Дело № 2 – 81/2020
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года пос. Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Спицова Н.В.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носовой К.В. к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в форме ежемесячных денежных компенсаций,
установил:
Носова К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг») об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в форме ежемесячных денежных компенсаций.
В обоснование административного иска указала, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> она работала <данные изъяты>. В период работы в данном учреждении, а также после выхода на пенсию ей предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения. После акционирования ОАО «РЖД» указанные меры социальной поддержки перестали ей предоставляться, примерно, с 2005 года.
На территории Вожегодского муниципального района пенсионеры из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения имеют право на получение указанных мер социальной поддержки за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций. Списки указанных лиц формирует МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в которое она обратилась 24 декабря 2019 года с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Решением МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от <дата обезличена> <номер обезличен> ей было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки в связи с тем, что линейная амбулатория ст. Вожега Северной железной дороги являлась ведомственной, а не муниципальной организацией.
Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку линейную амбулаторию посещали не только работники железной дороги, но и другие жители п.Вожега. Она является ветераном труда, инвалидом, осуществляла свою трудовую деятельность в медицинском учреждении, расположенном в п.Вожега, более 10 лет, до 2005 года получала меры социальной поддержки, а снижение объема полагающихся ей мер социальной поддержки не соответствует Конституции Российской Федерации.
Просит признать решение МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от <дата обезличена> <номер обезличен> незаконным и возложить на МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанность предоставлять ей меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от 27 марта 2020 года судом определено о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве соответчика привлечено казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее - КУ ВО «Центр социальных выплат»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОАО «Российские железные дороги».
Истец Носова К.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в суд не явился, директор этого Учреждения Лисакова О.Л. представила ходатайство от 04 августа 2020 года, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчикаКУ ВО «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия и в удовлетворении исковых требований отказать. В представленном на иск отзыве от 16 апреля 2020 года указал, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения медицинским и фармацевтическим работникам до 01 января 2005 года были установлены ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. С 01 января 2005 года осуществлен переход с системы установления социальных гарантий на одном (федеральном) уровне на многоуровневую систему установления социальных гарантий (федеральный, субъектовый, муниципальный уровни). Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения работникам федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, были установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года №839 и от 30 декабря 2014 года № 1607. При этом аналогичных мер социальной поддержки пенсионерам из числа медицинских и фармацевтических работников федеральных учреждений здравоохранения на федеральном уровне установлено не было. В настоящее время эти меры на федеральном уровне также не предусмотрены. Железнодорожная амбулатория станции Вожега, в которой работала Носова К.В., являлась структурным подразделением ГУЗ Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги, которое являлось федеральным государственным учреждением здравоохранения, подведомственным Министерству путей сообщения Российской Федерации. Носова К.В. является пенсионером ликвидированного федерального государственного учреждения здравоохранения, в связи с чем она не имеет правовых оснований для получения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения за счет средств областного бюджета.
Представители третьих лиц администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области и ОАО «РЖД» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения Носовой К.В. и исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела и объяснений истца следует, что Носова К.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> работала <данные изъяты>, ввиду закрытия этой амбулатории уволена и переведена <данные изъяты>, уволена <дата обезличена> в связи с выходом на пенсию по старости.
В соответствии с Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения за счет средств районного бюджета в форме ежемесячных денежных компенсаций, утвержденным постановлением администрации Вожегодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 495, с изменениями от 25 марта 2016 года, МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществляет функции по формированию списков граждан, пользующихся правом на ежемесячную денежную компенсацию, и осуществлению данной выплаты, в отношении пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года и членов семей умерших пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения района при условии предоставления членам семей умерших пенсионеров льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
24 декабря 2019 года Носова К.В. обратилась в МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как бывшему медработнику (медсестре) железнодорожной амбулатории станция Вожега.
Решением МКУ ВМР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от <дата обезличена> <номер обезличен> Носовой К.В. было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки в связи с тем, что по состоянию на 31 декабря 2004 года она не являлась пенсионером из числа медицинских и фармацевтических работников муниципального учреждения Вожегодского муниципального района и не являлась получателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 21 постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране» (признано недействующим 14 октября 2003 года) установлено, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.
Постановлением от 14 октября 2003 года №625 Правительства Российской Федерации «Об изменении, приостановлении действия и признания утратившими силу некоторых актов СМ СССР и Правительства Российской Федерации, актов ЦК КПСС и СМ СССР в связи с Федеральным законом «О бюджете на 2003 год» признано не действующим на территории Российской Федерации указанное выше Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года №517.
Часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №122-ФЗ) часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу.
Данная статья дополнена ч.4, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, частью 5, из которой следует, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.4 и ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года №149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года №383-О-П указано, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ (п.50 ст.35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (ч.5), муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления (ч.6). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закреплённое в п.50 ст.35 Закона №122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст.153 данного Федерального закона – не предполагают отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Таким образом, меры социальной поддержки должны предоставляться медицинским работникам теми властными структурами, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно информации ОАО «РЖД» от 13 марта 2020 года ГУЗ Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги было зарегистрировано Администрацией гор.Вологда 15 октября 1997 года. Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, ГУЗ Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги ликвидировано, о чем свидетельствует запись от 23 декабря 2005 года. Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Вологда открытого акционерного общества «Российские железные дороги» создано 05 августа 2004 года, учредителем этого Учреждения является открытое акционерное общество «Российские железные дороги», которое создано по постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Железнодорожная амбулатория станции Вожега являлась структурным подразделением государственного учреждения здравоохранения Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги, учредителем которой выступало Федеральное государственное унитарное предприятие «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации, следовательно, железнодорожная амбулатория станции Вожега, как структурное подразделение ГУЗ Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги, являлась федеральным государственным учреждением здравоохранения, подведомственным Министерству путей сообщения Российской Федерации.
Носова К.В. является пенсионером из числе медицинских работников линейной амбулатории станции Вожега структурного подразделения ГУЗ Отделенческая больница станции Вологда Северной железной дороги, ликвидированной в 2005 году.
С учётом этого суд считает, что Носова К.В. не имеет правовых оснований для получения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения за счёт средств областного и муниципального бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Носовой К.В. в удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению Вожегодского муниципального района «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в форме ежемесячных денежных компенсаций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2020 года.
Председательствующий судья Спицов Н.В.