УИД 18RS0031-01-2021-000751-04
Судья Уткина Н.В. Дело № 12-140/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 30 мая 2022 года жалобу представителя АО «<данные изъяты>» К.Н.Г. на постановление судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 08 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «<данные изъяты>
установил:
20 июля 2021 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Ю.М.А. в отношении АО «<данные изъяты>» (далее – АО <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением руководителя Управления Роспотребнадзора по УР материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении АО «<данные изъяты>» направлены на рассмотрение в Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики.
Постановлением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 8 апреля 2022 года АО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем АО «<данные изъяты> подана на него жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит постановление должностного лица изменить в части уменьшения административного наказания до минимального. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что в рассматриваемом деле было наличие совокупности обстоятельств, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, позволяющие снизить размер административного штрафа.
Представитель Управления Роспотребнадзора по УР Ш.Э.Х. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.
Защитник АО «<данные изъяты>» К.Н.Г. доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. (пункт 1 статьи 2)
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно части 1 статьи 28 указанного Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Распоряжением Главы УР от 18 марта 2020 № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» с 18 марта 2020 года на территории Удмуртской Республики введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечении АО «<данные изъяты>» постановлением судьи к административной ответственности предусмотренной вышеуказанной нормой, послужили нарушения, выявленные Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике при проведении эпидемиологического расследования причин возникновения очага инфекционного заболевания (COVID-19) в течение 2 смены (с 20.06.2021) в детском оздоровительном лагере ОК «<данные изъяты>», пунктов 2.1, 2.6, 6.1, 12.1, 12.3, 17.1 и 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», пунктов 2.1, 2.3, 3.1.1, 3.5, 3.7, 4.2, 4.4, 6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пункта 8.1 «Р 3.5.1904-04. 3.5. «Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство», пункта 3.4 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», а именно:
- в детском оздоровительном лагере ОК «<данные изъяты>» АО «<данные изъяты>» в целях предупреждения распространения возбудителей инфекции от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями) не проводятся в полном объеме дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса (нарушение п.п. 2.1, 2.6, 6.1, 17.1, 17.2 СП 3.1/3.23146-13);
- администрацией оздоровительного комплекса не были приняты необходимые меры, направленные на разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1,5-2 м от человека), правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19, введению ограничений в проведении массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (нарушение п.п. 2.1, 2.3, 4.4 СП 3.1.3597-20);
- не было организовано проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении детей, находившихся в детском лагере, при появлении у них респираторных симптомов (нарушение п. 3.1.1 СП 3.1.3597-20);
- медицинские работники оздоровительного комплекса при установлении подозрительных, а также подтвержденных диагнозов COVID-19 не направили соответствующие экстренные извещения в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР») (нарушение п. 3.5 СП 3.1.3597-20, п. 12.1 СП 3.1/3.2.3146-13);
- в медицинском блоке отсутствует журнал учета инфекционных заболеваний установленной формы по месту их выявления, случаи заболеваний в месте их выявлений в оздоровительной организации не зарегистрированы (нарушение п. 12.3 СП 3.1/3.2.3146-13);
- медицинскими работниками оздоровительного центра были допущены направления детей с признаками респираторного заболевания, в том числе повышение температуры выше 37,1 °С обратно в организованные коллективы (отряды) без проведения лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие возбудителя COVID-19 (нарушение п. 3.7 СП 3.1.3597-20);
- администрацией оздоровительного комплекса не были приняты необходимые противоэпидемические меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 среди детей, находящихся в лагере: не проведено разобщение лиц, подвергшихся риску заражения с максимально возможным ограничением контактов, соблюдение лицами с подозрением на COVID-19 обязательного режима изоляции (нарушение п. 4.2 СП 3.1.3597-20);
- не проводится стерилизация тубусов для УФО-аппарата, используемого в лечении детей, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение и передачу инфекционных заболеваний, в том числе парентеральных вирусных гепатитов, COVID-19 (нарушение п.п. 4.2, 4.4 СП 3.1.3597-20, п. 1.1 СанПиН 2.1.32630-10);
- не обеспечен необходимый уровень обеззараживания воздуха с помощью рециркуляторов в обеденных залах столовой лагеря: для объеме помещения большого зала 806 м3 и объеме помещения малого зала 423 м3 является недостаточным наличие по 1 рециркулятору, обеспечивающему обеззараживание помещения объемом 100 м3 (нарушение п.п. 4.4, 6.4 СП 3.1.3597-20, п. 8.1 Руководства Р 3.5.1904-04. 3.5);
- профилактическую дезинфекцию в детском оздоровительном лагере ОК «<данные изъяты>» проводят с нарушением методический документов (инструкций) на конкретное средство. Для проведения замачивания (дезинфекции) посуды в изоляторе (столовая изолятора) используется 0,3% раствор «Ника-хлор». В Результате лабораторного исследования данного раствора массовая доля активного хлора составила 0,070%, что в 4,3 раза меньше рекомендуемой. Таким образом, данный раствор не осуществляет дезинфекцию посуды больного ребенка, и, как следствие, может привести к распространению через посуду инфекционного агента, в частности, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (нарушение п. 3.4 СП 3.5.1378-03).
В ходе проведения эпидемиологического расследования причин возникновения очагов инфекционного заболевания (COVID-19) в течение 3 смены (с 07.07.2021) в детском оздоровительном лагере ОК «<данные изъяты>» выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
- в детском оздоровительном лагере ОК <данные изъяты>» АО «<данные изъяты>» в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями) не проводятся в полном объеме дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса (нарушение п.п. 2.1, 2.6, 6.1, 17.1, 17.2 СП 3.1/3.2.3146-13);
- у ряда детей, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, сведения об отсутствии в течение 21 календарного дня контактов с больными инфекционными заболеваниями внесены в справку № 079/у ранее, чем за 3 рабочих дня до отъезда в лагерь (нарушение требований п. 3.11.2 СП 2.4.3648-20);
- термометрия сотрудников ОК «<данные изъяты>» проводится менее двух раз в сутки (утром и вечером). По представленному журналу наблюдения за сотрудниками ОК «<данные изъяты>» термометрия проводится один раз в сутки (нарушение п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20);
- уборочный инвентарь для туалетов и уборочный инвентарь для комнат (коридоров) хранится не отдельно друг от друга, а совместно в одном шкафу, предназначенном для хранения уборочного инвентаря. Отсутствует маркировка на швабрах для туалетов. Для проведения текущей уборки на емкостях отсутствует литраж, дезинфекционные средства разводятся на «глаз». Со слов уборщицы уборка санитарно-технического оборудования проводится одной ветошью в двух отрядах, расположенных в одном корпусе (нарушение п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20);
- в корпусе № 6 имеются дефекты стен в санитарной комнате для детей. Данный факт не позволяет качественно и эффективно проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств (нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20);
- текущая уборка проводится некачественно: двери в комнатах грязные, с подтеками, грязные помпы для кулера. Согласно представленным журналам генеральных уборок она проводится не во всех помещениях ОК «Березовая роща» (нарушение п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20);
- отсутствуют данные обследования COVID-19 перед началом 3 смены ОК <данные изъяты>» у ряда сотрудников (указаны в протоколе) (нарушение п. 3.5 СП 3.1/2.4.3598-20, п. 3.3 МР 3.1/2.4.0239-21 «Рекомендации по организации работы и отдыха детей и их оздоровления в условиях распространения COVID-19 в 2021 году»);
- в малом и большом залах в помещении столовой недостаточное количество рециркуляторов для проведения обеззараживания воздуха, в производственных помещениях столовой рециркуляторы отсутствуют. В соответствии с примечанием к п. 7 паспорта «Медстальконструкция» 2016 г. «Рециркуляторы бактерицидные для обеззараживания воздуха «Мегидез» для обеспечения 95% эффективности обеззараживания воздуха для помещения объемом 100 м3 предусматривается 1 рециркулятор (нарушение п.п. 6.2, 6.3 СП 3.1.3597-20, Р 3.5.1904-04). Облучатели закрытого типа (рециркуляторы) расположены на полу или на высоте 0,6 м (нарушение п. 8.2 Р 3.5.1904-04); обеззараживание воздуха проводится не менее 1-2 часов (нарушение п. 7.1 Р 3.5.1904-04). На момент проведения обследования акты ввода бактерицидных установок в эксплуатацию в нарушение п. 8.1, п. 10.5 Р 3.5.1904-04 не представлены;
На момент проведения обследования в отрядах №№ 5,9 имеется от 1 до 3 бактерицидных рециркуляторов. Предоставлен общий журнал учета времени работы на все имеющиеся бактерицидные установки в корпусах 3, 5, 6, 7, 9, 10. Ежедневно фиксируется одна запись. В журнале не указано время работы каждого рециркулятора. Указано общее количество отработанных за день часов на все имеющиеся бактерицидные рециркуляторы.
- не представлена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных для оказания медицинской помощи (нарушение п. 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20);
Проектная мощность оздоровительного лагеря ОК «<данные изъяты>» 426 мест. В 3 смену (с 07.07.2021 по 21.07.2021) на момент заезда было 324 ребенка, что составляет 77,9% заполняемости лагеря в смену при допустимом значении не более 75% от проектной вместимости. На 15.07.2021 количество детей составляло 289 человек, количество сотрудников - 72 человека.
Оценив предоставленные в дело доказательства, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о доказанности в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Между тем, считаю, что в целях соблюдения принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, постановление судьи районного суда от 8 апреля 2022 года подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.
Из положений статьи 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3); в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (часть 3.1); при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2); при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3).
На основании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, прихожу к выводу о том, что наложение административного штрафа в размере 200 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В связи с чем, оценив по своему внутреннему убеждению фактические обстоятельства дела, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, считаю, что имеются основания для изменения постановления судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 8 апреля 2022 года в части размера назначенного административного наказания и снижения суммы назначенного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 100 000 рублей.
Назначенное в указанном размере административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения по соблюдению действующего законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить частично.
постановление судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 8 апреля 2022 года, вынесенное в отношении АО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части размера назначенного наказания, снизисть размер административного штрафа до 100 000 рублей, в остальной части это же постановление оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Г.Р. Багаутдинова