Решение по делу № 2-399/2018 от 10.11.2017

Дело № 2-399/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Морева Е.А.,

при секретаре Терехине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Светланы Владимировны к администрации города Костромы о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и обязании поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Антонова С.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы, мотивируя требования тем, что <дата> истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Ответом администрации г.Костромы от <дата> ей было отказано в удовлетворении ее заявления по причине снятия с регистрационного учета Антоновой С.В. по месту жительства из квартиры родителей. В связи с чем, по мнению ответчика, она ухудшила свои жилищные условия, т.к. до снятия с регистрационного учета обеспеченность семьи жилой площадью составляла более 12 кв.м., что превышает учетную норму. Полагает данный отказ незаконным, т.к. каких-либо действий совершенных исключительно с намерением встать на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения истцом не совершалось. Просила признать незаконным отказ администрации города Костромы в признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях незаконным и обязать ответчика поставить семью истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В ходе рассмотрения гражданского дела Антонова С.В. заявленные исковые требования уточнила, просила признать решение администрации города Костромы от <дата> об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения незаконным и обязать ответчика поставить ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что с 2009 года проживает в г.Костроме. Сначала проживала в общежитии ГОУ НПО «Профессиональный лицей » <адрес> и ГОУ СПО «Костромской колледж бытового сервиса», где проходила обучение. С 2012 году истец постоянно проживает в квартире супруга, принадлежащей ему на праве собственности. В виду невозможности получения по месту жительства социальных пособий на несовершеннолетнего сына была вынуждена зарегистрироваться по месту фактического проживания в г.Костроме. Ранее была зарегистрирована в квартире родителей. Однако фактически там не проживала с 2009 года, совместного хозяйства с собственником квартиры не ведет с указанного времени. Полагает, что снятие с регистрационного учета по прежнему адресу и постановка на регистрационный учет по месту жительства семьи в совокупности с отсутствием сведений об отчуждении жилых помещений не может служить основанием к отказу в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Антонов С.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Администрации г. Костромы Нахумуров С.А. исковые требования не признал, указывая, что в силу ст.53 ЖК РФ Антонова С.В. снявшись с регистрационного учета, ухудшила жилищные условия своей семьи и поскольку с момента снятия с регистрационного учета не прошло 5 лет оснований для постановки семьи истца на учет не имеется.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <дата> Антонова С.В. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом членов ее семьи: супруга Антонова А.Ю., несовершеннолетнего сына ФИО3 В качестве основания принятия на учет указала, что ее семья относится к категории «молодая семья», обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.

Согласно письму главы администрации г. Костромы от <дата> исх736/17 в предоставлении муниципальной услуги Антоновой С.В. отказано. В качестве основания к отказу указано на то, что в собственности супруга истца Антонова А.А. находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 31 кв.м. Истец и члены ее семьи зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу. До <дата> Антонова С.В. была зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи владельца (отца истца ФИО7) в доме по адресу: <адрес> гора, <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м. Исходя из количества зарегистрированных лиц в данном жилом помещении (4 человека) в пользовании истца находилось 9,38 кв.м. Таким образом обеспеченность семьи истца до момента снятия с регистрационного учета Антоновой С.В. по вышеуказанному адресу и регистрации по адресу: <адрес> составляла 13,46 кв.м. общей площади на одного человека, что превышало учетную норму в размере 12 кв.м., предусмотренную решением Думы г. Костромы от <дата> .

Таким образом, в силу ст.53 Жилищного кодекса РФ утратив право пользования указанным жилым помещением, что стало следствием снятия с регистрационного учета по месту жительства, ФИО1 ухудшила свои жилищные условия. При этом пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ не истек.

Суд не соглашается с указанными доводами ответчика.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящимся к категории молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 решения Думы г. Костромы от <дата> «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы, установлена в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Семья истца, состоящая из трех человек, проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 31 кв.м., принадлежащей Антонову А.Ю. на праве собственности на основании договора приватизации от <дата>. Каких-либо других жилых помещений, занимаемых на условиях договора социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют. Таким образом, обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения составляет менее 12 кв.м. на одного члена семьи, что ниже установленной в г. Костроме учетной нормы.

При этом довод ответчика о том, что Антонова С.В., снимаясь <дата> с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <адрес> гора, <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее отцу ФИО7 и добровольно отказываясь от прав на указанное жилое помещение, должна была осознавать, что в результате ее действий она ухудшает свои жилищные условия, и это может привести ее к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, суд признает несостоятельным.

Статья 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу приведенной нормы, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение данной нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, к правомерным действиям лица не подлежит применению санкция, предусмотренная ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Из материалов дела, объяснений истца Антоновой С.В., свидетеля ФИО8 следует, что истец не проживает в доме по адресу: <адрес> гора, <адрес>, с 2009 года с связи с обучением в вышеуказанных образовательных учреждениях в г.Кострома, а с 2012 года в связи с фактическим созданием семьи и переездом к супругу ФИО2, который на тот момент проживал в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, по адресу: <адрес>, общей площадью 31 кв.м.

<дата> между Антоновой (добрачная фамилия - ...) С.В. и ФИО2 заключен брак. До настоящего времени семья истца проживает в квартире, принадлежащей супругу истца на праве собственности.

В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

То обстоятельство, что <дата> Антонова С.В. снялась с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее отцу ФИО7, с целью реализации права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание детей, не свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий. Поскольку по месту прежней регистрации истец длительное время не проживает, в силу вышеуказанных положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ не имелось оснований считать ее членом семьи собственника указанного жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

С учетом изложенного само по себе возможное сохранение Антоновой С.В. регистрации по адресу: <адрес> гора, <адрес> не может служить основанием для вывода о наличии в ее пользовании указанного жилого помещения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия Антоновой С.В. по снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес> гора, <адрес> постановка на регистрационный учет по адресу: <адрес> являются добросовестными, обусловлены приведением в соответствие места ее фактического проживания с семьей и места регистрации и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Иных оснований, свидетельствующих об отсутствии у семьи Антоновой С.В. права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не установлено, тогда как нуждаемость данной семьи в жилом помещении, исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения, в котором они проживают на каждого члена, подтверждена ими документально.

При таких обстоятельствах отказ Администрации города Костромы в признании семьи Антоновой С.В. нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет является незаконным.

На основании изложенного исковые требования Антоновой С.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоновой Светланы Владимировны к администрации города Костромы о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и обязании поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать решение администрации города Костромы от <дата> об отказе в постановке Антоновой С.В. и членов ее семьи на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения незаконным.

Обязать администрацию г.Костромы поставить Антонову Светлану Владимировну с членами семьи: ФИО2, ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Е.А. Морев

    

2-399/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонова Светлана Владимировна
Антонова С.В.
Ответчики
Администрация города Костромы
Другие
Антонов А. Ю.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
10.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2017Предварительное судебное заседание
08.02.2018Судебное заседание
08.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2018Дело оформлено
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
08.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее