Решение по делу № 33-5814/2019 от 19.11.2019

Судья Безденежных М.А. Дело № 2-254/2019

33-5814/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2019 г. г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Поникаровской Н.В.

судей Алексенко Л.В., Харитоненко Н.О.

при секретаре Ульяновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 16 сентября 2019 года, которым несовершеннолетняя Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан членом семьи военнослужащего Втулова Н.А. и в его личное дело внесена соответствующая запись.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения Втулова Н.А. и Втуловой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военнослужащий Втулов Н.А. обратился в суд с иском к войсковой части 90151 о признании членом его семьи несовершеннолетней Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и внесении соответствующей записи в личное дело военнослужащего.

В обоснование заявленных требований указывал, что 24 февраля 2018 года вступил в брак с Лукштед О.В., у которой от предыдущих браков имеется две дочери – Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В совместном браке с Втуловой О.В. у них также есть ребенок – Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Он, супруга и трое детей в настоящее время проживают совместно в квартире матери супруги по адресу: <адрес>; все дети находятся на его иждивении, поскольку супруга в настоящее время не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком; алименты на старших дочерей супруга также не получает. Получаемое им денежное довольствие является основным источником дохода семьи. Он совместно с супругой занимается воспитанием дочерей, оплачивает все их нужды, покупает еду, одежду, медикаменты.

09 июля 2019 года им был подан рапорт командиру войсковой части 90151 о включении в личное дело детей супруги по вышеизложенным причинам, однако получил отказ.

Поскольку в настоящее время получен отказ отца Е. от родительских прав и решается вопрос об удочерении им ребенка, просил признать членом его семьи только несовершеннолетнюю Г..

Разрешение указанного требования позволит ему реализовать права военнослужащего и членов его семьи, установленные и гарантированные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе и на обеспечение жильем.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе третье лицо ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, материальный закон применен неверно.

Ссались на наличие у несовершеннолетнего ребенка обоих родителей, на которых в силу положений семейного законодательства лежит обязанность по его обеспечению, полагали, что оснований для вывода о нахождении ребенка на иждивении Втулова Н.А. не имелось.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Втулов Н.А. является военнослужащим и проходит службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Продолжительность военной службы составляет более 20 лет.

Между Втуловым Н.А. и Лукштед О.В. 24 февраля 2018 года зарегистрирован брак, от которого имеется ребенок – Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

От предыдущих браков у супруги Втулова Н.А. Втуловой (Лукштед) О.В. имеются две дочери - Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отцом которой является В., и Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отцом которой является А.

Материалами дела также установлено, что Втулов Н.А. вселен в феврале 2017 года в жилое помещение, принадлежавшее Втуловой Н.А., в котором супруги и трое несовершеннолетних детей проживают в настоящее время. Указанная квартира, общей площадью 51,4 кв.м, в октябре 2018 года отчуждена Втуловой О.В. своей матери Д.

Принимая по делу решение и удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции исходил из того, что, хотя Втулов Н.А. не является родителем несовершеннолетней Г., они проживают одной семьей; Втулов Н.А. занимается воспитанием девочки, содержит ее и является единственным кормильцем в семьей, поскольку Втулова О.В. не работает, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком, а отец девочки, являясь гражданином <данные изъяты>, материального содержания ребенку не предоставляет. В этой связи судом сделан вывод о том, что несовершеннолетняя Г. находится на иждивении Втулова Н.А. и в этой связи может быть отнесена к члену его семьи.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

К членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

По смыслу указанных норм к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 76-ФЗ, относятся прямо указанные в законе лица, то есть родные дети, к числу которых Г. не относиться, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Законодательство в ФЗ «О статусе военнослужащих» не раскрывает значение термина «иждивение».

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце третьем подпункта "б" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам необходимо руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.

В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Законодательное определение понятия «нахождение на иждивении» содержится в статьях 28, 31Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Положения статьи 31 названного закона относят к членам семьи военнослужащего лиц, состоящих на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получали от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В силу ст. 29 названного закона нетрудоспособными членами семьи считаются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций), обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки нанимателя имеют право на пенсию, если у них нет нетрудоспособных родителей.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, необходимо установление одновременно следующих условий: нетрудоспособность лица (члена семьи военнослужащего) и получение таким лицом от военнослужащего содержания как постоянного и основного источника средств к существованию. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица находящимся на иждивении.

По смыслу приведенных норм, безусловно к нетрудоспособным членам семьи военнослужащего, находящимся на его иждивении, отнесены только кровные дети (несовершеннолетние и до достижении 23 лет, если они обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения).

Иные, не кровные дети, в том числе падчерицы и пасынки, по смыслу закона, могут быть признаны нетрудоспособными и находящимися на иждивении, если они не имеют трудоспособных родителей.

Между тем, как установлено материалами дела, мать несовершеннолетней Г. – Втулова О.В. в целом является трудоспособной и до ухода в отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, работала в АО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Рабочее место за ней сохранено.

Из пояснений Втуловой О.В. следует, что отец ребенка В. также является трудоспособным, с него взысканы алименты на территории Российской Федерации, однако поскольку В. является гражданином <данные изъяты> и постоянно там проживает, а соглашения об исполнении решений иностранного государства между странами не имеется, исполнительный лист к исполнению не предъявлен.

Между тем, само по себе то обстоятельство, что родитель, обязанный содержать ребенка, является иностранным гражданином не исключает возможность взыскания с него алиментов на содержания ребенка и не является объективным препятствием к получению с него алиментов.

Таким образом, каких либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению родителями несовершеннолетней Г. своих обязанностей по ее содержанию, по делу не установлено.

Таким образом, при наличии трудоспособных родителей, которые в силу закона обязаны содержать дочь, предоставление материальной помощи ребенку Втуловым Н.А., а равно и совместное проживание с ребенком не может явиться безусловным основанием для вывода о нахождении ребенка на его иждивении.

Кроме того судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что брак между Втуловым Н.А. и Втуловой О.В. зарегистрирован в феврале 2018 года, вселен Втулов Н.А. в жилое помещение, принадлежащее Втуловой О.В. в феврале 2017 года, то есть чуть более чем за два года до обращения Втулова Н.А. в суд с иском, что не может свидетельствовать об устойчивости правоотношений, связанных с иждивением.

Само по себе совместное проживание Втулова Н.А. и несовершеннолетней Г., брачные отношение с матерью ребенка и ведение общего хозяйства, проявление заботы о ребенке не является достаточным правовым основанием для установления факта иждивения, что не было учтено судом при принятии решения и повлекло принятие необоснованного решения.

При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Втулова Н.А. о признании несовершеннолетней Г. членом его семьи для целей реализации права на обеспечение жильем.

Заявленные исковые требования Втулова Н.А. при установленных обстоятельствах не могут быть признаны обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гусевского городского суда Калининградской области от 16 сентября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Втулова Н.А. к войсковой части 90151 о признании несовершеннолетней Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, членом семьи военнослужащего и внесения соответствующей записи в личное дело военнослужащего отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-5814/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Втулова О.В.
Втулов Н.А.
Ответчики
Войсковая часть 90151
Другие
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
Министерство Обороны РФ
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Поникаровская Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
11.12.2019[Гр.] Судебное заседание
18.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
25.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2019Передано в экспедицию
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее