Копия к делу №
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2013 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якименко Кристины Романовны к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Министерству Финансов Республики Адыгея о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Якименко К.Р. обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчикам. При этом пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ решением Майкопского городского суда был признан составом 1 человек, нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в список граждан претендентов на получение социальной выплаты. Поскольку относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, то имеет право на внеочередное предоставление помещения.
На основании изложенного просит суд обязать ответчиков предоставить субвенцию в размере 787 050 рублей для предоставления социальной выплаты на приобретения жилого помещения.
Определением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов Республики Адыгея.
В судебном заседание истица не явилась, представитель Блягоз А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Божкова Ю.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что у администрации отсутствуют денежные средства.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок предоставления жилого помещения детям сирота и детям оставшимся без попечения родителей.
Представитель Министерства Финансов РА в судебное заседание не явился.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Якименко К.В. поставлена составом семьи 1 человек на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Относительно требования о социальной выплате, то данное требование, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчики мотивируют свой отказ тем обстоятельством, что с ДД.ММ.ГГГГ измене порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в связи с изменениями, внесенными в Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 2 Статья 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что «действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
И поскольку истица в 2012 году не реализовала свое право на получения жилого помещения, то она не имеет оснований на получение социальной выплаты, а может только претендовать на получения жилого помещения по новым правилам.
Между тем, как видно из материалов дела, исковое заявление было подано Якименко К.Р. в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть спор между истцом и ответчиками возник до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходя из изложенного и учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, суду при рассмотрении данного дела, производство по которому возникло до ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени не было рассмотрено по существу, следует применять положения Жилищного Кодекса РФ, и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действующих на момент принятия иска.
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено две формы реализации права, а именно получения жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом суд исходит из того, что истица, обратившись в суд, а следовательно ей уже было реализовано право на получение благоустроенного жилья на состав семьи в 1 человек, закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ, путем получения социальной выплаты, что подтверждается отказом жилищной комиссии при администрации МО «<адрес>».
Поэтому суд приходит к выводу о необходимости при рассмотрении данного дела руководствоваться законодательством, действующим на момент обращения истицы в суд.
Как установлено судом на основании решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» Якименко К.Р. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма составим семьи 1 человек и включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, с даты первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством», муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Министерство образования и науки Республики Адыгея определено администратором субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей находящихся под опекой и попечительством.
Следовательно, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, «О Порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений».
Пунктом 15 «Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений»,- предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку.
Пунктами 3 и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение №), предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.
Приказом Министерства регионального развития РФ утверждена среднерыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на четвертый квартал 2012 года, которая составляет 23 850 рублей.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы по правилам предусмотренные Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, суд исходит из того, что состав семьи Якименко К.Р. составляет 1 человек.
Принимая во внимание установленные судом по делу обстоятельства, а именно: социальный статус истца (из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей), не имеющей в собственности или ином законном владении жилых помещений; постановка истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Якименко Кристины Романовны к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Министерству Финансов Республики Адыгея о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной субсидии удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Якименко Кристине Романовне составом семьи 1 человек социальную выплату, на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий А. Н. Середа