Дело №2-628/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,
при секретаре ВОЛКОЛУПОВОЙ Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, Администрации <адрес>, МКУ «Управление ЖКХ» <адрес>, 3-е лицо - МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития <адрес>», об обязании предоставить жилое помещение вне очереди,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес>, Администрации <адрес>, МКУ «Управление ЖКХ» <адрес>, об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, сославшись на то, что он является сыном ФИО2, которая являлась квартиросъемщиком по адресу: <адрес>, которую предоставила ей Железная дорога ПЧ 3, так как она являлась работником железной дороги (монтер путей).
В 2001 году по данному адресу <адрес> случился пожар, в результате чего сгорели все документы.
После смерти матери он попытался восстановить их, обратился в администрацию железной дороги 2008г., администрация подняла архивы, на что ему ответили, что ордер на данную квартиру выдавался матери и у них ничего нет в связи с утратой документов на данный дом. После этого он обратился в архив ГКУРО Государственный архив <адрес>, где ему выдали несколько документов по поводу ордера и остальных документов и сказали, что произошла утрата за давностью лет. Проживая в спорной квартире, истец несет бремя ее содержания, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет ремонтные работы, спорное помещение является его единственным местом жительства.
В настоящее время дом призван аварийным, постановление Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, другое благоустроенное помещение ему не предоставлено.
Жилой дом, находящийся по <адрес> в <адрес>, расселяется именно по программе, в соответствии с которой адресность относится именно к строениям, а не к жильцам, так как в списках на расселение присутствуют именно адреса домов, а не количество и имена проживающих. То есть все жильцы указанных домов должны быть расселены в соответствии с нормой предоставления площади.
Он неоднократно обращался в МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> и <адрес> Ростова-на-Дону для заключения договора социального найма на указанное помещение, но постоянно получал отказ, так как у истца отсутствуют документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Впоследствии ему стало известно, что на жилые дома, признанные аварийными, договоры социального найма не заключаются.
<адрес> ему отказано в постановке на квартирный учет, и опять предложено собрать необходимый пакет документов, который у него отсутствует, в связи с тем, что он должен находиться на руках только у ответственного квартиросъемщика, так как выдается в одном экземпляре.
Указывает, что договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Нанимателем жилого помещения с 1988 года была ФИО2 (мать умерла в 2003 году). С ДД.ММ.ГГГГ, он - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован в жилом помещении <адрес>, по месту жительства, нанимателя, при этом факт регистрации его в жилом помещении фактически указывает на то, что сам наймодатель признавал его членом семьи.
На основании изложенного истец просил суд обязать <адрес> и Администрацию <адрес> предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте <адрес>, на семью 1 человек, по договору социального найма, в соответствии с действующим законодательством.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковые требования, в том числе, указав на то, что истец обратился в суд, минуя административный порядок обращения в Администрацию, в иске просила отказать.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в иске просила отказать.
Представитель ответчика МКУ «Управление ЖКХ» <адрес>, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, явку в судебное заседание не обеспечил, об отложении судебного разбирательства суд не просил.
Представитель третьего лица - МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития <адрес>», привлеченного к участию в деле протокольным определением от 06.02.2020г., ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, поддержав позицию ответчиков, полагал, что иск удовлетворению не подлежит.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МКУ «Управление ЖКХ» <адрес> в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.40 КонституцииРоссийской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, онопредоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из ч. 2 ст.49 ЖК РФследует, чтожилые помещениямуниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Частью 1 статьи51 ЖК РФустановлены основания признания граждан нуждающимися вжилых помещениях,предоставляемыхпо договорам социального найма. Согласно данной норме гражданами, нуждающимися вжилых помещениях,предоставляемыхпо договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма, договорам наймажилых помещенийжилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма, договору наймажилого помещенияжилищного фонда социального использования либо собственникамижилых помещенийили членами семьи собственникажилого помещения; 2) являющиеся нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма, договорам наймажилых помещенийжилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма, договору наймажилого помещенияжилищного фонда социального использования либо собственникамижилых помещенийили членами семьи собственника 5жилого помещенияи обеспеченные общей площадьюжилого помещенияна одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным дляжилых помещенийтребованиям; 4) являющиеся нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма, договорам наймажилых помещенийжилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма, договору наймажилого помещенияжилищного фонда социального использования или собственникамижилых помещений, членами семьи собственникажилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иногожилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору наймажилого помещенияжилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможностьпредоставленияжилого помещенияпо договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФжилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье57 ЖК РФтакже в качестве общего правила, чтожилые помещенияпо договорам социального наймапредоставляютсягражданам, состоящим на учете как нуждающиеся вжилых помещениях, в порядкеочередностиисходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечивается справедливое распределениежилых помещенийиз жилищного фонда социального использования.
Исключением из этого правила является часть 2 той же статьи, предусматривающая внеочередноепредоставлениежилых помещенийпо договорам социального найма гражданам,жилые помещениякоторых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1), а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3). Будучи дополнительной гарантией права нажилищедля граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма - с учетом того, что федеральный законодатель при реализации своих полномочий исходит из имеющихся у государства возможностей, - направлена на защиту интересов таких граждан и потому не может расцениваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, вопросы обеспечения гражданжилыми помещениямиотносятся к компетенции органа местного самоуправления.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся вжилых помещениях,предоставляемыхпо договору социального найма на территории <адрес>».
Согласно ч. 1,2 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся вжилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися вжилых помещенияхпо основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
Согласно ч. 6 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся вжилых помещениях,предоставляемыхпо договорам социального найма на территории РФ», к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
2) справка о составе семьи по месту регистрации лица, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих впредоставлениигосударственных или муниципальных услуг;
3) правоустанавливающие документы на занимаемоежилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
4) копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
5) выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих впредоставлениигосударственных или муниципальных услуг;
6) для граждан, страдающих некоторыми формами хронических заболеваний или имеющих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством, - справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную системы здравоохранения, либо документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством, - копии удостоверений и документов, подтверждающих данное право.
Как установлено судом и следует из поквартирной карточки, ФИО1 значится зарегистрированным в <адрес> по адресу: <адрес>.
Решением № Исполнительного комитете <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от 23.11.1988г. однокомнатная служебная <адрес>, жилой площадью 19,6 кв.м. по <адрес> закреплена за ФИО2 с семьей 4 человека: она, муж ФИО8, сын – ФИО9, сын – ФИО1
ФИО2, будучи квартиросъемщиком спорной квартиры, умерла 25.07.2003г., что подтверждается свидетельством о смерти I-АН № от 27.11.2003г.
Постановлением Администрации <адрес> № от 28.04.2014г. многоквартирный <адрес> лит. А по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Обратившись в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылается на то, что после признания дома аварийным ему до настоящего времени не предоставлено другое благоустроенное помещение, что он неоднократно обращался к ответчикам для заключения договора социального найма и постановки на квартирный учет, но от ответчиков получал отказы.
Данные доводы истца не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ФИО1 не представлено в материалы дела ни одного доказательства, подтверждающего его обращение к ответчикам с заявлением о приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложением перечня документов, предусмотренных для признания его семьи из одного человека малоимущей.
Исходя из всего вышеизложенного, постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - это административная процедура, предусмотренная нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектами.
Доказательств того, что своими распорядительными актами ответчики отказали ФИО1 в приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцом также не представлено.
С учетом того, что указанный выше административный порядок постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцом не соблюден, и административный порядок не может быть заменен судебным, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении его исковых требований об обязании ответчиков предоставить ему жилое помещение вне очереди.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к <адрес>, Администрации <адрес>, МКУ «Управление ЖКХ» <адрес>, 3-е лицо - МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития <адрес>», об обязании предоставить жилое помещение вне очереди оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.