№ 2-1922/2022
67RS0003-01-2022-002472-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в
составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
с участием прокурора Серенковой Ю.В.,
при секретарях (помощниках судей) Макриденкове Д.В., Редченковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 года,
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Администрации г. Смоленска – Кутейникова Е.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя СОГБУ «Дормостстрой» - Ярмак С.И., возражавшей по существу апелляционной жалобы, заключение прокурора Серенковой Ю.В., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения,
установила:
Заместитель прокурора Промышленного района г.Смоленска в интересах Бобкова Ю.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к МБУ «Дормостстрой» и Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы в интересах Бобкова Ю.В. В обоснование исковых требований указал, что Бобков Ю.В. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности машиниста мотокатка 05 разряда с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 16 178 руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 300 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 №14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г.Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г.Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г.Смоленска от 05.11.2008 №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г.Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.
Считают, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения – «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушении ст.21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате. Просил: взыскать с МБУ «Дормостстрой» задолженность по заработной плате в размере 399 559 руб. 03 коп., рассчитанную на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы; обязать произвести уплату налога и пенсионных отчислений с заработной платы работника; обязать осуществить начисление и выплату заработной платы работникам учреждения с учетом положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, внеся соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты МБУ «Дормостстрой»; Администрации г.Смоленска выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат, в соответствии с п. 1, 2, 3 искового заявления.
Истец в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, в интересах истца выступает помощник прокурора Промышленного района г.Смоленска Лейтес Т.Е., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители ответчика МБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И., Огурцова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в ранее представленных возражения.
Представители ответчика Администрации г.Смоленска в судебных заседаниях возражали относительно заявленных требований,
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации (далее по тексту – Смоленское отделение Фонда).
Представитель третьего лица Смоленского отделения Фонда Молоков В.Е. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с МБУ «Дормостстрой» в пользу Бобкова Ю.В.: недополученная работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 281 392 рублей 07 копеек, с возложением на МБУ «Дормостстрой» обязанности, начиная с 01.10.2022 производить начисление и выплату заработной платы с учетом положений абзацев 1 и 5 пункта 3.1 и применительно к Приложению №1 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и до приведения локальных нормативных правовых актов МБУ «Дормостстрой» в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.
В случае отсутствия у МБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию города Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников МБУ начиная с 01.10.2022, обязать Администрацию города Смоленска выделить МБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства.
Суд обязал МБУ «Дормостстрой» произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г.Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Суд обязал Администрацию города Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением суда, представитель Администрации г. Смоленска подал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора №18 от 01.01.2017 истец принят в МБУ «Дормостстрой» на должность машиниста мотокатка 05 разряда с 01.01.2017 с часовой тарифной ставкой 89 рублей 43 коп.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору за выполнение трудовой функции работнику устанавливается с 01.01.2022 оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 15 707 руб. и ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие показатели работы в размере 300 руб.
В силу дополнительного соглашения от 01.10.2020 работнику установлен с 01.10.2020 оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 16 178 руб. и ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие показатели работы в размере 300 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2022 с согласия работника и в соответствии со ст.60.2, ст.151 ТК РФ работнику поручается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности токарь-фрезеровщик 04 разряда за дополнительную плату, а именно выполнение обязанностей, связанных с обработкой деталей. Поручаемая дополнительная работа осуществляется с 01.02.2022 без освобождение от основной работы, определенной трудовым договором. За выполнение дополнительной работы работник получает дополнительную оплату в размере 4853 руб. в месяц.
Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истца указала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Дормостстрой» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.
Так, согласно положениям статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 названного Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Инициируя настоящий спор, истец настаивал на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г.Смоленск.
В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г.Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п.1.4 Устава).
В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что МБУ «Дормостстрой» относится к учреждению осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
11 декабря 2019 года было подписано, а 14 января 2020 года в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11 декабря 2019 года.
Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей (п. 1.1. Отраслевого Соглашения).
Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:
- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).
Указанное Отраслевое Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно.
Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств (п. 1.4).
Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.
Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».
Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами.
Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 05 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства истроительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени, что сторонами не оспаривалось.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 48 ТК РФ пришел к убеждению, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В материалы дела представлена информация, что 06 апреля 2021 года Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г.Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 просят предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.
МБУ «Дормостстрой» 08 апреля 2021 года направило соответствующую информацию, а именно, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г.Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г.Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г.Смоленска от 01.11.2018 №2981-адм, составляет 108086189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83015506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25070682 руб. 92 коп.
Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г.Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.
Вместе с тем суд указал, что Администрация г.Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
С учетом положений ст. 45, 47 ТК РФ суд пришел к выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Дормостстрой» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, условия которого, работодателем не исполнялись.
Разрешая требования истца о взыскании в их пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, проверив представленные суду МБУ «Дормострой» расчеты недополученного заработка истца, суд взыскал недополученную заработную плату в размере 281392 рублей 07 копеек, в расчет которой включен перерасчет оплаты отпускных и трех первых дней временной нетрудоспособности истца, оплаченной работодателем.
При этом, суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.
Поскольку работодатель выплачивал работникам заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд возложил на МБУ «Дормостстрой» обязанности по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а так же осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен. Судом апелляционной инстанции данному ответчику такая возможность была инициирована, от реализации которой представитель Администрации г. Смоленска отказался.
Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции. Несогласие Администрации г.Смоленска с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: