.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики № 10 о признании права на получение меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе истца на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя истца Симонова Н.А. (доверенность от 21 апреля 2022 года 66АА 7268214), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Старостова Т.В. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики № 10 (далее по тексту -Управление социальной политики) о признании права на получение меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В обоснование исковых требований указала, что в период проживания по адресу: <адрес>, 04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району истцу бессрочно была выдана справка № 389 о том, что он является пенсионером со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, имеет право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» с изменениями от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ. На основании данной справки истец получал компенсации на оплату коммунальных услуг по месту е регистрации, указанному в справке. В 2021 году истец сменил место жительство, стал проживать по адресу: <адрес>. В целях получения вышеуказанной меры социальной поддержки по новому адресу истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении данного заявления ответчик отказал, ссылаясь на отсутствия стажа работы в областных и государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет.

Истец Старостова Т.В. полагала решение ответчика от 23 марта 2022 года № 25 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, просила его отменить, возложить на Управление социальной политики обязанность выдать Старостовой Т.В. справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Старостовой Т.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату коммунальных услуг. Указывает, что ранее за ней в установленном законом порядке данное право было признано. Полагает ошибочным вывод суда о том, что для получения спорной льготы истец Старостова Т.В. на момент выхода на пенсию должна была состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией или получать компенсацию расходов до момента выхода на пенсию. Старостова Т.В. имеет стаж педагогической деятельности – работы воспитателем в сельской местности не менее 10 лет, является получателем пенсии по старости, проживает на территории Свердловской области, то есть отвечает всем условиям необходимым для получения компенсации оплаты коммунальных услуг

Истец, представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о дате и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований удовлетворения заявленных требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец работала:

- с 11 января 1988 года по 11 июля 1992 года (в соответствии с приказом № 95 от 01 июля 1992 года (разночтения с записью в трудовой книжке) воспитателем в детском саду «Государственного предприятия Камышевская фабрика валяной обуви» им. Малышева Белоярского района Росвалпрома; при этом в период с 13 августа 1988 года по 04 июня 1989 года она находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте до одного года; затем с 05 июня 1989 года по 08 сентября 1989 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, с 16 февраля 1990 года по 15 октября 1990 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

- с 03 августа 1992 года по 01 января 1993 года воспитателем в детском саду «Государственного предприятия Камышевская фабрика валяной обуви» им. Малышева Белоярского района Росвалпрома;

- с 01 января 1993 года по 28 января 1999 года воспитателем в детском саду Камышевского Сельского Совета.

После прекращения трудоправовых отношений в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника до даты назначения пенсии Старостова Т.В. трудовую деятельность не осуществляла.

Согласно сведений органа пенсионного обеспечения Старостовой Т.В. с 14 октября 2003 года назначена пенсия по старости на льготных основаниях в связи с тем, что она являлась матерью инвалида с детства.

04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения Министермтва социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району Старостовой Т.В., как указано «пенсионеру со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, проживающей по адресу: <адрес>», была выдана справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с бессрочным сроком действия.

В связи изменением в 2021 году места регистрации 23 марта 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру, проработавшему в сельской местности более 10 лет воспитателем.

Решением ответчика от 24 марта 2022 года № 25 в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из отсутствия у истца десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, то есть, отсутствия принадлежности истца к пенсионерам из числа работников бюджетной сферы, что необходимо в соответствии, как с ранее действовавшими нормативными правовыми актами (Закон Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-03 «Об образовании в Свердловской области» (статья 35).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Старостовой Т.В., суд первой инстанции исходил из того, что право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют лица с педагогическим стажем не менее 10 лет, трудовая деятельность которых осуществлялась в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживающие на территории Свердловской области, и занимающиеся педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию.

Установив, что Старостова Т.В. в период с 29 января 1999 года по 14 октября 2003 года не осуществляла трудовую деятельность, в том числе педагогическую деятельность, с 14 октября 2003 года является получателем пенсии по старости, назначенной не в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, а в связи с тем, что она являлась матерью инвалида с детства и достигла пенсионного возраста 50 лет, на момент выхода на пенсию в 2003 году истец Старостова Т.В. педагогическим работником не являлась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала, за такой мерой социальной поддержки она обратилась впервые лишь в 2010 году, доказательств того, что у истца имелось право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением как работником просвещения и другим специалистом народного образования работавшим в сельской местности и поселках городского типа и оно сохранилось за ней после окончания её работы воспитателем, что она пользовалась указанным правом до 2010 года, не предоставлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Старостова Т.В. не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Настаивая на отмене решения суда, истец ссылается на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующее законодательство не содержит положения о том, что на получение такой меры социальной поддержки вправе претендовать лица, осуществляющие педагогическую деятельность перед выходом на пенсию.

Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6 названного Постановления).

На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 и подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 распространено пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности истца и на момент выхода его на пенсию, следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений.

Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Как установлено судом первой инстанции, на момент выхода Старостовой Т.В. на пенсию вопрос о наличии у нее права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением компетентными органами не рассматривался, впервые с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, Старостова Т.В. обратилась в 2010 году.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующего на момент обращения Старостовой Т.В. 23 марта 2022 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ФЗ «Об образовании в Свердловской области», постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа».

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.

Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»).

Справка, на получение которой претендует истец, с целью подтверждения своего права на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрена положениями подпункта 1 пункта 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП.

Из системного толкования ранее действовавшего законодательства и правовых актов Свердловской области, предусматривающих условия и порядок предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующих на момент обращения Старостовой Т.В. (23 марта 2022 года) с заявлением о предоставлении справки на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, следует, что такая компенсация назначается пенсионерам из числа педагогических работников, при соблюдении обязательных условий, в том числе получение указанной меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

Доводы истца о том, что ранее ей 04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району выдана справка №389 о том, что Старостова Т.В. является пенсионером со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, проживающая по адресу: <адрес>, имеет право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Свердловской области от 16 июля 1998 года №26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» с изменениями от 14 июня 2005 года №54-ОЗ с бессрочным сроком действия, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого им решения.

При таких обстоятельствах, решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий Т.С. Иванова

Судьи С.В. Сорокина

Т.Л. Редозубова

УИД 66RS0015-01-2022-001065-84

Дело №33-18686/2022

(№ 2-854/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 30 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Сорокиной С.В., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостовой Т.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики № 10 о признании права на получение меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе истца на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя истца Симонова Н.А. (доверенность от 21 апреля 2022 года 66АА 7268214), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Старостова Т.В. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики № 10 (далее по тексту -Управление социальной политики) о признании права на получение меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В обоснование исковых требований указала, что в период проживания по адресу: <адрес>, 04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району истцу бессрочно была выдана справка № 389 о том, что он является пенсионером со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, имеет право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» с изменениями от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ. На основании данной справки истец получал компенсации на оплату коммунальных услуг по месту е регистрации, указанному в справке. В 2021 году истец сменил место жительство, стал проживать по адресу: <адрес>. В целях получения вышеуказанной меры социальной поддержки по новому адресу истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В удовлетворении данного заявления ответчик отказал, ссылаясь на отсутствия стажа работы в областных и государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет.

Истец Старостова Т.В. полагала решение ответчика от 23 марта 2022 года № 25 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, просила его отменить, возложить на Управление социальной политики обязанность выдать Старостовой Т.В. справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Старостовой Т.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату коммунальных услуг. Указывает, что ранее за ней в установленном законом порядке данное право было признано. Полагает ошибочным вывод суда о том, что для получения спорной льготы истец Старостова Т.В. на момент выхода на пенсию должна была состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией или получать компенсацию расходов до момента выхода на пенсию. Старостова Т.В. имеет стаж педагогической деятельности – работы воспитателем в сельской местности не менее 10 лет, является получателем пенсии по старости, проживает на территории Свердловской области, то есть отвечает всем условиям необходимым для получения компенсации оплаты коммунальных услуг

Истец, представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о дате и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований удовлетворения заявленных требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец работала:

- с 11 января 1988 года по 11 июля 1992 года (в соответствии с приказом № 95 от 01 июля 1992 года (разночтения с записью в трудовой книжке) воспитателем в детском саду «Государственного предприятия Камышевская фабрика валяной обуви» им. Малышева Белоярского района Росвалпрома; при этом в период с 13 августа 1988 года по 04 июня 1989 года она находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте до одного года; затем с 05 июня 1989 года по 08 сентября 1989 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, с 16 февраля 1990 года по 15 октября 1990 года находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

- с 03 августа 1992 года по 01 января 1993 года воспитателем в детском саду «Государственного предприятия Камышевская фабрика валяной обуви» им. Малышева Белоярского района Росвалпрома;

- с 01 января 1993 года по 28 января 1999 года воспитателем в детском саду Камышевского Сельского Совета.

После прекращения трудоправовых отношений в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника до даты назначения пенсии Старостова Т.В. трудовую деятельность не осуществляла.

Согласно сведений органа пенсионного обеспечения Старостовой Т.В. с 14 октября 2003 года назначена пенсия по старости на льготных основаниях в связи с тем, что она являлась матерью инвалида с детства.

04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения Министермтва социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району Старостовой Т.В., как указано «пенсионеру со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, проживающей по адресу: <адрес>», была выдана справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с бессрочным сроком действия.

В связи изменением в 2021 году места регистрации 23 марта 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионеру, проработавшему в сельской местности более 10 лет воспитателем.

Решением ответчика от 24 марта 2022 года № 25 в удовлетворении данного заявления отказано. При этом ответчик исходил из отсутствия у истца десятилетнего стажа работы в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов РФ и (или) муниципальных образовательных организациях, и (или) в их обособленных структурных подразделениях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, то есть, отсутствия принадлежности истца к пенсионерам из числа работников бюджетной сферы, что необходимо в соответствии, как с ранее действовавшими нормативными правовыми актами (Закон Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-03 «Об образовании в Свердловской области» (статья 35).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Старостовой Т.В., суд первой инстанции исходил из того, что право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют лица с педагогическим стажем не менее 10 лет, трудовая деятельность которых осуществлялась в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживающие на территории Свердловской области, и занимающиеся педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию.

Установив, что Старостова Т.В. в период с 29 января 1999 года по 14 октября 2003 года не осуществляла трудовую деятельность, в том числе педагогическую деятельность, с 14 октября 2003 года является получателем пенсии по старости, назначенной не в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, а в связи с тем, что она являлась матерью инвалида с детства и достигла пенсионного возраста 50 лет, на момент выхода на пенсию в 2003 году истец Старостова Т.В. педагогическим работником не являлась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала, за такой мерой социальной поддержки она обратилась впервые лишь в 2010 году, доказательств того, что у истца имелось право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением как работником просвещения и другим специалистом народного образования работавшим в сельской местности и поселках городского типа и оно сохранилось за ней после окончания её работы воспитателем, что она пользовалась указанным правом до 2010 года, не предоставлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Старостова Т.В. не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Настаивая на отмене решения суда, истец ссылается на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующее законодательство не содержит положения о том, что на получение такой меры социальной поддержки вправе претендовать лица, осуществляющие педагогическую деятельность перед выходом на пенсию.

Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6 названного Постановления).

На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 и подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 распространено пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности истца и на момент выхода его на пенсию, следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений.

Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Как установлено судом первой инстанции, на момент выхода Старостовой Т.В. на пенсию вопрос о наличии у нее права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением компетентными органами не рассматривался, впервые с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, Старостова Т.В. обратилась в 2010 году.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующего на момент обращения Старостовой Т.В. 23 марта 2022 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ФЗ «Об образовании в Свердловской области», постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа».

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.

Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»).

Справка, на получение которой претендует истец, с целью подтверждения своего права на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрена положениями подпункта 1 пункта 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП.

Из системного толкования ранее действовавшего законодательства и правовых актов Свердловской области, предусматривающих условия и порядок предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующих на момент обращения Старостовой Т.В. (23 марта 2022 года) с заявлением о предоставлении справки на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, следует, что такая компенсация назначается пенсионерам из числа педагогических работников, при соблюдении обязательных условий, в том числе получение указанной меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

Доводы истца о том, что ранее ей 04 июня 2010 года Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Белоярскому району выдана справка №389 о том, что Старостова Т.В. является пенсионером со стажем работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях более 10 лет, проживающая по адресу: <адрес>, имеет право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Свердловской области от 16 июля 1998 года №26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» с изменениями от 14 июня 2005 года №54-ОЗ с бессрочным сроком действия, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого им решения.

При таких обстоятельствах, решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий Т.С. Иванова

Судьи С.В. Сорокина

Т.Л. Редозубова

33-18686/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Старостова Татьяна Васильевна
Ответчики
Управление социальной политики №10
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Редозубова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
01.11.2022Передача дела судье
30.11.2022Судебное заседание
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Передано в экспедицию
30.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее