16RS0046-01-2024-003617-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Малковой Я.В.,
при секретаре Усамбаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росгвардии по РТ о признании незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от ...г. ... в части отказа в постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Росгвардии по РТ о признании незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от ...г. ... в части отказа в постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в обоснование требований, что решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по ... от ... ..., утверждённого приказом Управления Росгвардии по ... от ... ..., ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Считает данное решение комиссии необоснованным и незаконным.
Указывает, что с ... составом семьи из 1 человек состоял на учете на получение ЕСВ в МВД по ... (протокол от ... ..., утвержденный распоряжением МВД по РТ от ... ...).
Комиссия отказала ему в постановки на учет для получения ЕСВ на основании подпункта «б» пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от ... ..., сделав вывод, что воспользовавшись своим правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору социальной ипотеки он утратил право на получение ЕСВ
Из выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению ЕСВ от ... ... следует, что истцу принадлежит квартира общей площадью 39,5 кв.м, расположенная по адресу: ..., ... ....
Однако, данная квартира не принадлежит ему на праве собственности и получена по республиканской программе социальной ипотеки на условиях коммерческого найма, принадлежит НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан». Согласно договора от ... ..., право собственности на квартиру осуществляется на основании справки Поверенного о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной некоммерческой организации 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков. Заключенный договор обеспечивает право истцу выбрать будущую собственную квартиру, использовать ее после выбора и требовать в собственность только после полного внесения суммы, преобразуемой Поверенным в пай.
Считает, что социальная ипотека не относится к категории собственного жилья и (или) жилья на условиях социального найма. В соответствии с п. 27-29 постановления Правительства РФ от ... ... такая квартира не может подлежать учету при расчете размера единовременной социальной выплаты.
По мнению истца, заключаемый сторонами договор социальной ипотеки по существу представляет собой смешанный договор, содержащий условия как договора купли-продажи товара в кредит с оплатой товара в рассрочку, так и такой разновидности договора аренды как предусмотренного главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации договора найма жилого помещения. Однако ни договор купли-продажи жилого помещения в кредит с оплатой этого товара в рассрочку, ни договор найма жилого помещения не относятся к упоминаемому в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ... N 247-ФЗ договору социального найма, а выявленное в предыдущем абзаце существо договора социальной ипотеки свидетельствует о том, что обретение собственности на предоставленное по договору социальной ипотеки жилье возможно лишь после полной оплаты стоимости этого жилья, что не позволяет отнести гражданина - участника договора социальной ипотеки, не выплатившего полностью стоимость этого жилья, к лицу, которое имеет это жилое помещение в собственности. Просит признать незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по ... (Татарстану) от ... ..., утверждённого приказом Управления Росгвардии по ... (Татарстану) от ... ..., в части отказа в постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения старшего лейтенанта полиции ФИО1. Признать за ним право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек в Управлении Росгвардии по ... (Татарстану) с первоначальной даты постановки на учет в МВД по ... с ....
Истец в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен.
Представитель ответчика в судебном заседании исковое заявление не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ... N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 2 вышеуказанной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7).
Из материалов дела следует, что решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по ... от ... ..., утверждённого приказом Управления Росгвардии по ... от ... ..., ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование указано, что ФИО1 принадлежит квартира общей площадью 39,5 кв. м. расположенная по адресу: ..., ..., ...», ..., полученная по республиканской программе социальной ипотеки на условиях коммерческого найма и является собственностью НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан». Согласно договора от ... ..., право собственности на квартиру ФИО1 осуществляется на основании справки Поверенного о выплате пая, выдаваемой после зачисления на расчетный счет специализированной некоммерческой организации 100% платежей за будущую собственную квартиру, поступающих в виде задатков. Заключенный договор обеспечивает ФИО1 право выбрать будущую собственную квартиру, использовать ее после выбора и требовать в собственность после полного внесения суммы, преобразуемой Поверенным в пай.
Предоставление гражданам жилья по программе социальной ипотеки в ... регламентируется положениями Закона Республики Татарстан от .... ...-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в ...».
В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
При вынесении оспариваемого решения комиссия пришла к выводу, что обеспеченность ФИО1 жилой площадью составляет 39,5 кв.м., воспользовавшись правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору ипотеки, ФИО1 утратил свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений и законных оснований для постановки его на учет для получения единовременной выплаты не имеется.
Суд считает указанное решение ответчика обоснованным.
Из искового заявления следует, что истец фактически проживает в квартире по адресу: по адресу: ..., ..., ... ..., полученной по республиканской программе социальной ипотеки. Заключенный договор обеспечивает право ФИО1 использовать данную квартиру и требовать в собственность после полного внесения денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Положением статьи 3 Закона Республики Татарстан от 27.12.2004г. ...-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в ...», направленного на реализацию конституционного права граждан на жилище, раскрыто понятие социальной ипотеки- предоставление в собственность граждан жилья в рассрочку на льготных условиях в порядке государственной поддержки развития жилищного строительства.
Право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.
Из вышеизложенного правового регулирования следует, что для получения мер государственной поддержки истец должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у него жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.
Исходя из системного толкования норм федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, предоставление жилого помещения по договору социальной ипотеки площадью, превышающей норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, составляющую 15 кв.м, исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Установив, что ФИО1 приобрел по договору социальной ипотеки квартиру, площадью 39,5 кв.м на состав семьи из 1 человека, принял данную квартиру, имеет право пользования данной квартирой, но не оформил право собственности на нее, суд приходит к выводу о том, что истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, что свидетельствует о законности оспариваемого решения жилищной комиссии ответчика.
Доводы истца о том, что он не является собственником квартиры по адресу: ..., ..., ж... ..., основаны на неверном толковании норм права. Подписанный договор социальной ипотеки и протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры это сделка, обладающая отдельными признаками договора купли-продажи квартиры с условием о рассрочке платежа, поскольку сторонами согласованы предусмотренные п.1 ст.489 ГК РФ условия такого договора –цена товара, порядок, сроки и размеры платежей. Имеется обязательство внесения сумм задатка с целью использования выбранной будущей собственной квартиры и ее выкупа в собственность. Следовательно, истец является будущим собственником квартиры, в настоящее время указанная квартира используется истцом.
Таким образом, воспользовавшись своим правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору ипотеки, ФИО1 утратил свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и законных оснований для постановки его на учет для получения единовременной выплаты, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Росгвардии по РТ о признании незаконным решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от ...г. ... в части отказа в постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Малкова Я.В.