Решение по делу № 33а-34/2021 от 08.10.2020

Судья Грачева Н.Л. Дело № 33а-34/2021

76RS0008-01-2019-002526-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Равинской О.А.,

судей Гушкана С.А., Кутузова М.Ю.,

с участием прокурора Верещагиной К.Н.,

при секретаре Хуторной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.

4 марта 2021 года

административное дело по апелляционной жалобе Емелина Антона Евгеньевича на решение Переславского районного суда Ярославской области от 21 июля 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

По делу установлено:

решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов № 116 от 17 февраля 1978 года утвержден генеральный план и проект охранных территорий памятников истории и культуры г. Переславля-Залесского.

Проектом охранных территорий памятников истории и культуры города Переславля-Залесского на территории к югу от реки Трубеж в районе Рыбной слободы до Подгорной слободы и на северной окраине города у Никитского монастыря от села Городища и Троицкой слободки до Борисоглебской нагорной слободы установлена зона с особыми условиями использования территории – зона регулирования застройки «Г. Зона лугопарков».

Решением Собрания представителей Переславского муниципального района № 227 от 17 декабря 2009 года утвержден генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области (л.д. 141-156 том 2).

    Решением Собрания представителей Переславского муниципального района № 222 от 2 марта 2016 года утверждены изменения в Генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области. В соответствии с данными изменениями земельные участки с кадастровыми номерами , , находящиеся по адресу: Ярославская область, Переславский район, Троицкий сельский округ, вблизи с. Городище, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, включены в границы населенного пункта с. Никитская Слобода (л.д. 157-166 том 2)

Постановлением администрации Переславского муниципального района № 582 от 8 июня 2016 года изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся по адресу: Ярославская область, Переславский район, Троицкий сельский округ, вблизи с. Городище, включенных в черту населенного пункта с. Никитская Слобода, установлен вид разрешенного использования «для комплексной жилой застройки» (л.д. 24 том 1).

В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами , находящиеся по адресу: Ярославская область, Переславский район, Троицкий сельский округ, вблизи с. Городище, собственником ООО «Переславский Посад» изменены, из них сформированы два земельных участка с кадастровыми номерами и категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для комплексной жилой застройки.

23 декабря 2019 года Емелина М.Н., Емелин А.В., Архипов Е.В., МОО «Родина Александра Невского» обратились в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском к администрации городского округа город Переславль-Залесский, просили с учетом уточнения исковых требований признать недействительным Постановление администрации Переславского муниципального района Ярославской области № 582 от 8 июня 2016 года; восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о категории и виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ; (ранее имевшими кадастровые номера , ), восстановить сведения о категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (л.д. 1,2 том 2).

В обоснование иска указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков в Переславском районе Ярославской области. МОО «Родина Александра Невского» является общественной организацией, деятельность которой осуществляется, в том числе на территории Ярославской области и сводится к содействию сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

20 августа 2019 года при ознакомлении с материалами проверки Переславской межрайонной прокуратуры административным истцам стало известно, что на территории городского округа города Переславля-Залесского принято постановление администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ,. В соответствии с данным постановлением в связи с изменением категории земельных участков с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» в отношении указанных участков установлен вид разрешенного использования «для комплексной жилой застройки».

Административные истцы полагают, что указанное постановление было принято с нарушением норм действующего законодательства.

Изменение категории указанных земельных участков было произведено на основании решения органа местного самоуправления, тогда как в силу закона изменение категории земель отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспариваемое постановление принято без учёта положений Решения исполкома Ярославского областного совета народных депутатов № 116 от 17 февраля 1978 года, которым был утвержден Проект охранных территорий памятников истории и культуры г. Переславля-Залесского.

В соответствии с указанным Проектом охранных территорий памятников истории и культуры города Переславля-Залесского земельные участки, имеющие в настоящее время кадастровые номера ; , были отнесены к зонам охраны объектов культурного наследия: зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности - зоне лугопарков, с целью сохранения единого композиционного ансамбля объектов культурного наследия на эталонном ландшафте побережья Плещеева озера.

Земельные участки, категория и вид разрешенного использования которых изменены оспариваемым постановлением, расположены в зоне композиционного влияния объектов культурного наследия: «Плещеево озеро – место основания Петром Первым русского военно-морского флота» 1688 год, ансамбля Никитского монастыря 16-18 века, Александрова (Ярилина) гора в составе комплекса Городище Клещино, Достопримечательное место Никитский источник, Достопримечательное место Городище Клещино, «Селище Клещино».

На момент принятия спорного постановления действовали Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского района Ярославской области, утвержденные решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 17 декабря 2009 года № 226 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области».

В указанных Правилах территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами , , не были включены в границы населенного пункта с. Никитская слобода, входили в зону Ж-6, которая допускала индивидуальное жилищное строительство.

Решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года, вступившим в законную силу, по иску Емелиной М.Н., Емелина А.Е., Архипова Е.В. признаны недействующими Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района, утвержденные решением Собрания представителей Переславского муниципального района от 17 декабря 2009 года № 226, в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , градостроительных регламентов, указанных на карте градостроительного зонирования села Никитская слобода.

Административные истцы в соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации имеют право на доступ к культурным ценностям и обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры для будущих поколений. Учитывая, что права административных истцов на доступ к объектам культурного наследия нарушаются оспариваемым постановлением органа местного самоуправления, то истцы вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.

В возражениях на жалобу Администрация городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области выражает согласие с принятым судом решением.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Емелин А.Е., представляющий также по доверенности интересы МОО «Родина Александра Невского», Архипов Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области по доверенности Тремзина М.В., представитель заинтересованного лица ООО «Переславский Посад» по доверенности Лигидова А.И. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Прокурор Верещагина К.Н. просила решение суда отменить, направить дело для рассмотрения в суд первой инстанции в порядке, предусмотренном статьёй 20 КАС РФ, поскольку оспариваемое постановление администрации Переславского муниципального района № 582 от 8 июня 2016 года об изменении категории спорных земельных участков является нормативно-правовым актом, затрагивает права неопределенного круга лиц.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела Емелина М.Н., представители ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области, не сообщившие о причинах неявки. Судебная коллегия, руководствуясь статьёй 307 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объёме, выслушав позиции административных истцов Емелина А.Е., Архипова Е.В., возражения представителя администрации городского округа г. Переславль-Залесский по доверенности Тремзиной Н.В., представителя ООО «Переславский посад» Лигидовой М.И., позицию прокурора Верещагиной К.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе апелляционного рассмотрения дела прокурором было указано, что оспариваемое административными истцами постановление Администрации Переславского муниципального района Ярославской области от 8 июня 2016 года № 582 является нормативно-правовым актом, поэтому рассмотрение данного административного дела в силу статьи 20 КАС РФ было не подсудно Переславскому районному суду Ярославской области.

С данной позицией прокуратуры судебная коллегия не соглашается.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований рассматривают в качестве суда первой инстанции Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.

В пунктам 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ (пункт 2 Постановления).

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 Постановления).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 установлен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , , принадлежащих ООО «Переславский Посад» и включенных в черту населенного пункта с. Никитинская Слобода, «для комплексной жилой застройки» (л.д. 24-25 т. 1).

Данное постановление органа местного самоуправления не является нормативно-правовым актом, поскольку не содержит правовых норм и их толкования, не устанавливает обязательных правил поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направлено на изменение вида разрешенного использования конкретных земельных участков, имеющих собственника, не является обязательным для неопределенного круга лиц.

Таким образом, правовых оснований для признания оспариваемого постановления администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 нормативно-правовым актом не имеется.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменение категории спорных земельных участков с кадастровыми номерами , , «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов» произведено в соответствии с действующим законодательством по согласованию с субъектом Российской Федерации.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы жалобы административного истца о том, что категория спорных земельных участков была изменена с нарушением установленного законом порядка перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию, несостоятельны.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

    Статьёй 8 названного закона установлены особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

     В силу пункта 1 статьи 8 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

    Статьёй 84 ЗК РФ предусмотрен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (подпункт 1); утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (подпункт 2 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (пункт 3 статьи 84 ЗК РФ).

    Из указанных норм закона следует, что для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов установлен конкретный порядок перевода в виде установления или изменения границ поселения путём утверждения или изменения генерального плана населенного пункта, отображающего его границы, в установленном земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности порядке.

Порядок подготовки, утверждения генерального плана поселения и особенности согласования проекта генерального плана поселения предусмотрены статьями 24, 25 ГРК РФ.
    Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17 названной статьи).

Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 18 названной статьи).

Частью 2 статьи 25 ГрК РФ предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях: когда предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2); на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения (пункт 3 статьи 25 ГрК РФ).

В случае, если на территориях поселения, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 25 ГрК РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований (часть 3 статьи 25 ГрК РФ).

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2, пунктом 2 части 4 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения, особо охраняемые природные территории местного значения муниципального района, а также в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий. В случаях, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи, проект генерального плана поселения, проект генерального плана городского округа подлежат согласованию в части соответствия указанных проектов предмету охраны исторического поселения, утвержденному в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (часть 4.1 статьи 25 ГрК РФ).

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в двухмесячный срок (за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи) со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).

После истечения сроков, установленных частями 7 - 7.2 настоящей статьи для согласования проекта генерального плана, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с органами, указанными в части 7 настоящей статьи (часть 8 статьи 25 ГрК РФ).

Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца (часть 9 статьи 25 ГрК РФ).

По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа: документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (часть 10 статьи 25 ГрК РФ).

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что решением Собрания представителей Переславского муниципального района № 227 от 17 декабря 2009 года утвержден генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области (л.д. 141-156 том 2).

Решением Собрания представителей Переславского муниципального района N 511 от 26 февраля 2013 года подготовлены изменения в Генеральный план Пригородного сельского поселения, в соответствии с которыми предлагалось включить 75 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, в том числе включение спорных земельных участков с кадастровыми номерами , в границы населенного пункта с. Никитская слобода, исключение 3 земельных участков из границ населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения.

6 февраля 2014 года Постановлением администрации Переславского муниципального района N 187 в соответствии со статьями 9, 24, 25 ГрК РФ, статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании статьи 25 Устава Переславского муниципального района, Соглашений о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения на 2014 год, принято решение о подготовке предложений в проект изменений в генеральные планы сельских поселений Переславского муниципального района Ярославской области, в том числе Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района.

12 августа 2014 года проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) (л.д.117 т. 3).

27 марта 2015 года были проведены публичные слушания по вопросу проекта изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области в доме культуры с. Глебовское Переславского района Ярославской области. В результате публичных слушаний было принято решение рекомендовать главе Переславского муниципального района направить проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения на согласование в Правительство Ярославской области и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (л.д. 113-116 т. 3).

8 апреля 2015 года заключение о результатах вышеуказанных публичных слушаний были опубликованы в газете «Переславский край» № 13 (274) (л.д. 120 т.3).

По результатам согласований проекта изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения были получены отказы в согласовании указанного проекта от Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (письмо от 22 мая 2015 года с приложением замечаний), Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (письмо от 26 мая 2015 года с приложением замечаний). От Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (письмо от 29 мая 2015 года) замечаний по указанному проекту не поступило.

16 июня 2015 года, учитывая наличие замечаний к проекту изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения, Департаментом строительства Ярославской области проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения не согласован, органу местного самоуправления предложено устранить выявленные замечания к проекту, рекомендовано выполнить конкретные мероприятия, в том числе отобразить на картах Пригородного сельского поселения границы всех особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, санитарно-защитные зоны, продолжить работу по подготовке проекта изменений в генеральный план в рамках согласительной комиссии (л.д. 106-112 т. 3).

11 сентября 2015 года Постановлением Правительства Ярославской области N 997-п в соответствии со статьей 25 ГрК РФ, постановлением Правительства области от 25.02.2009 N 174-п "Об утверждении Порядка рассмотрения документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Ярославской области и подготовки заключений по ним на территории Ярославской области", был согласован проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области (л.д. т. 3).

29 октября 2015 года Правительством Ярославской области было подготовлено сводное заключение № ИХ.01-11799/15 для организации работы согласительной комиссии по проекту изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

10 декабря 2015 года Администрацией Переславского муниципального района проведено заседание согласительной комиссии по урегулированию замечаний по проекту изменений в Генеральный план Пригородного сельского поселения с участием представителей Правительства Ярославской области в лице председателя комитета градостроительного развития Департамента строительства Ярославской области, директора Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, директора Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области. Согласительной комиссией решено согласовать проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области с внесением в него изменений в целях учёта замечаний, содержащихся в заключении Правительства Ярославской области от 29 октября 2015 года (л.д.171-175 т. 3).

19 января 2016 года на заседании комиссии по землепользованию и застройке Переславского муниципального района Ярославской области (протокол № 1) было установлено, что Правительством Ярославской области проект изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения согласован; от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации заключений по указанному проекту в установленный частью 7 статьи 25 ГрК РФ срок не поступило и в силу части 8 названной статьи проект считается согласованным указанными органами; поступившие замечаний по проекту от ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», изложенные в письме от 11 января 2016 года, частично подлежат учёту. Комиссией принято решение о направлении проекта изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения на утверждение в Собрание представителей Переславского муниципального района с учётом предложений ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» (л.д. 123-126 т. 3).

15 февраля 2016 года на заседании комиссии по подготовке проекта изменений в генеральные планы сельских поселений Переславского муниципального района Ярославской области (протокол № 28) обсуждалось письмо ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» от 11 января 2016 года. По итогам обсуждения принято решение о направлении проекта изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения на утверждение в Собрание представителей Переславского муниципального района на утверждение (л.д.127-130 т. 3).

2 марта 2016 года Собранием представителей Переславского муниципального района № 222 «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области внесены изменения, в соответствии с которыми, в том числе спорные земельные участки с кадастровыми номерами , , были включены в границы населенного пункта с. Никитская слобода (л.д. 157-166 т. 2).

В газетах «Переславский край» от 16 марта 2016 года выпуск № 10 (323) и от 23 марта 2016 года выпуск № 11 (324) были опубликованы решение Собрания представителей Переславского муниципального района № 222 от 2 марта 2016 года «Об утверждении изменений в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области» и непосредственно изменения в генеральный план Пригородного сельского поселения, в том числе указано на включение земельных участков с кадастровыми номерами , , имеющими категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в земли населенного пункта с Никитская слобода с предполагаемым видом разрешенного использования для комплексной жилой застройки (л.д. 121-122 т. 3).

16 августа 2016 года утвержденные изменения в генеральный план Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области были размещены в ФГИС ТП (л.д.117 т. 3).

Таким образом, судебная коллегия, оценив изложенные выше обстоятельства в совокупности полагает, что перевод спорных земельных участков с кадастровыми номерами , , из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» произведен в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением процедуры внесения изменений в генеральный план поселений, предусмотренной статьями 9, 24-25 ГрК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы административных истцов в указанной части являются несостоятельными.

Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания незаконным постановления Администрации Переславского муниципального района Ярославской области от 8 июня 2016 года № 582, суд первой инстанции исходил из того, что изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков, принадлежащих ООО «Переславский Посад», на основании оспариваемого постановления принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством, не создает угрозу нарушения прав истцов; административными истцами пропущен срок обращения в суд с данными административными исковыми требованиями.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков», принятым на основании заявления генерального директора ООО «Переславский посад» Акельева А.С., Генерального плана Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденного Решением Собрания представителей Переславского муниципального Ярославской области от 17 декабря 2009 года № 227, в редакции решений Собрания представителей Переславского муниципального района от 2 марта 2016 № 222, Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденных Решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 17 декабря 2009 года № 226, в редакции решений Собрания представителей Переславского муниципального района от 17 декабря 2010 года № 327 от 16 августа № 461, от 25 декабря 2012 № 499, в связи с изменением категории земельных участков с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , , включенных в черту населенного пункта с. Никитинская Слобода, «для комплексной жилой застройки» (л.д. 24-25 т. 1).

Решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 17 декабря 2009 года № 226, в части установления территориальных зон на карте градостроительного зонирования в отношении территории национального парка «Плещеево озеро» и его охранной зоны, а также в части установления градостроительных регламентов для следующих земельных участков, указанных на карте градостроительного зонирования села Троицкая слобода, села Никитская слобода, поселка Приозреный, поселка Борисоглебская слобода, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами (зона Ж6).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2019 года решение Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что при применении части 2 статьи 64 КАС РФ нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Из материалов административного дела Ярославского областного суда № 3а-84/2018, по которому было вынесено решение 4 октября 2018 года, следует, что судом рассматривался административный иск Архипова Е.В., Емелина А.Е., Емелиной М.Н., Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании частично недействующими Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

В качестве заинтересованных лиц по вышеуказанному делу участвовали, в том числе Администрация Переславского муниципального района, ООО «Переславский Посад», Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года по ранее рассмотренному административному делу, не подлежат доказыванию вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Так, из мотивировочной части решения Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года следует, что в составе оспариваемых Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области утверждена карта зон с особыми условиями использования территории в отношении сел, в том числе Никитская слобода.

Приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 7 сентября 2015 года № 004-В/15 в перечень выявленных объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места включен объект «Никитский источник», расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, вблизи Никитского монастыря.

Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области организована работа по проведению государственной историко-культурной экспертизы данного выявленного объекта в целях обоснования внесения его в единый государственный реестр, определения его границ и режима охраны.

Таким образом, вышеуказанным решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года установлено, что границы достопримечательного места «Никитский источник», режима его охраны, а также размер его охранной и защитной зон в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», не определены.

Судебная коллегия отмечает, что границы выявленного объекта культурного наследия до настоящего времени не установлены.

Также вышеуказанным решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года установлено, что решением Яроблисполкома от 17 февраля 1978 года № 116 утвержден Проект охранных территорий памятников истории и культуры города Переславля-Залесского.

Согласно данному Проекту на территории к югу от реки Трубеж в районе Рыбной слободы до Подгорной слободы и на северной окраине города у Никитского монастыря, от села Городища и Троицкой слободки до Борисоглебской нагорной слободы установлена зона с особыми условиями использования территории – зона регулирования застройки «Г. Зона лугопарков» в целях сохранения характерных особенностей ландшафта Переславля-Залесского и характера озеленения береговой полосы озера Плещеева.

Заключением специалиста Андреевой А.Ю. на основании описания границ зоны «Г.Зона лугопарков» определены границы данной территории на местности. Согласно заключению данного специалиста границы данной зоны охватывают территорию всех земельных участков, поименованных административными истцами Архиповым Е.В., Емелиным А.Е. и Емелиной М.В., в том числе земельных участков с кадастровыми номерами , и являются существенно шире, чем это отражено на карте зон с особыми условиями использования территории в составе оспариваемых Правил.

Выводы данного специалиста подтверждаются актами государственных историко-культурных экспертиз, проведенных по заказу Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в целях обоснования внесения в реестр выявленного объекта культурного наследия «Никитский источник».

Таким образом, решением суда установлено, что при определении границ зон с особыми условиями использования территории в части территорий, занятых объектами культурного наследия и их охранными зонами, Правилами землепользования и застройки нарушены положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Решением суда также установлено, что в границах зоны регулирования застройки «Г.Зона лугопарков», так как это определено решением Яроблисполкома от 17 февраля 1978 года № 116, оспариваемыми Правилами установлены территориальные зоны Ж-6, согласно градостроительным регламентом к которым в пределах данных зон одним из основных видов разрешенного использования является индивидуальное жилищное строительство и дачное строительство.

При этом, ведение данной хозяйственной деятельности оспариваемыми Правилами никак не ограничено применительно к тем условиям, которые изложены в Проекте зон охраны, утвержденном решением Яроблсисполкома от 17 февраля 1978 года № 116.

Указанным Проектом зон охраны строительство в пределах данной территории не запрещено, но ограничено условиями сохранения расположенных в данных границах объектов культурного наследия в их исторической среде.

Из письма председателя Правления Ярославской областной организации Союза архитекторов России от 25 декабря 2016 года, адресованного главе поселения Переславского муниципального района Ярославской области к проведению публичных слушаний по проекту планировки территории в районе сел Городище, Троицкая слобода, Никитская слобода, следует, что строительное освоение указанной территории невозможно до принятия решения о расположенных на данной территории объектах культурного наследия. Данное мнение специалиста органом местного самоуправления не учтено.

Оспариваемые Правила землепользования и застройки в части установления градостроительных регламентов для земельных участков, указанных на карте градостроительного зонирования села Никитская слобода с кадастровыми номерами , (зона Ж6) противоречат положениям федерального законодательства об объектах культурного наследия - статье 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктам 10 и 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972.

Оспариваемыми Правилами в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , установлена территориальная зона Ж-6 – зона комплексного развития территории достопримечательного места.

В нарушение положений частей 5 и 6 статьи 30 ГрК РФ расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения для данной зоны не установлены.

Местные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Собрания представителей муниципального района от 15 декабря 2016 года № 293, конкретизации минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в отношении территориальной зоны Ж-6 не содержат.

Следовательно, как указано в решении суда, Правила землепользования и застройки в части отсутствия вышеприведенных расчетных показателей для зоны Ж6 требованиям частей 5 и 6 статьи 30 ГрК РФ противоречат.

Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, судебная коллегия приходит к выводу, что вид разрешенного использования спорных земельных участков «для комплексной жилищной застройки» установлен оспариваемым постановлением администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 на основании градостроительного регламента (зона Ж6) для земельных участков села Никитская слобода с кадастровыми номерами , , предусмотренного Правилами землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, утвержденными решением Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 17 декабря 2009 года № 226 с последующими изменениями.

Однако вышеуказанные Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области в части установления градостроительного регламента (зона Ж6) для земельных участков села Никитская слобода с кадастровыми номерами , , признаны решением Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года недействующими.

То обстоятельство, что Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области признаны недействующими с момента вступления решения Ярославского областного суда от 4 октября 2018 года в законную силу – 27 февраля 2019 года, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ).

Кроме того, судебная коллегия учитывает позицию Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, изложенную в письменном виде суду первой инстанции от 3 февраля 2020 года, в соответствии с которой оспариваемое постановление администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 не в полной мере учитывает требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия (л.д. 172- 175 т. 1)

Так, Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области полагает, что до установления градостроительного регламента и вида разрешенного использовании спорных земельных участков необходимо проведение специальных исследований, ландшафтно-визуального анализа предполагаемой к застройке территории в ее связи с существующими архитектурными доминантами в сложившейся панораме города. Поскольку такая работа органом местного самоуправления не проведена, то в адрес администрации г. Переславль-Залесский было направлено письмо от 12 ноября 2015 года о необходимости соблюдения Проекта охранных территорий памятников истории и культуры города Переславля-Залесского, утвержденного решением Яроблисполкома от 17 февраля 1978 года № 116, а также предостережение от 28 октября 2019 года о недопустимости нарушения требований законодательства: об обязательном учете и отображении в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в соответствии с проектом зон охраны, границ территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Клещин», а также ограничений, регулирующих хозяйственную деятельность на землях у Плещеева озера.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оспариваемое административными истцами постановление администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» является незаконным, недействительным и подлежит отмене.

Вопреки суждениям суда первой инстанции оспариваемым постановлением нарушаются права административных истцов, поскольку при принятии данного постановления и установления вида разрешенного использования не было учтено, что на спорных земельных участках расположена зона с особами условиями использования территории - зона регулирования застройки « Г.Зона лугопарков», установленная в целях сохранение характерных особенностей исторического природного ландшафта, а истцы в силу статьи 44 Конституции имеют право на доступ к культурным ценностям, обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Несостоятелен вывод суда о пропуске административными истцами срока обращения в суд с требованиями о признании недействительным постановления администрации Переславского муниципального района об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков, доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, указанный административный иск был подан административными истцами 20 ноября 2019 года, что подтверждается отметкой почтового отделения о принятии почтовой корреспонденции.

Определением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 2 декабря 2019 года указанный административный иск оставлен без движения, административным истцам предложено устранить недостатки, изложенные в определении судьи, в срок до 23 декабря 2019 года (л.д. 168, 170 т.2).

23 декабря 2019 года административными истцами настоящий административный иск с устраненными замечаниями был сдан в почтовое отделение, что подтверждается отметкой почтового отделения (л.д. 140 т. 1). Указанное обстоятельство свидетельствует об исправлении административными истцами недостатков иска в установленный судьёй срок.

Однако судьёй Переславского районного суда вынесено определение от 24 декабря 2019 года о возврате административного иска в связи с невыполнением указаний судьи, изложенных в определении об оставлении административного иска без движения (л.д. 169 т. 1).

В нарушение положений части 2 статьи 130 КАС РФ, согласно которой, если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд, суд первой инстанции поступивший в суд 27 декабря 2019 года административный иск с исправлениями был принят как вновь поступивший, а не с даты первоначального обращения административных истцов в суд - 20 ноября 2019 года.

Разрешая вопрос о том, когда истцам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов оспариваемым постановлением администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582, судебная коллегия полагает необходимым учесть сведения, содержащиеся в материалах надзорного производства Переславской межрайонной прокуратуры.

Так, из указанного надзорного производства следует, что административный истец Архипов Е.В. 10 июня 2019 года обратился в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по вопросам сохранения объектов культурного наследия «Клещин», «Никитский источник» и других объектов. В ходе прокурорской проверки было установлено, что органом местного самоуправления было принято оспариваемое по настоящему делу постановление.

С материалами надзорного производства Архипов Е.В. ознакомился 20 августа 2019 года, в том числе и с оспариваемым постановлением администрации Переславского муниципального района от 8 июня 2016 года № 582, что подтверждается распиской Архипова Е.В. (л.д. надзорного производства прокуратуры по заявлению Архипова Е.В.)

Судебная коллегия, оценив изложенные обстоятельства, считает, что о принятом администрацией Переславского муниципального района постановлении 8 июня 2016 года № 582 административные истцы узнали только 20 августа 2019 года, в суд с иском об оспаривании данного постановления обратились 20 ноября 2019, то есть в установленный статьёй 219 КАС РФ срок.

Суждения суда первой инстанции о том, что административные истцы могли узнать о принятом органом местного самоуправления оспариваемом постановлении ранее, являются предположениями, не основаны на материалах дела.

По изложенным основаниям решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным постановления администрации Переславского муниципального района Ярославской области № 582 от 8 июня 2016 года подлежит отмене, как основанное на неправильном применении норм материального права, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Переславского районного суда Ярославской области от 21 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Емелина Антона Евгеньевича, Емелиной Марины Николаевны, Архипова Евгения Викторовича, МОО «Родина Александра Невского» удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление администрации Переславского муниципального района Ярославской области № 582 от 8 июня 2016 года.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-34/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Архипов ЕВ
Емелина МН
Емелин АЕ
МОО "Родина Александра Невского"
Ответчики
Администрация городского округа г. Переславля-Залесского ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Равинская Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
08.10.2020Передача дела судье
06.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Передано в экспедицию
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее