Дело № 2а- 368/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» мая 2022 года с. Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Нуретдиновой Н.Г.
при секретаре Шафиковой М.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елизарова М.Н. к призывной комиссии Кунашакского муниципального района, Военному комиссариату Кунашакского района Челябинской области, Военному комиссариату Курчатовского и Калининского районов г. Челябинска о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Кунашакского муниципального района от 17 декабря 2021 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет и выдаче военного билета
У С Т А Н О В И Л:
Елизаров М.Н. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Кунашакского муниципального района, Военному комиссариату Кунашакского района Челябинской области о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Кунашакского муниципального района Челябинской области от 17.12.2021 г. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Елизарова М.Н. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
В обоснование административного иска указано, что в 2012 г. он был зарегистрирован и проживал в г. Челябинске и на воинский учет был поставлен в Военный комиссариат Калининского района г. Челябинска. В связи с поступлением на учебу в Институт ему была предоставлена отсрочка от военной службы до 2016 года. В 2017 г. он сменил место регистрации. С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста он повесток о необходимости явиться в Военный комиссариат не получал. При наступлении 27 -летнего возраста в ноябре 2021 г. он обратился в Военный комиссариат по прописке за получением военного билета. 17.12.2021 г. призывной комиссией Кунашакского района вынесено решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. 17 декабря 2021 г. он осуществил явку на комиссию с целью дачи своих пояснений и приобщения дополнительных документов, хотя уведомление или повестку, что состоится заседание комиссии, не получал. На заседании комиссии члены ее состава с его документами не знакомились, не дали ему возможность заявить свои возражения. Получив выписку заседания комиссии, он узнал, что ему неоднократно направлялись повестки, которые он не получал, что находился в розыске правоохранительными органами. С решением призывной комиссии не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влекущего за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу.
В судебное заседание административный истец Елизаров М.Н., его представитель Волкова А.А. не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административных ответчиков- заместитель председателя призывной комиссии Кунашакского муниципального района, Военный комиссар Кунашакского района Челябинской области Донец Э.В. не согласен с административным иском. Считает решение призывной комиссии законным, поскольку Елизарову М.Н. неоднократно направлялись повестки, его мать повестки не получала. Елизаров не сообщал им свое местожительство, его прописала бабушка для получения субсидии в свой дом, который признан непригодным для проживания, но решением суда им было отказано. Считает, что Елизаров М.Н. уклонился от прохождения воинской службы. Когда ему исполнилось 27 лет, он обратился в Военный комиссариат Кунашакского района для получения военного билета, но призывная комиссия отказала ему и выдала справку о зачислении его в запас, как не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Военный комиссариат Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск, привлеченный в качестве административного соответчика, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Военный комиссариат Челябинской области, привлеченный качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили отзыв на административное исковое заявление, где просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Считают, что призывная комиссия вынесла законное заключение, поскольку Елизаров М.Н. вплоть до достижения возраста 27 лет в Военный комиссариат не являлся, сведений об уважительности причин не явки не сообщал.
Выслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Статьей 26 пунктом 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется названным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.22 п.1 пп. «а» ФЗ от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Статья 28 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ возлагает на призывную комиссию по призыву граждан на военную службу принятие одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас (п.1).
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета хранящихся в военном комиссариате (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что Елизаров М.Н. состоял на воинском учете в Военном комиссариате Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск с 07.02.2011 г. по 2.11. 2021 г. (достижение возраста 27 лет) и был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ г. по адресу: <адрес>, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Протоколом призывной комиссии Калининского района г. Челябинск от 26 ноября 2012 г. Елизарову М.Н. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным пп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» для получения образования по программам высшего профессионального образования до 2016 г.
Согласно информации НОУ ВПО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Елизаров М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отчислен приказом ректора № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с академической задолженностью.
В соответствии с пунктом 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, Елизаров М.Н. утратил основания для освобождения от призыва на военную службу и подлежал призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии со статьей 31 Закона от 28.03. 1998 г. № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата ( п.2).
В судебном заседании установлено, что с 23 марта 2013 г. Елизаров М.Н. подлежал призыву на военную службу, однако административный истец до достижения возраста 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ) в военный комиссариат не являлся.
Из личного дела Елизарова М.Н. следует, что в 2013 г. военным комиссариатом по Калининскому району г. Челябинск проводились оповещения Елизарова М.Н. по адресу регистрации: <адрес> для прохождения медицинского освидетельствования - повестки от 07.06.2013 г., от 28.08.2013 г., от 08.11.2013 г., однако при неоднократном посещении сотрудников ВКЧО по Калининскому району г. Челябинск по адресу регистрации Елизарова М.Н. его мать повестки не получала и не сообщала о месте жительства сына.
15.11.2013 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск было направлено обращение начальнику отдела полиции УМВД России по г. Челябинску об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не представилось возможным вручить повестку.
В весенний призыв 2014 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск проведено оповещение Елизарова М.Н. по месту регистрации о явке в военкомат для прохождения медицинского освидетельствования (повестки от 05.03. 2014 г., от 16.05.2014 г.). Из сообщения работников военного комиссариата следует, что при посещении адреса регистрации двери квартиры не открыли, повестки были оставлены в почтовом ящике.
В период осеннего призыва 2014 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск проведено оповещение Елизарова М.Н. о явке для прохождения медицинского освидетельствования (повестка от 07.10.2014 г.). Согласно рапорта сотрудника военного комиссариата повестка оставлена в ящике.
07.11.2014 г., 19.11.2014 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск было направлено обращение начальнику отдела полиции УМВД России по г. Челябинску об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не представилось возможным вручить повестку.
02.12.2014 г. отделом военного комиссариата Калининского района г. Челябинск было направлено оповещение Елизарову М.Н. повесткой о явке в военкомат на 02.12.2014 г. для прохождения медицинского освидетельствования (повестка серии ЧК №).
Из рапорта УУП ОП №6 УМВД России по г. Челябинску от 09.12.2014 г. следует, что по адресу: <адрес> с июля 2014 г. проживают новые жильцы, по базе адресного бюро Елизаров М.Н. остался проживать на старом адресе.
02 апреля 2015 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск было направлено оповещение Елизарову М.Н. повесткой по адресу: <адрес> о явке на 08.04.2015 г. для прохождения медицинского освидетельствования. Согласно рапорта сотрудника Отдела мать Елизарова М.Н. отказалась передать ему повестку, повестка оставлена в ящике.
27.05.2015 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск направлено обращение начальнику отдела полиции УМВД России по г. Челябинску об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не удалось вручить повестку.
25.11.2015 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинска было направлено оповещение Елизарову М.Н. повесткой о явке в отдел военного комиссариата для прохождения медицинского освидетельствования на 30.11.2015 г. Согласно рапорта сотрудника военкомата мать отказалась открывать двери, ссылаясь, что сын не проживает.
07.12.2015 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск направлено обращение начальнику отдела полиции «Калининский» УМВД России по г. Челябинску об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не удалось вручить повестку.
06.10. 2016 г. отдел военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск было направлено оповещение Елизарову М.Н. повесткой о явке в отдел военного комиссариата для прохождения медицинского освидетельствования на 10.10. 2016 г.
11.10.2016 г. отделом военного комиссариата по Калининскому району г. Челябинск направлено обращение начальнику отдела полиции УМВД России по г. Челябинску ОП Калининский об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не удалось вручить повестку.
В весенний призыв 2017 г. военным комиссариатом по Калининскому и Курчатовскому району г. Челябинск направлено обращение начальнику ОП «Калининский» Управления МВД по г. Челябинск в Калининском районе об установлении местонахождения Елизарова М.Н., которому не удалось вручить повестку (исх. № от 12.05.2017 г.) и направили оповещение Елизарову М.Н. о явке на 20.06.2017 г. для прохождения медицинского освидетельствования (повестка серии ЧК №).
Отделом военного комиссариата по Калининскому и Курчатовскому району г. Челябинск направлено оповещение Елизарову М.Н. повесткой на 25.04.2018, 21.05.2018 г., 04.12.2018 г. о явке для прохождения медицинского освидетельствования в военкомат. Согласно рапорта сотрудника военкома 27.04.2018 г. двери квартиры по адресу: <адрес> не открыли, повестка оставлена в почтовом ящике.
14.03.2019 г. военным комиссариатов Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск для установления местонахождения Елизарова М.Н. направлен запрос в Отдел адресно-справочной службы УФМС России по Челябинской области.
