Дело № 2-600/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года г.Лобня
Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
при секретаре Москвич А.С.,
с участием представителя истца Гурьевой Ю.А.,
представителя 3го лица Нигияна Г.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросяна Ваге Самвеловича к Администрации г. Лобня о признании решения незаконным, обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков, утвердить схему расположения земельных участков, установить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 826 кв.м. из земель населенных пунктов под ИЖС по адресу: МО, ................. После проведения предварительных землеустроительных работ истец обратился в Администрацию г. Лобня с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером № и принадлежащего ему участка. В результате перераспределения должен был быть образован земельный участок площадью 1 452 кв.м., подлежащий передаче в собственность истцу после соответствующей оплаты. Ответчиком принято решение об отказе в удовлетворении указанного заявления, поскольку земельный участок ограничен в оборотоспособности, так как расположен в зоне с особыми условиями территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. №500-1143, Постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 г. №355, Постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940 г. №969 и иными нормативными актами в сфере санитарного законодательства. Вместе с тем, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не установлены, сведений о том, что г. Лобня входит в зону 2го пояса санитарной охраны в указанных нормативных актах не имеется. На территории г. Лобня отсутствуют водоемы, относящиеся к первой категории водопользования, что подтверждается сообщением Главного санитарного врача МО. Земельный участок истца с кадастровым номером № и перераспределяемый участок с кадастровым номером № находятся на значительном отдалении от значимых водоемов, расстояние до ближайшей реки составляет более 500 м. На основании изложенного полагает отказ в перераспределении земельного участка незаконным и необоснованным, просит утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 1 452 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образующегося из земельных участков с кадастровым номером № и № с установлением образуемому земельному участку вида разрешенного использования – под ИЖС, отнесением его к категории земель населенных пунктов; обязать ответчика заключить с ним соглашение о перераспределении земельного участка с установлением размера и срока оплаты стоимости земельного участка, подлежащего передаче в собственность в результате перераспределения в соответствующих координатах.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гурьева Ю.А. исковые требования поддержала, указала, что в ходе проведенной по делу экспертизы не нашел своего подтверждения факт нахождения перераспределяемого земельного участка во II поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Лобня в судебное заседание не явился, о месте, времени слушания дела извещен надлежащим образом, ранее иск не признал по доводам представленных возражений.
Представитель 3го лица Комитета по архитектуре и градостроительству МО по доверенности Нигиян Г.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленного иска, указав, что испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок находится во II поясе зоны санитарной охраны водных объектов, в связи с чем ограничен в обороте и не может быть передан в частную собственность.
Представитель 3го лица Министерства имущественных отношений МО в судебное заседание не явился, о месте, времени слушания дела извещен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Петросян В.С. на основании договора купли – продажи №6-2018 от 24.05.2018 г., заключенного с Администрацией г. Лобня, являлся собственником земельного участка площадью 676 кв.м. с кадастровым номером 50:41:0020505:9 из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - под ИЖС по адресу: МО, ................ (л.д.53-63).
На основании соглашения №3-18 от 31.08.2018 г., заключенного между Администрацией г. Лобня и Петросяном В.С., последнему в собственность за плату в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 676 кв.м., принадлежащего Петросяну В.С., и земельного участка с кадастровым номером № площадью 150 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности предоставлен земельный участок площадью 826 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: ................, границы данного участка установлены, право собственности Петросяна В.С. на него зарегистрировано в установленном порядке (л.д.13-19,39-42).
Также Петросян В.С. является собственником жилого дома на вышеуказанном земельном участке по адресу: МО, ................ (л.д.20-22).
24.10.2018 г. истец обратился в Администрацию г. Лобня с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», а именно о предоставлении ему в собственность за плату в порядке перераспределения земельного участка площадью 1 452 кв.м. по адресу: МО, ................, приложив схему перераспределяемых участков (л.д.23,26,79-80,81).
Решением Администрации г. Лобня от 28.01.2019 г. №50-УЗО Петросяну В.С. было отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги на основании заключения Комитета архитектуры и градостроительства МО, поскольку перераспределяемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. №500-1143, Постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 г. №355, Постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940 г. №696 и иными нормативными актами в сфере санитарного законодательства (л.д.24-25,27-35,70-78,84-85,86-87,97-101).
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в п.п. 9, 14 ст. 39.29 ЗК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Согласно пп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст.43 Водного кодекса РФ и ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 г. №45 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10» введены в действие Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», которые определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Правил второй пояс (пояс ограничений) зон санитарной охраны (ЗСО) станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.
Основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются: р. Клязьма (от створа у д.Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище), р. Уча (от створа у д.Сухарево до впадения в Пяловское водохранилище), а также участки канала им. Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.
Согласно п. 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящие в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы второго пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. №10 «О введении в действие санитарных норм и правил "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
Обязательной стадией организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения являются разработка проекта зоны санитарной охраны, границы которой впоследствии устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Постановлением СНК РСФСР от 04.09.1940 г. №696 и Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. №500-1143 установлены границы зоны второго пояса Клязьминского водохранилища и Канала имени Москвы, а также определен режим землепользования в указанной зоне.
Так, в зону санитарной охраны второго пояса включены территории бассейнов рек и их притоков, поверхностный сток с которых поступает в водохранилища: Яхромское, Икшинское, Клязьминское, а также километровая полоса в обе стороны от уреза воды в канале на всем его протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно (п.п. «а», «д» п.2 СНК РСФСР №696, п. 2.1 приложения №2 к Решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома №500-1143). Текстовое описание границ зоны второго пояса Клязьминского водохранилища приведено в п.4 приложения к Постановлению СНК РСФСР №696, из которого следует, что в зону II пояса Клязьминского водохранилища входит населенный пункт Лобня, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок.
Для разрешения заявленного спора по существу по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Правое дело» (л.д.91-92).
Из заключения эксперта ООО «Правое дело» Кузина Н.А. №19-086/ОПД следует, что перераспределяемый земельный участок площадью 1452 кв.м. на территории кадастрового квартала 50:41:0020105, образуемый из земельных участков с кадастровыми номерами № и №, по адресу: МО, ................, в границах согласно схеме, приложенной Петросяном В.С. к заявлению, не находится во II поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Расстояние от вновь образуемого земельного участка от уреза воды р. Мещериха (Альба), являющейся притоком 2го порядка канала им. Москвы, составляет 1 172 м. (л.д.111-129).
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, неясностей и неточностей заключение эксперта не содержит, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, его результаты, эксперт имеет необходимые образование и квалификацию.
При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок находится на расстоянии более 1 км. от уреза воды, что не нарушает п.2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, материалы дела не содержат документов, подтверждающих наличие иных обстоятельств, при которых истцу могло быть отказано в предоставлении земельного участка площадью 1 452 кв.м. в границах согласно представленной схемы в порядке перераспределения за плату, площадь участка истца в результате требуемого перераспределения увеличивается не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков под ИЖС в г. Лобня (от 500 кв.м. до 3 000 кв.м. согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Лобня МО, утвержденным Решением Совета депутатов г. Лобня от 26.12.2017 г. №438/22), согласно выпискам из ЕГРН земельный участок, принадлежащий истцу, и требуемый участок в порядке перераспределения относятся к землям населенных пунктов, отнесение спорного участка к землям общего пользования какими-либо доказательствами не подтверждено, проект планировки, межевания территории, иные доказательства установления границ земель общего пользования (в том числе, прохода, дороги) на спорном участке отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для отказа истцу в предоставлении государственной услуги по перераспределению земельных участков решением от 28.01.2019 г. №50-УЗО, данное решение надлежит признать незаконным, обязав Администрацию г. Лобня утвердить схему расположения перераспределяемого земельного участка площадью 1 452 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образуемого из земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, представленную истцом, заключить с ним соглашение о перераспределении испрашиваемого земельного участка согласно представленной схеме с установлением платы за увеличение площади участка в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Петросяна Ваге Самвеловича - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г. Лобня от 28.01.2019 г. №50-УЗО об отказе в предоставлении Петросяну Ваге Самвеловичу государственной услуги по перераспределению земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Обязать Администрацию г. Лобня утвердить схему расположения перераспределяемого земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования под индивидуальное жилищное строительство площадью 1 452 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образующегося из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ................, и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ................, представленную Петросяном Ваге Самвеловичем.
Обязать Администрацию г. Лобня заключить с Петросяном Ваге Самвеловичем соглашение о перераспределении земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования под индивидуальное жилищное строительство площадью 1 452 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, образующегося из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ................, и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ................, в границах, согласно схеме, представленной Петросяном Ваге Самвеловичем, с установлением размера платы за увеличение площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 29 октября 2019 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение месяца.
Судья Е.Ю. Озерова