Гражданское дело № 2- 622/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 02 июля 2018 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина ФИО13, Охотниковой ФИО14 к администрации Енисейского района Красноярского края, администрации Городищенского сельсовета Енисейского района о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмин В.П., Охотникова С.П. обратились в суд с иском к администрации Енисейского района Красноярского края, администрации Городищенского сельсовета Енисейского района о признании права собственности в порядке наследования.
Требования (с учетом уточнений) мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец – ФИО1 Наследниками после его смерти являлись истцы и их брат
ФИО5 (сын ФИО1), который умер ДД.ММ.ГГГГ При жизни их отец
ДД.ММ.ГГГГ написал завещание на принадлежащее ему имущество: квартиру со всеми хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, находящимися по адресу:
<адрес> (впоследствии номер дома изменился на
№), завещав его Кузьмину В.П., Кузьмину Н.П. и Охотниковой С.П. Копия завещания зарегистрирована в реестре № администрацией Городищенского сельского совета. Кузьмин П.И. передал завещание на хранение Кузьмину Н.П., которое хранилось у него до смерти. В наследство после смерти Кузьмина П.И. никто не вступал. После смерти Кузьмина Н.П. наследственные документы (завещание) были переданы его женой Кузьмину В.П. В установленные законом сроки в наследство после смерти
Кузьмина П.И., наступившей ДД.ММ.ГГГГ никто не вступил. Между тем,
Кузьмин В.П. и Охотникова С.П. фактически приняли наследство в виде квартиры и хозяйственных и бытовых построек, расположенных по адресу: <адрес>, следили за ними и ухаживали. О наличии завещания истцам не было известно.
По изложенным основаниям истцы (с учетом уточнений) просят признать за ними право собственности в порядке наследования, в равных долях (по 1/2 доли в праве собственности за каждым), за Кузьминым ФИО15 и Охотниковой ФИО16 на квартиру, общей площадью 46,9 кв.м., кадастровый №, находящуюся по адресу: Россия, <адрес>, оставшееся после смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Кузьмин В.П., Охотникова С.П. о времени и месте слушания уведомлены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчики – администрация Енисейского района Красноярского края и администрация Городищенского сельсовета Енисейского района о времени и месте слушания дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, ходатайств об отложении не заявляли, возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 1122 ГК РФ, имущество, завещанное двум или нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях.
Согласно ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется как путем подачи наследником нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства, так и путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, в том числе, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.п.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ст. 1154 ГК РФ принятие наследства - фактическое вступление во владение наследственным имуществом или подача нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства - должно быть совершено в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ст. 131 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 16 ноября 1995 г. между ФИО6 и
ФИО1 заключен договор купли-продажи, согласно которому ФИО6 продала, а ФИО1 купил квартиру, находящуюся в <адрес>1, состоящую из трех комнат, общей площадью 46,9 кв.м. Данный договор удостоверен государственным нотариусом
ФИО7, зарегистрирован в реестре за №.
Данное жилое помещение поставлено на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
Из материалов дела также следует, что при жизни ФИО1 оформил завещание, согласно которому завещал Кузьмину В.П., Охотниковой С.П. (истцам), ФИО5 в равных долях принадлежащую ему квартиру по вышеуказанному адресу со всеми хозяйственными, бытовыми строениями и сооружениями, и земельный участок, на котором расположена вышеуказанная квартира.
Данное завещание удостоверено ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Городищенского сельсовета ФИО8 в реестре за №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (свидетельство о смерти II-БА
№), соответственно эту дату следует считать днем открытия наследства. В соответствии со ст. ст. 1142 ГК РФ истцы Кузьмин В.П. и Охотникова С.П., а также Кузьмин Н.П. являются его наследниками по завещанию и имеет право наследовать его имущество в виде квартиры по адресу: <адрес>. Степень родства между наследодателем и наследниками по завещанию подтверждена соответствующими документами.
Наследником по закону после смерти Кузьмина П.И. являлась его супруга
Кузьмина В.С., которая обратилась к нотариусу Енисейского нотариального округа с заявлением о вступлении наследства, при этом свидетельства о праве на наследство ей выдано не было.
Как следует из пояснений истца Кузьмина В.П., данных при подготовке дела к судебному разбирательству, супруга Кузьмина П.И. – Кузьмина В.С. (мама истцов) несмотря на то, что обращалась к нотариусу, в наследство после смерти Кузьмина П.И. не вступила, умерла четыре года назад. Также пояснил, что он и сестра Охотникова С.П. в наследство не вступали, поскольку не знали о наличии завещания.
Так же установлено, что наследник после смерти Кузьмина П.И. – Кузьмин Н.П. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти III-БА №), не вступив в наследство после смерти своего отца.
Права на жилое помещение – <адрес>
<адрес> не были зарегистрированы Кузьминым П.И. при жизни в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Вместе с тем, следует учесть, что вышеназванный закон, введя обязательную государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, вступил в силу только с 31 марта 1998 года. Согласно п.1 ст. 6 указанного федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу названного закона, т.е. до 31 января 1998 года, являются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации, введенной названным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Учитывая положения ст. 2, 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оформление государственной регистрации возникшего до 31 января 1998 года права собственности на недвижимость лишь удостоверяет факт наличия права собственности, но правообразующего значения не имеет и отсутствие государственной регистрации права собственности в этих случаях не ограничивает права собственника. В то же время всякий переход прав на недвижимость после 31 января 1998 года требует регистрации ранее возникших прав (п.2 ст. 6 названного закона), что создает препятствия для оформления перехода права на недвижимое имущество по наследству, право собственности, на которое не зарегистрировано.
Следует признать, что только в связи со смертью, Кузьмин П.И. был лишен возможности зарегистрировать свое право собственности на квартиру. Данное обстоятельство не может ограничивать права наследников на включение этого имущества в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости отсутствует.
Как следует из содержания искового заявления, после смерти Кузьмина П.И. истцами фактически принято наследственное имущество, поскольку приняты меры к его сохранности, что подтверждается также актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Городищенского сельсовета Енисейского района, согласно которому жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, земельный участок, на котором расположено жилое помещение обрабатывается, придомовая территория содержится в надлежащем состоянии.
В реестре муниципальной собственности администрации Городищенского сельсовета Енисейского района, данное жилое помещение не состоит.
При таких обстоятельствах, учитывая, что иные наследники после смерти
ФИО1 умерли, а наследники по завещанию – Кузьмин В.П. и Охотникова С.П. фактически приняли наследство в виде квартиры, исковые требования о признании за ними права собственности на вышеуказанное жилое помещение, оставшееся после смерти Кузьмина П.И. в порядке наследования, подлежат удовлетворению.
По изложенным основаниям, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьмина ФИО17 и Охотниковой
ФИО18 удовлетворить.
Признать за Кузьминым ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Охотниковой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке наследования, в равных долях (по 1/2 доли в праве собственности за каждым), на жилое помещение – квартиру, общей площадью 46,9 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: Россия, <адрес>1, оставшееся после смерти Кузьмина
ФИО21, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 13 июля 2018 г.
Судья Н.М. Ларионова