РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 12 августа 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Москвичевой А.В.,
с участием административного истца Серебрякова С.А., представителя административного ответчика Стешина А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серебрякова С.А. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности выдать разрешение на строительство, признании незаконным бездействия по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Серебряков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным градостроительный план земельного участка № № по <адрес> в части указания отступа от границы с правой стороны не менее чем на 5 метров, возложении обязанности внести в него изменения, признать незаконным бездействие муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков, возложить на административного ответчика обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома.
В обоснование заявленных требований указано, что 02 июня 2016 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением на разрешение строительства жилого дома с приложением копии свидетельства о праве собственности на земельный участок и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени разрешение на строительство ему не выдано. 01 июля 2016 года отдел архитектуры администрации города ему выдал градостроительный план земельного участка <адрес> с которым он не согласен, поскольку указание в градостроительном плане об отступе 5 м от правой стороны земельного участка не соответствует нормам Свода Правил по проектированию, изложенных в п. 5.3.2 Правил планировки и застройки территорий малоэтажного жилищного строительства. Данный градостроительный план был утвержден административным ответчиком постановлением от 20 июня 2016 года № 314. Кроме того, администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» не принимается никаких мер к организации водоснабжения строящихся домовладений города на земельном участке выделенном для индивидуального жилищного строительства, месторасположение: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, 50 метров по направлению на юго-восток от ориентира ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница».
Административный истец Серебярков С.А. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в заявлении, просил его требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Стешин А.Д. требования административного иска не признал пояснив, что действительно Серебряков С.А. обратился 02 июня 2016 года с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома не представив при этом всех необходимых документов. По его заявлению от 02 июня 2016 года был изготовлен градостроительный план земельного участка, который был ему выдан 01 июля 2016 года. После этого он с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращался, а обратился в суд оспаривая выданный ему градостроительный план земельного участка. Полагает, что требования административного истца о признании недействительным градостроительного плана земельного участка в части неправомерного указания в чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства, подлежат отклонению, поскольку указанный отступ 5 м от красной линии соответствует Правилам землепользования и застройки. Бездействия администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в части обеспечения водоснабжением застраиваемых земельных участков не имеется, поскольку имеются разработанные технические условия на водоснабжение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 02 июня 2016 года административный истец обратился в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. В заявлении указано, что в соответствии со ст. 51. ч.9 градостроительного кодекса РФ заявитель прилагает копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и схему планировочной организации земельного участка <адрес>.
Согласно заявлению административного истца №-з от ДД.ММ.ГГГГ он также обратился в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 1271 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании данного заявления отделом архитектуры, градостроительства и оп ГО и ЧС администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» был подготовлен градостроительный план земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, который утвержден постановлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» был подготовлен градостроительный план земельного ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Вместе с тем в силу п 9.1. ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что заявитель освобождается от обязанности представлять в уполномоченный орган, предусмотренные законодательством документы, необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
На момент обращения Серебрякова С.А. с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, градостроительный план земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, не был подготовлен, в связи с чем доводы административного истца о необходимости применения административным ответчиком полномочий указанных в п. 9.1. ст. 51 ГрК РФ является необоснованными.
Кроме того, к заявлению о выдаче разрешения на строительство Серебряковым С.А. не приложена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел "Схема планировочной организации земельного участка". Данная схема выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Требования к содержанию данного раздела установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (ред. от 13.04.2010) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Из представленных суду административным ответчиком документов следует, что к заявлению Серебрякова С.А. о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> приложена только кадастровая выписка о земельном участке, содержащая план (чертеж) земельного участка площадью 1271 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, оснований для возложения на административного ответчика обязанности выдать Серебрякову С.А. разрешение на строительство жилого дома не имеется.
Требования административного истца о признании недействительным градостроительного плана земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в части неправомерного указания в чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства, также подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Учитывая изложенные требования закона, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Согласно пункта 5.3.2 Строительных правил 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе красные линии.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается (пункт 3.5).
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.
Красные линии дополняются другими линиями градостроительного регулирования, определяющими особые условия использования и застройки территорий городов и других поселений.
Основными видами других линий градостроительного регулирования являются, в том числе: - линии регулирования застройки; - границы технических зон инженерных сооружений и коммуникаций. Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: - в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; - в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; - при инвентаризации земель в поселениях; - при установлении границ землепользований; - в проектах землеустройства; - в проектах межевания территорий; - при установлении границ территориальных зон в поселениях; - в земельном и градостроительном кадастрах; - на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Представленными административным ответчиком графическими материалами, проектом планировки квартала индивидуальной застройки на земельном участке с кадастровым № проектом межевания данного земельного участка, подтверждено наличие планируемыех границ территорий общего пользования, границ земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, в территориальной зоне по месту расположения земельного участка площадью 1271 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, при разработке градостроительного плана земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, уполномоченным органом правомерно определены параметры размещения объектов на земельном участке, принадлежащему Серебрякову С.А., с учетом красных линий, содержащихся в проекте планировки территории.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Грк РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федераций.
Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
В силу пункта 9 указанной статьи орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к сетям.
При этом в силу п. 10 указанной статьи порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10.1 указанной статьи закона указанные условия не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно которым: орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предоставляет заинтересованным лицам технические условия (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали, то правообладатель обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
В соответствии п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления, только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен, а поскольку в данном случае правообладатель земельного участка уже определен, предоставление технических условий происходит по запросу правообладателя земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец является собственником земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Представленными суду техническими условиями на водоснабжение и водоотведение № и № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются условия подключения к водопроводной сети объектов капитального строительства, расположенных на проектируемом земельном участке, в том числе земельном участке административного истца.
Административный истец, став правообладателем земельного участка имеет право самостоятельно обратиться в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей.
В связи с чем, в действиях администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» не усматривается незаконного бездействия по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Серебрякова С.А. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Серебрякова С.А. о признании незаконным градостроительного плана земельного участка № по <адрес> в части указания отступа от границы с правой стороны не менее чем на 5 метров, возложении обязанности внести в него изменения, незаконным бездействия муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.
мотивированное решение составлено 15 августа 2016 года