Решение по делу № 2-5366/2023 от 19.04.2023

К делу № 2-5366/2023

УИД: 23RS0047-01-2023-003723-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Краснодар                                        02 октября 2023 г.

    Советский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Ганчевой В.В.

при секретаре Костиковой А.С.

с участием:

представителя истца администрации Краснодарского края – Добробаба А. В., действующей на основании доверенности №01-08-854/23 от 01.08.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Ермолаеву С. В. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,

установил:

администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края обратилась в суд с иском к Ермолаеву С.В., в котором просит взыскать с ответчика в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения - «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок), в размере 229 362 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э. В управление 28.10.2020 поступил акт осмотра памятника, которым установлено, что непосредственно на территории объекта культурного наследия федерального значения ведутся земляные и строительные работы, что ведет к его разрушению. Письмом управления от 15.03.2021 в адрес Ермолаева С.В. направлялось предостережение о недопустимости проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ, ограниченных законодательством для земельных участков с кадастровыми номерами , . По результатам повторного визуального осмотра технического состояния объекта археологического наследия составлен акт, содержащий информацию о неудовлетворительном состоянии памятника и об обнаружении на земельном участке с кадастровым номером залитого фундамента под домовладение, размером 12x12 м и шириной 0,4 м. При этом, никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером Ермолаеву С.В. управлением не выдавалось, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом с учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, что подтверждается отчетом об отслеживании заказной корреспонденции, о причинах неявки не сообщено

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, собственником земельного участка с кадастровым номером является Ермолаев С.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости по состоянию на 06.04.2023.

Из материалов дела следует, что по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора располагается объект археологического наследия федерального значения «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э.

Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Земельного Кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав па землю, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарнозащитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям электронного сервиса «Публичная кадастровая карта», расположенного в телекоммуникационной сети «Интернет», земельный участок с кадастровым номером по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, хутор Ленина и планируемый объект индивидуального жилищного строительства расположены в зоне с особыми условиями использования территории - в зоне подтопления территории станица Старокорсунская, хутор Ленина, город Краснодар Краснодарского края при половодьях и паводках Краснодарского водохранилища 1 % обеспеченности (реестровый номер ).

В соответствии со ст. 67.1 п. 6 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, хутор Ленина с видом разрешенного использования «жилые строения, садовые дома» расположен в санитарно-защитной зоне кладбища х, Ленина (500 м, класс II), письмо ДГХиТЭК от 23.04.2018 (вх. ДАиГ от 11.05.2018).

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статья 3 Закона № 73-ФЗ определяет содержание понятия «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» и относит к ним в том числе объекты археологического наследия, под которыми понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

В соответствии со статьей 3.1 Закона № 73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ. Они могут не совпадать с границами существующих земельных участков, в том числе в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 130 Гражданского кодекса РФ, частей 3 и 7 статьи 1, пункта 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» объекты археологического наследия не являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Таким образом, сведения о расположении в границах земельного участка объекта археологического наследия не подлежат включению в кадастр недвижимости ЕГРН.

Согласно пункту 10 статьи 20 Закона № 73-ФЗ перечень отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Перечень отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию, утвержден приказом Минкультуры России от 01.09.2015 № 2328, к которому в том числе относятся описание границ территории объекта археологического наследия с приложением текстового описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для веления государственного кадастра объектов недвижимости (с 01.01.2017 - ЕГРН).

Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 -р.

Установлено, что в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края28.10.2020 (вх. ) поступил акт осмотра памятника, составленный 26.10.2020 доцентом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ФИО5 и младшим научным сотрудником НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ФИО4, которым установлено, что непосредственно на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, ведутся земляные и строительные работы, что ведет к его разрушению.

Управлением в соответствии с поступившим актом ФИО5 и ФИО4 от 26.10.2020 направлено заявление от 12.03.2021 исх. о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия в Управление МВД России по городу Краснодару с целью проведения проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российский Федерации по признакам состава преступлений, предусмотренных статьями 243, 243.1, 243.2 Уголовного кодекса РФ.

В пункте полиции (мкр. Гидростроителей) отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару находится материал дополнительной проверки от 15.10.2021 вх. № 4186, зарегистрированный в КУСП № 14176 от 26.03.2021, по заявлению управления от 12.03.2021 по факту осуществления строительных работ на территории памятника археологии «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат (статья 49 Федерального закона № 73-ФЗ). Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

На территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия (пункты 1, 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутор, управлением составлен акт от 09.11.2020, которым установлено, что часть территории памятника застроена жилыми домами и разрушается в результате проведения земляных работ при строении новых зданий и проведения коммуникаций к ним, а также расположение памятника в границах ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с пунктами 6, 7 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 указанного Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Согласно статье 49 Закона № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (статья 47.2, статья 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Управлением установлено, что на земельном участке с кадастровым номером в результате земляных работ при размещении ленточного фундамента размерами 12x12 м, шириной 0,4 м поврежден культурный слой памятника археологии на площади 18,6 кв.м.

При этом, никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером Ермолаеву С.В. управлением не выдавалось. Доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации, утверждённым постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.

Объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, а также в материалах по обоснованию правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6.

Письмом управления от 15.03.2021 в адрес ответчика направлено предостережение о недопустимости проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ, ограниченных законодательством для земельных участков с кадастровыми номерами , .

По результатам повторного визуального осмотра технического состояния объекта археологического наследия «Городище 1 хутора Ленина» составлен акт от 26.04.2022, содержащий информацию о неудовлетворительном состоянии памятника и об обнаружении на земельном участке с кадастровым номером залитого фундамента под домовладение, размером 12x12 м и шириной 0,4 м.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 19.01.2023 № 670/29 градостроительные планы, уведомления о соответствии планируемого строительства, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером не выдавались.

Оценивая в совокупности доказательства по делу, принимая во внимание, отсутствие возражений ответчика, которые могут опровергнуть приведенные стороной истца доводы и доказательства, суд приходит к выводу, что Ермолаев С.В. не принял должных мер при проведении земляных работ на земельном участке с кадастровым номером , предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195,196 ГПК РФ).

    Суд на основании ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края к Ермолаеву С. В. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия – удовлетворить.

Взыскать с Ермолаева С. В. в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения - «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок), в размере 229 362 (двести двадцать девять тысяч триста шестьдесят два) рубля 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.

Мотивированное решение изготовлено 09.10.2023.

    Судья Советского

    районного суда г. Краснодара                                                В.В. Ганчева

2-5366/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края)
Ответчики
Ермолаев Сергей Викторович
Другие
Санкина Наталья Петрова (представитель ответчика)
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на странице суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Подготовка дела (собеседование)
17.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.06.2023Предварительное судебное заседание
14.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.08.2023Предварительное судебное заседание
01.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.09.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее