Дело № 2-953/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
25 мая 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Григорьевой У.С.,
при секретаре – Скворцовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью "ФИО9", 3-е лицо - Государственная инспекция труда в г. Москва о взыскании своевременно не выплаченной заработанной платы,
установил:
Истец Лысоволенко С.И. обратился в суд с иском к ООО "ФИО9", в обоснование своих требований указал, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком с 09 сентября 2019 года по 31 января 2020 года, где ему была установлена заработанная плата в размере 45 000 рублей, а ответчик в нарушение требований действующего законодательства, при увольнении ему не выплатил заработную плату за два месяца – декабрь 2019 года и январь 2020 года в размере 73 000 руб. За время работы у ответчика истец добросовестно исполнял свои трудовые обязанности, ездил в командировки. В связи с изложенным истец просил взыскать в его пользу своевременно не выплаченной заработанной платы в размере 70 000 рублей, задолженность по компенсации транспортных средств в период командировки в сумме 3 000 рублей, проценты за задержку заработанной платы в размере 9 333,84 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также компенсацию понесенных мной убытков в размере 15 216,30 рублей.
Истец и его представитель, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о приобщении к материалам дела платежного документа, подтверждающего факт частичного удовлетворения исковых требований Лысоволенко С.М. в рамках настоящего дела.
Представитель третьего лица о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, должны действовать разумно и добросовестно, реализуя представленные законом права, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами регулируются, прежде всего, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В развитие данной Конституционной нормы, абз. 7 ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет, что основным принципом трудовых отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичные законоположения закреплены в ст. 21 ТК РФ, согласно которой, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2019 года № 597-О-О).
Частью 2 ст. 67 ТК РФ установлено, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из системного анализа действующего трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, к характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения (оплата производится за живой затраченный труд ).
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», представителем работодателя является лицо, наделенное в силу закона, учредительных документов, локальных нормативных актов или трудового договора полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом. Таким образом, законодателем предусмотрены определенные условия, наличие которых позволяло бы сделать вывод о фактически сложившихся трудовых отношениях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ФИО9" находится по адресу: ФИО9, основным видом деятельности общества является «Деятельность рекламных агентств» (ФИО9)). Сведения о наличии у юридического лица филиалов либо представительств в выписке отсутствуют.
Согласно трудового договора ФИО9-тд от 17 февраля 2020 года Лысоволенко С.И. был принят на работу в ООО "ФИО9". Данным договором истцу установлен должностной оклад в размере 14 700,00 рублей.
Вместе с тем, 09 сентября 2019 года Лысоволенко С.И. с ведома ответчика приступил к работе в Обществе в должности «специалист коммерческого отдела», данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Истец полагает, что действиями ответчика по невыплате ему заработной платы были нарушены его трудовые права, чем ему был причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000 рублей, в связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В силу части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Как следует из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018)», утвержденного. Президиумом Верховного Суда РФ, по смыслу ст. 136 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 236 Трудового кодекса РФ для получения процентов (денежной компенсации) не требуется ни предварительного письменного обращения работников к конкурсному управляющему как к представителю работодателя, ни предъявления ими соответствующих требований в порядке ст. 71 или 100 Закона о банкротстве. Судебный акт о начислении суммы процентов не выносится, в реестр требований кредиторов они не включаются. Эти суммы исчисляются самим арбитражным управляющим при расчетах с кредиторами и погашаются им одновременно с погашением основных требований работников до расчетов с реестровыми кредиторами третьей очереди удовлетворения. В таком же порядке исчисляются и погашаются в составе текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за задержку выплаты текущей заработной платы и других текущих платежей, причитающихся работникам (п. 2 ст. 134, п. 1 ст. 136 Закона №127-ФЗ, п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лысоволенко С.И. состоял в трудовых отношениях в период с 09 сентября 2019 года по 31 января 2020 года, в ООО "ФИО9», в должности «специалист коммерческого отдела». Трудовой договор между истцом и ответчиком прекращен 31.01.2020, сторонами не оспаривается данное обстоятельство.
Ранее в судебном заседании истец пояснил, что приступил к работе фактически в должности «специалист коммерческого отдела», занимался созданием аналитической сети dia, участвовал в различных форумах, улучшал коммуникацию с Экспертным Советом ЦИМР и созданной им Аналитической сетью ЦИМР, делал видеозаписи для YouTube канала, Instagram.
24 мая 2021 года в добровольном порядке ответчик выплатил задолженность по заработной плате. Ответчиком был осуществлен перевод денежных средств через приложение Альфа-Банк на счёт получателя ФИО9 Л. в размере 84 291,45 рублей, что подтверждается представленным ответчиком в материалы дела скиншотом с банковского приложения. Данный факт не оспаривается истцом.
Таким образом, оснований для взыскания своевременно не выплаченной заработанной платы в размере 70 000 рублей, задолженности по компенсации транспортных средств в период командировки в размере 3 000 рублей, и проценты за задержку заработанной платы в размере 9 333,84 рублей, с ответчика у суда не имеется, связи с чем в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о взыскании убытков в размере 15 216,30 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 63 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что работодатель при увольнении истца не произвел выплату начисленной заработной платы, а в дальнейшем 24 мая 2021 года работодатель в добровольном порядке выплатил сумму 84 291,45 рублей, суд приходит к выводу, что данными действиями истцу причинен моральный вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая степень вины ответчика, объем и характер нравственных страданий истца, длительность невыплаты истцу причитающихся ему выплат при увольнении, и с учетом принципа разумности и справедливости суд считает, что соразмерной компенсацией перенесенных истцом нравственных страданий является сумма в размере 1 000 руб.
Требования истца о взыскании убытков, в том числе процентов по кредитному договору, начисленных ввиду пользования кредитной картой, т.е. исполнения истцом кредитных обязательств из-за задержки всех сумм выплат, причитающихся при увольнении работнику от работодателя, удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на нормах закона. Получение кредита является собственным волеизъявлением истца и не может рассматриваться как убытки или вынужденная мера в связи с несвоевременной выплатой сумм выплат заработка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ФИО9" в пользу Лысоволенко ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 июня 2021 года.
Председательствующий У.С. Григорьева