№ 16-139/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 6 февраля 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Пономарева В.А. и его защитника Карасева В.А., действующего на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 31 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 6 октября 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пономарева Вадима Анатольевича,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 31 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 6 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 ноября 2023 года, Пономарев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Пономарев В.А. и его защитник – адвокат Карасев В.А. просят состоявшиеся судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 Правилами дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (пункт 2.1 статьи 19 указанного Федерального закона и пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пономарева В.А. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к данной норме, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются уполномоченным должностным лицом. При этом состояние опьянения определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Доказательством наличия у водителя состояния опьянения является составленный уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
По результатам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Для целей установления у водителя состояния опьянения следует исходить из того, что такое состояние определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений (в которую входит, в частности, погрешность технического средства измерения), а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, либо наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо наличием наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (примечание к статье 12.8 КоАП РФ).
По делу установлено, что Пономарев В.А. 8 июля 2023 года в 20 часов 24 минуты в районе <адрес> в <адрес>, в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял транспортным средством <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в состоянии опьянения.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д. 4); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> (л.д. 6); чек-листом (л.д.8); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> (л.д. 9); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> (л.д.11); протоколом о задержании транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д 14); видеозаписью (л.д.22); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.15); копией справки № о результатах химико-токсикологических исследований с чек-листом исследований (л.д.90,91); выпиской из журнала результатов химико-токсикологических исследований (л.д.92,93); ответом и.о. главного врача краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Наркологический диспансер <адрес>» ФИО4 (л.д.89); видеозаписью (л.д.22); показаниями в суде свидетелей ФИО5, ФИО6, врача ФИО7 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия Пономарева В.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ. Факт управления транспортным средством в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.
Освидетельствование Пономарева В.А. на состояние алкогольного опьянения проведено в порядке, установленном разделом II Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1882 (далее – Правила).
Из протокола об отстранении Пономарева В.А. от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 8 июля 2023 года следует, что у водителя имелись внешние признаки опьянения: нарушение речи, поведение, не соответствующее обстановке.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проведено уполномоченным должностным лицом с использованием технического средства измерения (Алкотектор Юпитер № 012304), поверенного в установленном порядке 21 февраля 2023 года, обеспечивающего запись результатов на бумажном носителе. В результате проведенного исследования установлено, что концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,0 мг/л.
В соответствии с пунктом 8 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Отрицательный результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что Пономарев В.А. находится в состоянии опьянения, в соответствии с положениями подпункта «в» пункта 8 Правил послужил основанием для направления водителя Пономарева В.А. на медицинское освидетельствование.
Проведенное в отношении Пономарева В.А. медицинское освидетельствование соответствовало Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2005 года № 933н (далее – Порядок).
В силу пункта 11 Порядка при проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения. Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 - 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного - в подпункте 13.2 Акта. При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (пункт 12).
Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (пункт 15 Порядка).
В процессе медицинского освидетельствования у Пономарева В.А. в 21 час 25 минут была отобрана проба выдыхаемого воздуха и получен отрицательный результат, в связи с чем повторное исследование выдыхаемого воздуха не проводилось.
Отобранный у Пономарева В.А. в соответствии с пунктом 12 Порядка биологический объект (моча) был исследован и по результатам химико-токсикологических исследований в нем обнаружен оксазепам (л.д.90,89).
Поскольку, оксазепам относится к химическим соединениям, производным класса 1.4 – бензодиазепин, то в акте медицинского заключения в графе 14 указано на положительный результат химико-токсикологического исследования на данный вид психотропных веществ.
Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 № 681 оксазепам включен в список III - психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Список III).
Полученные результаты химико-токсикологических исследований в биологическом материале, отобранном у Пономарева В.А. 8 июля 2023 года, явились основанием для дачи медицинским работником заключения «установлено состояние опьянения», которое занесено в графу 17 акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения №1088/2023, что соответствует положениям пункта 15 Порядка.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Пономареву В.А. в соответствии с требованиями статьи 27.12 КоАП РФ и названных выше Правил с применением видеозаписи.
Таким образом, Пономарев В.А, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.
Вынесенные в отношении Пономарева В.А. судебные акты законны, содержащиеся в них выводы мотивированы.
Вопреки доводам жалобы каких-либо неустранимых сомнений в виновности Пономарева В.А. не имеется.
Дело разрешено полно, всесторонне, существенных нарушений процессуальных требований судьями обеих инстанций не допущено.
Довод Пономарева В.А. о процессуальных нарушениях, допущенных при применении мер обеспечения производства по делу, неверном составлении акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения проверялся судьями обеих нижестоящих инстанций, и отклонен как несостоятельный, объективно противоречащий совокупности представленных в дело доказательств.
По существу все доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом тщательного судебного исследования и оценки при рассмотрении дела по существу, не нашли своего подтверждения, поскольку полностью опровергаются материалами дела и правильно признаны надуманными по мотивам, подробно изложенным в оспариваемых судебных актах.
То, что результат судебного разбирательства не соответствует целям и задачам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о нарушении судами процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки доводам заявителя 1.4 – бензодиазепин также включен в Список III применительно к психотропному веществу – флуалпразоламу.
Об употреблении рецептурного медицинского препарата – алпразолама Пономарев В.А. в ходе медицинского освидетельствования не указал, представленные им в материалы дела копии рецептов и медицинских документов к рассматриваемому по настоящему делу временному периоду не относятся.
Кроме того, алпразолам также включен в Список III, является психотропным веществом, и его употребление вызывает токсическое опьянение, в котором на территории Российской Федерации запрещено управлять транспортными средствами.
В силу вышеприведенных положений примечания к статье 12.8 КоАП РФ употребление психотропных веществ, вызывающих опьянение, запрещается.
Поскольку материалами дела доказано, что факт употребления Пономаревым В.А. психотропного вещества вызвал состояние его опьянения, которое подтверждено установленным порядком, находясь в состоянии опьянения Пономарев В.А. управлял транспортным средством, то он обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ,
Постановление о привлечении Пономарева В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 31 судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 6 октября 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Пономарева Вадима Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева