Гражданское дело № 2-212/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года аул Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р.,
при секретаре судебного заседания Коховой Т.В.,
с участием прокурора - помощника Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Мурадова А.А.,
представителя ответчика - администрации Эльбурганского сельского поселения Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - в лице заместителя главы администрации Эльбурганского сельского поселения Шаева А.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Джилаканова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эльбурганского сельского поселения об обязании определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставления выписок из реестра муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к администрации Эльбурганского сельского поселения определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставления выписок из реестра муниципальной собственности, в обоснование заявленных требования, указал, что Хабезской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг органами местного самоуправления Хабезского и Абазинского муниципальных районов.
Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы администрации Эльбурганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Реестр (перечень) муниципальных услуг, оказываемых администрацией сельского поселения.
Указанный Реестр включает в себя такую муниципальную услугу как предоставления выписок из реестра муниципальной собственности.
В свою очередь, в нарушение вышеуказанных норм закона администрацией Эльбурганского сельского поселения до настоящего времени не разработан план-график поэтапного перехода на предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
Бездействие администрации Эльбурганского сельского поселения, выразившееся в не установлении сроков и этапа перехода на получение муниципальной услуги в электронном виде нарушает права неопределенного круга лиц - получателей муниципальной услуги.
В судебном заседании прокурор - помощник Хабезского межрайонного прокурора Мурадов А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил обязать администрацию Эльбруганского сельского поселения определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставления выписок из реестра муниципальной собственности.
Представитель ответчика - заместитель глава администрации Эльбурганского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Шаев А.Р. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со справкой с администрации Эльбурганского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальные услуги в электронном виде не предоставляются. План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не утверждался.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Эльбурганского сельского поселения утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Эльбурганского сельского поселения.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности: открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, доступность обращения за предоставлением муниципальных услуг и предоставления муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу требований ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.
В силу положений ст. 4, 5, 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, обеспечивать возможность получения заявителем указанных услуг.
В силу требований ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в частности:
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг установлено, что переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В целях реализации указанного Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ Правительство Российской Федерации распоряжением от 17.12.2009 №1993-р утвердило «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями».
В приложении № 2 к указанному Распоряжению № 1993-р определены следующие этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде:
1 этап: размещение информации об услуге (функции) в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) - до 1 декабря 2010 г.
2 этап: размещение на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечения к ним доступа для копирования и заполнения в электронном виде - до 1 января 2011 г.
3 этап: обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) - до июля 2012 года.
4 этап: обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) - до 1 января 2013 года.
5 этап: обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом - до 1 января 2014 года.
Проведенной проверкой установлено, что постановлением главы администрации Эльбурганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Реестр (перечень) муниципальных услуг, оказываемых администрацией сельского поселения.
Указанный Реестр включает в себя такую муниципальную услугу как предоставления выписок из реестра муниципальной собственности.
В свою очередь, в нарушение вышеуказанных норм закона администрацией Эльбурганского сельского поселения до настоящего времени не разработан план-график поэтапного перехода на предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При таких обстоятельствах, администрацией Эльбурганского сельского поселения не исполняются требования федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Подобные бездействия администрации Эльбурганского сельского поселения выразившееся в не установлении сроков этапа перехода на получение муниципальной услуги в электронном виде нарушает права неопределенного круга лиц получателей муниципальной услуги.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Эльбурганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Реестр (перечень) муниципальных услуг, оказываемых администрацией сельского поселения, однако до настоящего времени не разработан план-график поэтапного перехода на предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
Таким образом, администрацией Эльбруганского сельского поселения не соблюдаются требования федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу требований п.п. 5, 7, 13 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, в данном случае установление порядка предоставления муниципальных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, устранение необоснованных запретов и ограничений относится к мерам по противодействию коррупции.
Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственного контактов заявителей и муниципальных служащих с целью недопущения коррупционных проявлений.
Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих.
Согласно ст. 12 ГК РФ, пресечение деятельности, создающей угрозу, нарушения чужого права, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу вышеизложенного, суд признает требования Хабезского межрайонного прокурора законными и обоснованными, следовательно подлежащими удовлетворению.
При удовлетворении требования прокурора об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением, суд указывает в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставления выписок из реестра муниципальной собственности, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указанный срок является необходимым и достаточным для совершения действий, связанных с его исполнением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Джилаканова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эльбурганского сельского поселения об обязании определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставление выписок из реестра муниципальной собственности - удовлетворить.
Обязать администрацию Эльбурганского сельского поселения определить этапы и срок перехода на предоставление в электронном виде муниципальной услуги - предоставление выписок из реестра муниципальной собственности, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Хабезского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики А.Р. Туаршев