Дело № 2-849/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н., с участием старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Филимоновой Е.В., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску
Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Зайцевой <данные изъяты>, к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о понуждении произвести ремонт квартиры, с участием третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Алатырский межрайонный прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрации г. Алатыря Чувашской Республики мотивируя свои исковые требования тем, что Зайцева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по вышеуказанному адресу, является сиротой, поскольку находясь в возрасте до 18 лет, осталась без попечения родителей. Её мать - Зайцева <данные изъяты> отказалась от родительских прав в отношении дочери, отца у неё не было.
После лишения родительского попечения Зайцева <данные изъяты> воспитывалась в государственных учреждениях для детей-сирот, в том числе в <данные изъяты>, затем была передана под опеку ФИО1 на основании постановления главы г. <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Зайцева Е.А. обучается в <данные изъяты>.
Жилого помещения или права пользования каким-либо жилым помещением за Зайцевой <данные изъяты> закреплено не было, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она по договору купли-продажи приобрела в собственность квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, которая в настоящее время нуждается в ремонте.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2012 года № 294 утвержден «Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет». Согласно данному порядку органы местного самоуправления осуществляют функции по ремонту жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам.
Учитывая изложенное, в ДД.ММ.ГГГГ года Зайцева Е.А. обратилась с заявлением в администрацию г. Алатыря. Постановлением главы администрации г. Алатыря от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав межведомственной комиссии по проведению ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Межведомственной комиссией обследовано жилое помещение, принадлежащее Зайцевой Е.А. По результатам обследования принято заключение о необходимости проведения ремонтных работ, рассчитана их сметная стоимость, которая составила <данные изъяты> рублей. Однако ремонт жилья до настоящего времени не проведен, в связи с отсутствием финансовых средств. Данные функции являются переданными государственными полномочиями Чувашской Республики и финансируются за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Вышеуказанные требования закона администрацией г. Алатыря Чувашской Республики и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени не исполнены, чем нарушены жилищные права Зайцевой Е.А., которая в преддверии отопительного сезона, обратилась к прокурору за защитой жилищных прав, как лицо, лишенное родительского попечения.
Просил: взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в пользу муниципального образования - г. Алатыря Чувашской Республики денежные средства для проведения ремонта квартиры <адрес> в сумме <данные изъяты>; обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики провести ремонт квартиры <адрес> согласно локальной смете, утвержденной главой администрации г. Алатыря.
В ходе судебного разбирательства дела ДД.ММ.ГГГГ Алатырский межрайпрокурор представил заявление об уточнении исковых требований, просил обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики произвести ремонт квартиры <адрес> согласно локальной смете, утвержденной главой администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики прокурор из числа ответчиков исключил, привлек указанное министерство, также как и Министерство финансов Чувашской Республики, к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании прокурор Филимонова Е.В. уточные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Зайцева Е.А. исковое требование также поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации г. Алатыря Чувашской Республики Владимирова Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала и пояснила, что не оспаривает нуждаемость Зайцевой Е.А., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 23 лет, в ремонте её жилого помещения. Межведомственная комиссия при администрации г. Алатыря Чувашской Республики обследовала жилое помещение истца - квартиру <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ приняла заключение о необходимости проведения в жилом помещении ремонтных работ. Согласно локальной смете стоимость работ составляет <данные изъяты>. Однако ремонт жилья они провести не могут в связи с отсутствием финансовых средств. Полномочия по ремонту жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, переданными органам местного самоуправления. Финансирование данных работ производится за счет республиканского бюджета. Собственных средств на эти цели администрация г. Алатыря не имеет. После принятия решения о необходимости проведения ремонта в квартире истца, ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Алатыря обратилась с письмом в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики с просьбой выделить им субвенцию в размере <данные изъяты> рублей для выполнения ремонтных работ в квартире <адрес>. Данное письмо оставлено без ответа. На устные звонки, представители министерства им сообщили, что финансирование расходов по данной строке - ремонт жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, начнется лишь с <данные изъяты> года, поскольку на <данные изъяты> год средства на эти цели не закладывались.
Представители третьих лиц - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебных повесток.
За подписью Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Громова В.Н. в суд поступило письмо из которого следует, что в Минфин Чувашской Республики направлено предложение о выделении из республиканского бюджета Чувашской Республики в <данные изъяты> году средств в сумме <данные изъяты> рублей на ремонт жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 23 лет, и в <данные изъяты> году предусмотреть средства в сумме <данные изъяты> рублей на ремонт жилого помещения Зайцевой Е.А., проживающей в г. Алатырь, в связи с обращением администрации г. Алатыря Чувашской Республики.
По информации, представленной Министерством финансов Чувашской Республики, предложение о выделении в <данные изъяты> году средств в сумме <данные изъяты> рублей на ремонт жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет рассмотрено при внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на <данные изъяты> год и плановый период <данные изъяты> годов» в ходе его исполнения в <данные изъяты> году.
Просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Зайцева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <данные изъяты> №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Зайцева Е.А. является собственником кв. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Из заключения межведомственной комиссии по проведению ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 23 лет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам обследования дома <адрес> принято решение о необходимости проведения ремонтных работ в данном доме.
Согласно локальной смете на проведение ремонтных работ в квартире <адрес>, составленной заместителем начальника отдела градостроительства и природопользования администрации г. Алатыря Чувашской Республики ФИО11, стоимость работ в данной квартире составит <данные изъяты>.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 8).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Чувашской Республике регулируются Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике».
В соответствии с п.11 указанного Закона жилые помещения, нуждающиеся в ремонте, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет, подлежат ремонту за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно п.7 ч.1 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет;
Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2012 года № 294 утвержден Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет» (далее Порядок), в соответствии с которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет (далее - заявитель) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - субвенция) однократно производится ремонт жилого помещения, собственниками которого они являются (далее - жилое помещение).
Ремонт производится с целью приведения жилого помещения в пригодное для проживания состояние, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Для проведения ремонта жилого помещения заявитель или его законный представитель представляет в орган местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения заявление и ряд документов.
Контроль за проведением ремонта жилых помещений осуществляется межведомственной комиссией соответствующего муниципального образования по проведению ремонта жилых помещений (далее - межведомственная комиссия). Состав межведомственной комиссии и порядок ее деятельности устанавливаются соответствующим правовым актом органа местного самоуправления.
Межведомственная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных выше, обязана обследовать жилое помещение и подготовить заключение о необходимости проведения ремонтных работ или об отказе в их проведении (далее - заключение).
Органы местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня вынесения заключения письменно уведомляют заявителя, его законного представителя о проведении ремонтных работ или об отказе в их проведении с обоснованием причин отказа.
В случае принятия решения о проведении ремонтных работ межведомственная комиссия в течение 10 рабочих дней рассчитывает стоимость ремонтных работ и подготавливает проектно-сметную документацию, определяет исполнителя (подрядчика) ремонтных работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с заключенным с органом местного самоуправления договором (далее - договор) исполнитель (подрядчик) обязан письменно уведомить межведомственную комиссию о завершении работ и готовности объекта к сдаче и представить межведомственной комиссии счет, счет-фактуру, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Межведомственная комиссия в течение 5 рабочих дней после получения уведомления от исполнителя (подрядчика) организует и в установленном порядке осуществляет приемку объекта в эксплуатацию.
При обнаружении межведомственной комиссией в ходе приемки в эксплуатацию объекта недостатков в выполненной работе составляется акт, в котором фиксируются перечень дефектов и сроки их устранения исполнителем (подрядчиком). В соответствии с договором исполнитель (подрядчик) обязан устранить все обнаруженные дефекты своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте.
Приемка объекта в эксплуатацию производится только после выполнения всех работ в полном соответствии с технической и сметной документацией, а также после устранения всех дефектов.
Также из Порядка следует, что ремонтные работы производятся органами местного самоуправления за счет субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики. Главным распорядителем субвенций, направляемых на проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 по 23 лет, является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии).
В судебном заседании установлено, что жилое помещение истца Зайцевой Е.А., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет, находящееся на территории муниципального образования «г. Алатырь Чувашской Республики» нуждается в проведении ремонта с целью приведения жилого помещения в пригодное для проживания состояние, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Обязанность проведения такого ремонта, исходя из требований Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» и Порядка осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 по 23 лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2012 года № 294, возложена на муниципальное образование «г. Алатырь Чувашской Республики», при этом обязанность по проведению необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений к заселению граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у муниципального образования денежных средств на данные цели на момент принятия межведомственной комиссией решения о проведении ремонтных работ.
В исследованных нормативно-правовых актах не содержится требования о производстве ремонта жилых помещений указанной категории граждан органами местного самоуправления лишь после получения субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации.
Межбюджетные отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ не должны сказываться на жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайпрокурора в интересах Зайцевой Е.А. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, должен быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для проведения ремонтных работ жилого помещения истцы, согласно локальной смете на сумму <данные изъяты>, администрация г. Алатыря Чувашской Республики обязана заключить договор с исполнителем работ (подрядчиком), а также учитывая объем и вид работ, которые необходимо выполнить, суд считает разумным определить этот срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Зайцевой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать администрацию г. Алатыря Чувашской Республики произвести ремонт квартиры <адрес> согласно локальной смете, утвержденной главой администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий: