ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 33-2901/2024
Судья Прокопенко М.Ю.
УИД: 04RS0002-01-2024-000130-19 поступило 05.08.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 28 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Семеновой А.Ю., Хаыковой И.К.,
при секретаре Мункуевой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, по апелляционной жалобе представителя ответчика Зайцевой А.С. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 25 июня 2024 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, на объекте размещения твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке в с. Романовка с кадастровым номером ... обустроить поверхность площадки твердым покрытием; создать защиту хранящихся отходов на объекте от воздействия ветров и атмосферных осадков по всему его периметру (обустроить по всему его периметру ограждения и навесы, исключающие воздействие ветров и атмосферных осадков на хранящиеся на объекте отходы); оборудовать объект системой фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы; организовать систему наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.
Заслушав доклад судьи Семеновой А.Ю., выслушав прокурора Денисову Н.В., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баунтовского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ... путем: обустройства поверхности площадки твердым покрытием; создания защиты хранящихся отходов на объекте от воздействия ветров и атмосферных осадков по всему его периметру (обустройства по всему его периметру ограждения и навеса, исключающих воздействие ветров и атмосферных осадков на хранящиеся на объекте отходы); оборудования объекта системой фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы; организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.
В обоснование требований указывал, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» меры по содержанию мест накопления ТКО на территории района принимаются ненадлежащим образом, в том числе на санкционированном объекте размещения отходов - земельном участке с кадастровым номером 03:02:360107:176 площадью 59000 кв.м., расположенном в 2 км. от с.Романовка. Непринятие мер по обустройству объекта размещения твердых коммунальных отходов влечет причинение вреда окружающей среде, вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований, захламление территории муниципального образования, лесного фонда отходами производства и потребления, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В суде первой инстанции прокурор Очиров Ц.Е. иск поддержал.
Представитель МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» Зайцева А.С. иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» Зайцева А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на незаконность обжалуемого судебного решения. Указывает, что вблизи <...> расположен объект ТКО, используемый для нужд сельского поселения, который соответствует требованиям, установленным Порядком формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, утвержденного Приказом Минприроды от 19.10.2021 № 765, соответствующие работы проведены в ... году за счет субсидии из республиканского бюджета на обустройство объекта размещения ТКО в <...>. Иные требования к вышеуказанному объекту ТКО в соглашении с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия не предъявлялись. Кроме того, ответчиком ведется работа по постановке названного объекта ТКО в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ и получения заключения о возможности использования объекта до ... г. На территории <...> определен земельный участок, планируемый к строительству соответствующего требованиям полигона ТКО. Объект размещения ТКО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., будет рекультивирован после ... г. Исполнение предъявленных истцом требований СанПиН необоснованно, нецелесообразно, поскольку требует значительных финансовых затрат, будут применены к строительству нового полигона в <...> после ...
На заседании судебной коллегии прокурор Денисова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район», уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился. В письменном заявлении представитель ответчика Зайцева А.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, муниципальное образование «Баунтовский эвенкийский район» является собственником земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного в с<...>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для размещения полигона твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» № ... от ... утвержден реестр мест накопления твердых коммунальных отходов (объектов размещения отходов), расположенных на территории МО «Баунтовский эвенкийский район», в который включен земельный участок с кадастровым номером ....
Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия № 159-ПР от 29 апреля 2020 г. утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, согласно которой вышеуказанный земельный участок в с.Романовка Баунтовского эвенкийского района с кадастровым номером ... включен в реестр и отнесен к санкционированным объектам размещения отходов.
Прокуратурой Баунтовского района Республики Бурятия с участием специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой выявлено, что на вышеуказанном земельном участке отходы размещены навалом, насыпью непосредственно на почве, поверхность площадки не имеет твердого покрытия, не обеспечена организация среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов. Кроме того, границы свалки обозначены ограждением в виде металлического забора с сеткой рабицей, при этом, отсутствует навес, вследствие чего поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; также данное ограждение не обеспечивает удержание твердых коммунальных отходов, вследствие чего отходы разносятся ветром в лесной массив и захламляют прилегающую территорию земельного участка, что, в свою очередь приводит к образованию несанкционированных мест размещения отходов (несанкционированных свалок). На территории свалки отсутствуют системы фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы.
Факт выявленных нарушений лицами, участвующими в деле, в ходе разбирательства по делу не оспаривался. Доказательств их устранения не представлено, что влечет причинение вреда окружающей среде, а также нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., введен в эксплуатацию до ...., в связи с чем на него распространяются требования, изложенные в п. 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, утвержденного Приказом Минприроды от 19.10.2021 г. № 765, а не Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657, получили надлежащую оценку суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Приказом Минприроды РФ от 19.10.2021 г. № 765 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, для размещения твердых коммунальных отходов».
Согласно п. 5 названного Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. При этом, в заявлении согласно п. 7 Порядка должен быть указан панорамный снимок Объекта, а также фотоматериалы с привязкой к местности: легкого ограждения по периметру всей территории Объекта; производственно-бытового здания на территории Объекта; шлагбаума у производственно-бытового здания на территории Объекта; контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России; переносного сетчатого ограждения, установленного как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Таким образом, указанный нормативный акт предусматривает порядок действий для обращения правообладателя земельного участка, на котором расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте, в уполномоченный орган исполнительной власти, в целях включения Объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, но, непосредственно, не устанавливает требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные требования, как указано выше, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657.
Согласно п. 8 ст. 29.1 названого Федерального закона до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером ... используется как санкционированный объект размещения твердых коммунальных отходов, имеющий соответствующую документацию, к нему применяются требования действующего природоохранного законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления, в том числе, вышеназванные Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
Эксплуатация спорного объекта размещения твердых коммунальных отходов должна осуществляться с соблюдением установленных действующим законодательством требований, и обустройство такого объекта отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Положениями п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 216 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд (п. 218 СанПиН 2.1.3684-21).
П. 220 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п. 222 СанПиН 2.1.3684-21 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты.
Тем самым, действующий объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., подлежит обустройству в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам накопления твердых коммунальных отходов, в том числе требованиям СанПин 2.1.3684-21, в связи с чем также подлежат отклонению доводы жалобы о незаконности и нецелесообразности исполнения требований СанПиН и применении их к строительству нового полигона после 1 января 2026 г.
Соблюдение требований природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления не ставится в зависимость от финансового положения органов местного самоуправления.
Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 25 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи коллегии