РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2017 года с. Красный Яр Самарской области
Судья Красноярского районного суда Челаева Ю.А.,
при секретаре Касаткиной Т.А.,
с участием представителя административного истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4/2017 по административному исковому заявлению ФИО8 к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес> об оспаривании постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес> об оспаривании постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею в КУМС <адрес> подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м., без проведения торгов, зарегистрирован за входящим №.
ДД.ММ.ГГГГ, КУМС на обращение ФИО8 ответило отказом за №, мотивировав это принадлежностью участка третьим лицам.
С данным отказом административный истец не согласна, считает его необоснованным и подлежащим отмене, поскольку земельный участок является не освоенным, никем не обрабатывается, каких-либо строений и посадок на нем не имеется.
Административный истец указала в административном исковом заявлении, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский и оно должно быть мотивированным.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ КУМС отказал ФИО8 в предоставлении земельного участка, так как он не свободен от прав третьих лиц. Данное постановление вынесено основываясь на ответ Администрации поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, который в адрес административного истца не направлялся.
Указывает также, что ответ администрации <адрес> на обращение КУМС не содержит никаких ссылок на распорядительные акты органов местного самоуправления и какие-либо иные сведения о предоставлении земельного участка третьим лицам. На основании такой информации принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Достоверность представленных сведений несостоятельна, поскольку, как указано выше, никаких сведений, подтверждающих действительно предоставление земельного участка иным лицам, ответ администрации не содержал. При этом обязанность по принятию решения по заявлению гражданина лежит на КУМС, а не на администрации <адрес>.
КУМС сведения, подтверждающие обременение испрашиваемого заявителем земельного участка правами третьих лиц не представлены.
Просит суд обязать КУМС муниципального района <адрес> продолжить работу по заявлению гр. ФИО8, по предоставлению испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м, в аренду без проведения торгов.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО6 настаивала на удовлетворении заявленных требований просила признать постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУМС об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным и обязать продолжить работу по указному заявлению, в остальной части дала пояснения согласно искового заявления.
Представитель административного ответчика КУМС муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на административный иск, согласно которого просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, применить срок исковой давности. Кроме того, указывают, что 30.06.2015 приказом Министерства строительства Самарской области утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», в соответствии с которым уполномоченный орган осуществляет государственные услуги по предоставлению земельных участков отдельным категориям физических и юридических лиц.
Уполномоченным органом по предоставлению государственных услуг на территории муниципального района <адрес> на момент рассмотрения заявления и вынесения отказа являлась Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района <адрес>.
В соответствии с административным регламентом министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках предоставления государственной услуги уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с иными органами власти либо учреждениями, обладающие информацией в отношении испрашиваемого земельного участка.
В рамках предоставления государственных услуг, Комитетом по вышеуказанному заявлению ФИО8 был направлен межведомственный запрос в администрацию <адрес> о предоставлении сведений о свободе земельного участка от прав третьих лиц (или обременении его правами третьих лиц).
Согласно ответа администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, невозможно, в связи с тем, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
Таким образом, на основании сведений органа местного самоуправления, обладающего сведениями в отношении испрашиваемого земельного участка, и учитывая, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района <адрес> является не уполномоченным органом в отношении земельных участков ранее предоставленных, было вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данный отказ Комитет считает законным и вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства. В настоящее время сведения, представленные администрацией сельского поселения <адрес> являются актуальными и данная информация не признана недействительной. При этом просят применить срок исковой давности, в виду истечения трехмесячного срока на обращение в суд.
Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В материалах административного дела имеется ответ от них, согласно которого земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, свободен от прав третьих лиц и расположен согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения <адрес>, в зоне Ж6 «Зона смешанной застройки» (л.д.80-81). Кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика Администрации <адрес> ФИО13. пояснила, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку данный земельный участок предоставлялся ФИО3 (л.д.53-54).
Определением суда от 07.12.2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен ФИО3
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, в материалах дела имеется конверт с отметкой «истек срок хранения» (л.д.76).
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца, изучив письменные отзывы Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес>, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования ФИО8 по следующим основаниям:
Судом установлено, что административный истец ФИО8 является инвалидом 2 группы на основании справки №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов как инвалиду 2 группы.
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес>, отказал ФИО8 в предоставлении указанного земельного участка, так как он не свободен от прав третьих лиц. Данное постановление принято на основании Администрации поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Однако, административными ответчиками не предоставлены достоверные сведения, подтверждающие обременение испрашиваемого заявителем земельного участка правами третьих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лига могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий |Бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченных органов и должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги <адрес> «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов» МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> является уполномоченным органом администрации муниципального района Красноярский на осуществление административных процедур, предусмотренных Административным регламентом министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
Руководитель МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> наделен правом на осуществление административной процедуры «Принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в ее предоставлении и выдача (направление) заявителю документов» Административного регламента министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», в части принятия (подписания) решения в форме постановления администрации муниципального района <адрес>.
Из содержания заявления ФИО8 следует, что она оспаривает отказ МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого ею в аренду земельного участка.
Данные требования вытекают из публичных правоотношений, поскольку связаны с осуществлением МКУ Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> полномочий по осуществлению административных процедур, предусмотренных Административным регламентом Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
В представленном материале дела сведений, подтверждающих наличие материального спора о праве на испрашиваемый земельный участок между административным истцом и другими лицами, обладающими аналогичным объемом прав и обязанностей, не имеется.
Согласно ответа начальника межмуниципального отдела по <адрес> Управления Росреестра по <адрес>, следует, что материалы инвентаризации на земельный участок по адресу: <адрес> в архиве государственного фонда данных отсутствует (л.д.37).
Из Уведомления ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 1500 кв.м.
Судом не может быть принят во внимание довод Администрации сельского поселения <адрес> о том, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом в <адрес>, был предоставлен ФИО3 в собственность поскольку решением Красноярского районного суда от 25.05.2015 года в удовлетворении заявления ФИО3 об оспаривании бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> по предоставлению земельного участка расположенного по адресу: <адрес> участок б/н отказано. Указанное решение суда определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда оставлено без изменения.
Установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, свободен от прав третьих лиц и расположен, согласно правилам Землепользования и застройки сельского поселения <адрес> в зоне Ж «Зона смешанной застройки» (л.д.80-81).
Кроме того, в материалах дела имеется кадастровый паспорт спорного земельного участка кадастровый номер №, адрес (описание местоположения): местоположении е установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, сведения о правообладателе отсутствуют (л.д.83).
Согласно пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> по данному делу, в ГКН о земельном участке с статусом «временный» с кадастровым номером № с уточненной площадью 1500 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, участок 41. В ГКН отсутствуют сведения о правообладателе данного земельного участка. Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.77).
В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам России Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным право актам субъектов РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в аренду земельных участков, таких оснований административными ответчиками не приведено.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.
Именно орган местного самоуправления муниципальной власти обязан рассматривать, разрешать такие вопросы и всячески содействовать гражданам в соблюдении их прав и льгот на местах, с целью недопущения конфликтных ситуаций и нарушений прав.
Таким образом, нельзя признать законным постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО8 в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду и соответственно работа по заявлению ФИО8 должна быть продолжена.
При этом суд принимает во внимание, что административным истцом трехмесячный срок на обращение в суд не пропущен, поскольку административное исковое заявление направлено 25.08.2016 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176 -180КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО8 - удовлетворить.
Признать не законным постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО8 в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> продолжить работу по заявлению ФИО8 по предоставлению испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м в аренду без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2017г.
Судья Ю.А. Челаева