Дело № 2-443/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 12 марта 2018 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой Т.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Сусловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Белтадзе О. У., Паркая В. Г., Белтадзе Д. О. к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Ковровский транспортный колледж» о возложении обязанности установить индивидуальные приборы учета,
у с т а н о в и л:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и законных интересов Белтадзе О. У., Паркая В. Г., Белтадзе Д. О. к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Ковровский транспортный колледж» (далее ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж») о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
Истцы Белтадзе О.У., Паркая В.Г., Белтадзе Д.О. в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещены надлежащим образом, согласно имеющимся в материалах дела заявлениям просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Суслова Д.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что в результате проведенной Ковровской городской прокуратурой проверки установлено, что ответчиком до настоящего времени не исполнена предусмотренная Федеральным законодательством обязанность по установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в <адрес> в <адрес>, в которой в настоящее время зарегистрированы и проживают Белтадзе О.У., Паркая В.Г., и Белтадзе Д.О. Указанное жилое помещение было предоставлено Белтадзе О.У. в период его работы в учреждении. Договор найма специализированного жилищного фонда (общежития) с семьей Белтадзе в письменной форме не заключался. Квитанция об оплате за пользование жилым помещением выставляются на имя Белтадзе О.У. Часть жилого дома, в которой находится указанная квартира, закреплена на праве оперативного управления за ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж», а соответственно, обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена на него.
Представитель ответчика ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» Швецов Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, согласно которому просит отложить судебное заседание в виду обострения болезни и госпитализации.
Ранее в судебном заседании пояснял, что с исковыми требованиями прокурора не согласен. В обоснование указывая, что с истцами договор найма на спорное жилое помещение не заключался, документы на вселение не оформлялись, а в отсутствии договора найма права и обязанности, как нанимателя, так и наймодателя отсутствуют, следовательно, требования истцов незаконны. Истец относит дом, в котором расположена квартира к многоквартирным домам, вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 94 ЖК РФ под общежития предоставляются «специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов», то есть законодатель не отождествляет понятия «общежитие» и «многоквартирный дом». Следовательно, законодателем не установлена обязанность по установке индивидуальных приборов учета в жилых помещениях находящихся в общежитии. Кроме того в общежитие установлен общедомовой прибор учета холодной и горячей воды, который позволяет вести учёт потребляемых ресурсов, а расчет размера платы за коммунальные услуги производится в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций.
Рассматривая ходатайство представителя ответчика об отложении рассмотрения дела суд, учитывая мнение прокурора, полагает, что оснований для его удовлетворения не имеется в виду следующего.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Отложение разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса без уважительных причин, в том числе представителя истца, является правом, а не обязанностью суда (ч. 6 ст. 167, ч. 1 ст. 169 ГПК РФ).
В силу ст. ст. 1, 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны гражданского процесса самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе.
Как следует из материалов дела, ответчик надлежащим образом заблаговременно был извещен о времени и месте судебного заседания. Учитывая, что ответчик по своей организационно-правовой форме является юридическим лицом, а неявка представителя юридического лица не является препятствием к рассмотрению дела, в связи с тем, что ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» имеет возможность направить в суд другого представителя. Болезнь представителя юридического лица не является уважительной причиной неявки иного представителя юридического лица в судебное заседание, и не лишает юридическое лицо возможности представлять свои интересы через иного представителя. Вместе с тем, ответчик не реализовал свое право на участие в судебном заседании, в связи с чем, отсутствуют основания для отложения судебного заседания.
Суд, с учетом мнения прокурора, полагает возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, приходит к следующему.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ энергосбережение производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до <дата> собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Аналогичная обязанность собственников помещений в многоквартирных жилых домах предусмотрена пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от <дата> <№>-р.
Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата> <№> «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» с <дата> начинают применяться поэтапно повышающие коэффициенты платы за коммунальные услуги (отопление, горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) для жилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг (при наличии технической возможности).
Таким образом, обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений. Отсутствие ИПУ в жилых помещениях нарушает права неопределенного круга лиц.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> <№> от <дата> в оперативное управление государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению <адрес> «Ковровский транспортный колледж» передана часть жилого дома, общежитие, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе, <адрес>.
