№ 88а-7116/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 04 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.,
судей Печенкиной Н.А., Трапезниковой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2020 года по административному делу №2а-1447/2020 по административному иску прокурора г. Ноябрьска в интересах муниципального образования г. Ноябрьск и неопределенного круга лиц к администрации г. Ноябрьска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А., мнение прокурора Ботева В.Ю., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Ноябрьска в интересах муниципального образования г. Ноябрьск и неопределенного круга лиц обратился к администрации г. Ноябрьска (далее по тексту- администрация) с административным иском о признании незаконным бездействие администрации г. Ноябрьска, выразившееся в непринятии мер по определению специально отведенного места отвала для вывоза снега, образующегося при содержании дорог на территории г. Ноябрьск в зимнее время, оборудованию специально отведенного места для этого в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с получением заключения органов Роспотребнадзора о соответствии места отвала снега требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении на административного ответчика обязанность определить такое специально отведенное место, оборудовать специально отведенное место для этого в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с получением заключения органов Роспотребнадзора о соответствии места отвала снега требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивированы тем, что администрацией города Ноябрьска специально отведенные места отвала для вывоза снега не определены. В ходе проверки выявлено, что администрацией города выделен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 48 154 кв.м, имеющий адресный ориентир: <данные изъяты> для размещения полигона для складирования снега; на основании договора аренды полигон эксплуатирует МУП «Ноябрьскспецавтотранс». По информации администрации, также осуществляется прием (накопление) снега на полигоне бытовых отходов, расположенном <данные изъяты>, и на полигоне по обезвреживанию бытовых отходов, расположенном в микрорайоне <данные изъяты> Эксплуатацию указанных полигонов осуществляет ООО «Инновационные технологии», согласно сведениям указанного общества на данный полигон снежные массы от ООО «Северодострой» в истекшем периоде не принимались. Установлено, что снежные массы складируются ООО «Северодострой», с которым заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования города Ноябрьск, на участок местности за территорией организации по адресу: <данные изъяты> который для указанных целей не выделялся с территориальным подразделением органов Роспотребнадзора местоположение указанной «сухой» свалки не согласовано.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2020 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 23 марта 2021 года), администрация выражает несогласие с судебными актами, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, производство прекратить. Полагает, что проектирование и строительство полигонов, а также отведение места отвала для вывоза снега, образующегося при содержании дорог, входит в полномочия субъектов Российской Федерации. Ссылается на то, что на территории муниципального образования город Ноябрьск прием (накопление) снега проводится: на полигоне бытовых отходов, расположенном <данные изъяты>; на полигоне по обезвреживанию бытовых отходов, расположенном в микрорайоне <данные изъяты> эксплуатацию указанных полигонов осуществляет ООО «Инновационные технологии» в рамках договора аренды муниципального имущества от 24 ноября 2016 года. Также указал на то, что объекты зарегистрированы в государственном реестре объектов размещения отходов.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что такие нарушения были допущены при вынесении судебных актов первой и апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что обязанность по обеспечению выбора земельного участка, на котором будет осуществляться складирование снега, образуемого при содержании дорог на территории МО г. Ноябрьска, с учётом экологических градостроительных и иных условий использования данного участка возложена на органы местного самоуправления. Установив, что снежные массы, образуемые при расчистке автомобильных дорог на территории г. Ноябрьска, складируются ООО «Севердорстрой» на участок местности за территорией организации по адресу: <данные изъяты>, который не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства для целей складирования снежных масс с автодорог, для указанных целей в установленном законом порядке не выделялся, с территориальным подразделением органов Роспотребнадзора местоположение указанной сухой свалки не согласовано, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные акты не соответствуют нормам действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
Бездействие органа местного самоуправления предполагает неисполнение обязанностей, возложенных нормативными правовыми и (или) иными актами.
Признавая незаконным бездействие администрации г. Ноябрьска, выразившееся в непринятии мер по определению специально отведенного места отвала для вывоза снега, образующегося при содержании дорог на территории г. Ноябрьск в зимнее время, возлагая на администрацию обязанность определить специально отведенное место отвала для вывоза снега, образующегося при содержании дорог на территории г. Ноябрьск в зимнее время, судами оставлено без внимания, что в ходе судебного разбирательства административный ответчик указал на то, что администрацией города выделен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 48 154 кв.м, имеющий адресный ориентир: <данные изъяты>, для размещения полигона для складирования снега; также осуществляется прием (накопление) снега на полигоне бытовых отходов, расположенном <данные изъяты>, и на полигоне по обезвреживанию бытовых отходов, расположенном в микрорайоне «<данные изъяты> ведется реестр по местам сбора снега.
Однако, судами не было установлено каким образом указанные участки были определены для указанных целей и лица, являющиеся ответственными за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил на указанных земельных участках.
Суды без исследования вышеуказанных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, ссылаясь на то, что ООО «Северодострой», с которым заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорог общего пользования города Ноябрьск, складирует снежные массы, образуемые при расчистке автомобильных дорог на территории г. Ноябрьска, на земельном участке, не предоставленном для этих целей, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований. Таким образом, указанный вывод судебных инстанций не основан на полном, всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Кроме того, при решении вопроса о возложении на администрацию обязанность получить заключение о соответствии мест отвала для вывоза мусора, суду первой инстанции необходимо было установить характер спорного правоотношения, определить нормативные правовые акты, подлежащие применению к ним, с учетом изложенного, исследовать вопрос о требованиях к местам для накопления отходов от зимней уборки улиц.
Так, пунктом 4.11 СанПиН 42-128-4690-88, которым также руководствовались нижестоящие судебные инстанции, предусмотрено, что участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидемстанциями с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20 (действующие на момент рассмотрения спора судом, далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По смыслу положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для размещения отходов используются объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой Порядок установлен приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792.
Таким образом, от вида объекта размещения отходов зависит определение санитарно-гигиенических требований к его устройству и содержанию.
Однако, данное обстоятельство, при принятии вышеприведенного решения о возложении на административного ответчика получить заключение о соответствии мест отвала, которое (решение) должно быть в силу закона исполнимо, судами оставлено без внимания.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, суды не выполнили, что ставит под сомнение соблюдение принципов законности и справедливости, принятые по делу судебные акты не отвечают требованиям законности и обоснованности.
При таких обстоятельствах, принятые судебные акты, в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела обстоятельства, и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 11 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи