УИД 21RS0№
№ 2-2320/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2021 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Захаровой О.С., при секретаре судебного заседания Семёновой Е.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Карлинова А.С., представителя ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Шашкарова С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары и садоводческому некоммерческому товариществу «Нефтяник» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары (далее – прокурор, истец) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации г. Чебоксары, садоводческому некоммерческому товариществу «Нефтяник» (далее – СНТ «Нефтяник») о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, о возложении обязанности создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории СНТ «Нефтяник».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения в садоводческом товариществе «Нефтяник». В ходе проверки в действиях ответчиков выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, Свод Правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, выразившиеся в том, что территория СНТ «Нефтяник» по адресу: г. Чебоксары, ул.Нефтебазовская, не оборудованы в предусмотренном действующим законодательством периметре источниками наружного противопожарного водоснабжения, что в свою очередь создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на территории поселения людей, может серьезным образом повлиять на возможность тушения пожара, привести к массовой гибели людей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора просил удовлетворить заявленные исковые требования, возложить на ответчиков обязанность создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения на территории СНТ «Нефтяник».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Карлинов А.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь приведя их суду. Считает, что отсутствие надлежащего состояния источников наружного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории садоводческого товарищества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на противопожарную безопасность.
Ответчик в лице Администрации г. Чебоксары о времени и месте рассмотрения дела извещен путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. Учитывая, что о назначении судебных заседаний, назначенных на 17 ноября и 2 декабря 2021 г., ответчик извещен нарочно, о чем имеются расписки в журнале учета исходящей корреспонденции, то в силу п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ такое извещение является надлежащим и неявка ответчика не является препятствием рассмотрению дела по существу.
Ответчик СНТ «Нефтяник» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил. Извещения на 5 октября, 17 ноября и 2 декабря 2021 г., направленные по указанному в иске адресу, были вручены лично, что бесспорно свидетельствует о надлежащем извещении СНТ «Нефтяник» о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Шашкаров С.Г., выступающий в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, поддержал заявленные требования. Считает, что правила противопожарного режима обязывают органы местного самоуправления создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения на территориях садоводческих товариществ и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
В соответствии со ст. ст. 167, 234 ГПК РФ с согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК) в качестве одних из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В силу ст. 37 Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38).
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 (далее – Закон № 123-ФЗ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно пп. 3, 8, 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Ст. 62 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Таким образом, приведенные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на территории Калининского района г. Чебоксары расположены 29 садоводческих участков, в том числе и садоводческое некоммерческое товарищество «Нефтяник» по адресу: <адрес>.
Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 29 октября 2008 г. №-р утвержден план внешних границ садоводческого товарищества «Нефтяник», кадастровый № (л.д. 38-40).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30 июня 2021 г. садоводческое некоммерческое товарищество «Нефтяник» зарегистрировано в реестре ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>. Предметом деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение, а также выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (л.д. 7).
На основании ст. 68 Закона № 123-ФЗ на территориях: поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
На территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст.ст. 6, 63 и 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и Федеральных законах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских о кругов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 №225 утвержден Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», разработанный в соответствии со ст. ст. 62, 68 и 99 Технического регламента №123-ФЗ, который является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
С учетом положений п.п. 10.3, 10.4 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии п. 10.4 СП 8.13130, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с п. 10.7 настоящего Свода правил. Емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключённых системе центрального отопления зданий, а также с помощью электрических нагревателей и греющих кабелей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения в СНТ «Нефтяник». По результатам проверки установлено, что земельные участки на территории садоводческого товарищества не обеспечены в предусмотренном действующим законодательством периметре противопожарными источниками водоснабжения. Так, ближайший источник пожарного водоснабжения находится на расстоянии, превышающем 500 м. от территории садоводческого товарищества. Данное обстоятельство не соответствует требованиям действующего законодательства о противопожарной безопасности и препятствует эффективной деятельности противопожарной службы в период повышенной пожарной опасности.
Согласно представленным суду документам из Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии следует, что в период с 10 по 31 марта 2020 г. во исполнение распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Антонова С.Ю. от 3 марта 2020 г. проведена плановая проверка Администрации г. Чебоксары по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Чебоксарского городского округа, в том числе по соблюдению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения коллективных садов, включая и СНТ Нефтяник». В адрес Администрации г. Чебоксары было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных участков, в том числе коллективного сада «Нефтяник» с указанием сроков устранения недостатков. 2 ноября 2021 г. органом федерального государственного пожарного надзора вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления.
Из сообщения начальника 5 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии от 24 сентября 2021 г. следует, что ближайший к СНТ «Нефтяник» пожарный гидрант (ПГ-577) находится в рабочем состоянии на расстоянии более 500 м. по ул. Прибрежная, д.33, г. Чебоксары, балансодержателем является АО «Водоканал» на основании постановления Главы администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации противопожарного водоснабжения на территории <адрес>» (л.д. 74).
Исходя из установленных судом обстоятельств и приведенных выше норм закона, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств, следует, что исковые требования об обязании ответчиков устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности основаны на законе, выявлены органом, уполномоченным осуществлять надзор за выполнением требований пожарной безопасности в пределах компетенции, предоставленной ему законом, в связи с чем исковое заявление заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, является законным, обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд соглашается с доводами прокурора, что выявленные нарушения пожарной безопасности могут серьезным образом повлиять на возможность тушения пожара, привести к массовой гибели людей, а равно представляют собой реальную угрозу жизни и здоровья граждан, что в свою очередь влечет нарушение их прав, гарантированных Конституцией РФ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии со стороны ответчика нарушений прав граждан на пожарную безопасность.
Указанный прокурором в исковом заявлении срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить установленную законом обязанность до 1 июля 2022 г., признается судом достаточным и обоснованным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.19. Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина с ответчика, являющегося органом местного самоуправления, взысканию не подлежит.
С учетом требований ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика СНТ «Нефтяник» в доход местного бюджета г. Чебоксары подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Чебоксары и садоводческое некоммерческое товарищество «Нефтяник» в срок до 1 июля 2022 г. устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтяник» в любое время года источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтяник» в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 2 декабря 2021 г.
Судья О.С. Захарова