Дело № 2а-1099/2021
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием помощника прокурора Щербина Р.А.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения «Жешарт» А., действующей по доверенности от 09.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2021 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Жешарт» о возложении обязанности осуществить на территории муниципального образования обустройство специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов либо специализированных бункеров, расположенных на контейнерных площадках, для складирования крупногабаритных отходов в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов муниципального образования городского поселения «Жешарт»,
установил:
прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации ГП «Жешарт» о возложении обязанности в срок до 1 января 2023 года осуществить на территории муниципального образования обустройство специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов либо специализированных бункеров, расположенных на контейнерных площадках, для складирования крупногабаритных отходов в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов муниципального образования городского поселения «Жешарт».
Иск мотивирован выявленными в ходе проведения прокурорской проверки на основании обращения Б. нарушениями ответчиком требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, выразившихся в отсутствии на территории муниципального образования городского поселения «Жешарт» специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов либо специализированных бункеров, расположенных на контейнерных площадках. Складирование крупногабаритных отходов гражданами осуществляется возле существующих контейнеров, что также является нарушением требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства и создает предпосылки совершения гражданами административных правонарушений в области экологического законодательства. 04.08.2021 прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми внесено представление руководителю администрации городского поселения «Жешарт», которое рассмотрено, приняты меры к устранению данных нарушений, однако, в полном объеме нарушения не устранены, специальные площадки для складирования крупногабартиных отходов либо специализированные бункеры на территории поселения отсутствуют.
Третьим лицом ... «...» представлен отзыв на исковое заявление прокурора Усть-Вымского района Республики Коми, в котором выражено согласие с требованиями прокурора.
15 декабря 2021 года от администрации ГП «Жешарт» в суд поступило заявление о признании исковых требований прокурора Усть-Вымского района Республики Коми к администрации ГП «Жешарт» о возложении обязанности в срок до 1 января 2023 года осуществить на территории муниципального образования обустройство специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов либо специализированных бункеров, расположенных на контейнерных площадках, для складирования крупногабаритных отходов в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов муниципального образования городского поселения «Жешарт».
В судебном заседании прокурор Щербина Р.А. на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации ГП «Жешарт» А. в судебном заседании заявление о признании исковых требований прокурора поддержала в полном объеме.
... «...» своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в отзыве на иск просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ), регулирующим отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Согласно ст.4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Одним из принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст.3 Закона № 7-ФЗ является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены положения ст.51 Закона № 7-ФЗ.
В силу ч.1 ст.51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву (ч.2 ст.51 Закона № 7-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 1 и 2 ст.13 Закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила).
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п.3 Правил).
В соответствии с п.9 и п. 11 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, складирование крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу п.15 Правил потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28 января 2021 года № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
При этом, потребителями в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (п.11 Правил).
Объективное наличие нарушений действующего законодательства, регулирующего порядок обустройства специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, выявленных в результате прокурорской проверки, подтверждено: заявлением Б. от 1 июля 2021 года, актом визуального осмотра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «Жешарт» от 1 июля 20021 года, фотоматериалами, представлением прокурора от 4 августа 2021 года и ответчиком, являющимся лицом, ответственным за обустройство специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории муниципального образования городского поселения «Жешарт», не оспаривалось.
В соответствии с ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.1 ст.65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Принимая во внимание приведенные выше нормы и установленные обстоятельства, суд находит законными и обоснованными исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми, и, руководствуясь положениями ст. 46, 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что признание административного иска административным ответчиком произведено добровольно, не противоречат действующему законодательству и не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, направлены к защите прав неопределенного круга лиц (жителей городского поселения), ответчику разъяснены и понятны последствия признания иска, приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Жешарт» удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения «Жешарт» обязанность в срок до 1 января 2023 года осуществить на территории муниципального образования городского поселения «Жешарт» обустройство специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов либо специализированных бункеров, расположенных на контейнерных площадках, для складирования крупногабаритных отходов в соответствии со схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов муниципального образования городского поселения «Жешарт».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Н.Таскаева