Распоряжением и.о. <адрес> <№>-р от <дата> часть жилого дома, общежитие, общей площадью 764,3 кв.м., этаж <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе, <адрес>, являющаяся собственностью <адрес>, включена в специализированный государственный жилищный фонд <адрес> и отнесена к жилым помещениям в общежитиях.
В силу ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно п. 1.8 Устава ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж», утвержденного директором департамента образования администрации <адрес> 03.07.2015г. года, учреждение от своего имени может заключать договоры, контракты, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учреждение владеет, пользуется всем находящимся у него в праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (п.4.3 Устава).
Судом установлено, что Белтадзе О.У., Паркая В.Г., Белтадзе Д.О. проживают и зарегистрированы в <адрес>, в которую вселились в период работы Белтадзе О.У. в учреждении. Договор найма специализированного жилого помещения с истцами в письменном виде не заключался.
Проведенной Ковровской городской прокуратурой проверкой установлено, что ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» до настоящего времени не исполнена предусмотренная Федеральным законом обязанность по установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартире истцов, то есть по приведению жилого помещения в соответствие с требованиями законодательства.
Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении ГБПОУ ВО «Ковровский транспортный колледж» обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Довод ответчика о том, что поскольку действующее законодательство обязывает собственников жилых помещений устанавливать индивидуальные приборы учета в многоквартирных домах, к которым в данном случае не относится общежитие, в котором расположена квартира истцов у ответчика отсутствует обязанность по установке индивидуальных приборов учета в жилом помещении, занимаемом истцами, суд признает несостоятельным.
Как следует из представленных материалов, подтверждается распоряжением губернатора администрации <адрес> <№>-р от <дата>, свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, извлечением из технического паспорта, выданного ГУ ВО «Бюро технической инвентаризации» <дата>, общежитие является частью многоквартирного жилого <адрес> и фактически представляет собой один из подъездов в составе указанного пятиэтажного многоквартирного дома, состоящий из <данные изъяты> квартир. Квартира <№> представляет собой изолированное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., состоящее из прихожей <данные изъяты> кв.м., коридора <данные изъяты> кв.м., ванной <данные изъяты>.м. кухня <данные изъяты> кв.м., жилых комнат <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты>.м., и шкаф <данные изъяты> кв.м.
Согласно акту технического осмотра водопроводно-канализационных устройств у абонента от <дата> б/н, выданного ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учёта холодного водоснабжения в жилом помещении <адрес>, в результате обследования установлено, что техническая возможность установки имеется и установка приборов учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома возможна.
Кроме того, решением Ковровского городского суда от <дата> на ГБОУ СПО ВО «Ковровский транспортный колледж» возлагалась обязанность установить приборы учета электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Решение суда исполнено, что также свидетельствует о наличии технической возможности установки приборов индивидуального учета в общежитие являющемся частью многоквартирного жилого <адрес> и в том числе в спорном жилом помещении, занимаемом истцами.
Довод представителя ответчика о том, что у истцов отсутствуют правовые основания для занятия спорного жилого помещения, в связи с чем, требования истцов являются незаконными, суд признает несостоятельным.
Отсутствие у ответчиков ордера и письменного договора найма жилого помещения само по себе не может служить препятствием к возникновению у таких лиц права пользования жилым помещением.
Ответчики на законных основаниях вселены и занимают <адрес>, зарегистрированы в ней по месту постоянного жительства надлежащим образом, несут расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, что также следует из решения Ковровского городского суда от <дата>, вступившего в законную силу <дата> которым ГБОУ СПО ВО «Ковровский транспортный колледж» в выселении Белтадзе О.У., Белтадзе Д.О. Белтадзе И.У., Паркая В.Г. из жилого помещения по адресу: <адрес>, отказано.
На момент рассмотрения дела право истцов по пользованию квартирой <№> <адрес> никем не оспорено.
При таких обстоятельствах требования прокурора об устранении нарушений требований ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем установления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборов учета на горячее и холодное водоснабжение, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.