Из адресной справки № от 19.03.2019 г. установлено, что Елизаров М.Н. с 16 августа 2017 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Военным комиссаром Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск направлены в военный комиссариат Кунашакского района информационные письма 25.03.2019 г., 22.04.2019 г., 21.05.2019 г., 02.12.2019 г., 26.02.2020 г., 10.06.2020 г., 09.07.2020 г., 12.10.2020 г. о том, что на территорию Кунашакского района убыл призывник Елизаров М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., необходимо его вызвать, поставить на воинский учет и запросить личное дело из военного комиссариата Челябинской области по Курчатовскому и Калининскому районов г. Челябинск.
02 октября 2020 г. военным комиссаром Кунашакского района было направлено заказное письмо Елизарову М.Н. по месту регистрации о явке в военный комиссариат Кунашакского района, которое возвращено обратно с указанием «отсутствие адресата по указанному адресу», дом не жилой.
Свидетель ФИО1 пояснила, что в конце октября 2020 г. по указанию помощника военного комиссара по Кунашакскому району Свидетель №1 выехала в <адрес> с целью проверки фактического проживания по указанному адресу Елизарова М.Н., которого разыскивал военный комиссариат Курчатовского района г. Челябинск. Ворота дома были закрыты, в доме никого не было. Со слов соседей ФИО2 давно проживает у своих детей в <адрес>, Елизарова М.Н. они не видели.
Свидетель Свидетель №1 пояснила, что Елизаров М.Н. разыскивался военным комиссариатом Калининского и Курчатовского районов г. Челябинск. От них приходили письма об оказании содействия в розыске Елизарова М.Н. Она направила письмо Елизарову М.Н. по месту регистрации, которое вернули обратно. В октябре 2020 г. по ее указанию работник военно-учетного стола ФИО1 проверила по адресу регистрации фактическое проживание Елизарова М.Н. и установила, что дом закрыт. После достижения 27 лет Елизаров М.Н. обратился в военный комиссариат Кунашакского района.
Вступившим в законную силу решением Кунашакского районного суда от 14.12.2017 г. установлено, что заключением межведомственной комиссии администрации Кунашакского района от 28.10. 2014 г. жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, Елизаров М.Н. зарегистрирован по указанному адресу, но фактически не проживает.
Согласно ст.10 ч.1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, п.50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. №719, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) месту пребывания ( на срок более 3 месяцев).
В нарушение ст.10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.50 Положения о воинском учете, Елизаров М.Н. не сообщил в военный комиссариат в двухнедельный срок в 2013 г. об отчислении из НОУ ВПО «<данные изъяты>», а в 2015 г. о смене места жительства по адресу: <адрес>.
В 2017 г. Елизаров М.Н. зарегистрировался по адресу: <адрес>, однако не снялся с воинского учета военного комиссариата Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск и в двухнедельный срок не встал на воинский учет в военном комиссариате Кунашакского района. Военным комиссариатом Калининского и Курчатовского районов г. Челябинск, военным комиссариатом Кунашакского района проводились мероприятия по надлежащему оповещению Елизарова М.Н. о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, связанные с призывом на военную службу, однако материалами личного дела Елизарова М.Н. подтверждается, что двери квартиры не открывали, мать Елизарова М.Н. не получала повестки и не сообщала о месте жительства сына.
Также установлено, что по месту регистрации на территории Кунашакского района в <адрес> с 17.08.2017 г. Елизаров М.Н. не проживал, поскольку указанный дом непригоден для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Елизарову М.Н. исполнилось 27 лет и 19 ноября 2021 г. он обратился в военный комиссариат Кунашакского муниципального района с заявлением о выдаче военного билета, что свидетельствуют об уклонении Елизарова М.Н. от призыва на военную службу.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заключение призывной комиссией Кунашакского муниципального района вынесено с соблюдением Порядка и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, предусмотренного разделом 111 Положения о призыве на военную службу Российской Федерации. На заседании комиссии присутствовало 7 членов призывной комиссии, решение призывной комиссией принято всеми членами комиссии, что подтверждается подписями в протоколе, на заседании комиссии Елизаров М.Н. присутствовал, им не были представлены документы, подтверждающие законность не прохождения военной службы по призыву за период с 01.01.2014 по 02.11.2021 г. (достижение возраста 27 лет).
При указанных обстоятельствах суд считает решение призывной комиссии Кунашакского муниципального района от 17.12.2021 г. является законным, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска Елизарова М.Н. к призывной комиссии Кунашакского муниципального района, Военному комиссариату Кунашакского района Челябинской области, Военному комиссариату Курчатовского и Калининского районов г. Челябинск о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Кунашакского муниципального района от 17 декабря 2021 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет и выдаче военного билета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Г. Нуретдинова