Решение по делу № 3а-33/2020 от 24.12.2019

УИД 19OS0000-01-2019-000164-78

Дело № 3а-33/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Абакан                                    20 апреля 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сафронова В.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии      по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Сафронов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости         земельного участка с кадастровым номером , просит     установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 890 000 рублей.

Административный истец Сафронов В.Г. в судебное заседание не явился, представитель Майнагашев Р.А. представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил удовлетворить заявленные требования.

Определением суда от 27 февраля 2020 г. в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца Васильева В.В.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управления Росреестра по Республике Хакасия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Ширинского района Республики Хакасия, администрации Соленоозерного сельсовета Ширинского района              в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н., Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А. представили письменные отзывы, в которых указали, что право административного истца     по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере            его рыночной стоимости не оспаривают, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права            и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения     в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится         в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной        его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.              № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»               (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден          на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены            о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки      представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной     для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки              в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная            в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости              его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена             его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона              об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих     при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено,                что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения,                 а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Сафронову В.Г. с 20 декабря 2016 г. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером расположенный    по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ. собственником указанного участка является Васильева В.В. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской      из ЕГРН от 23 января 2020 г., договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности            государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации,                 по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

На основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости        в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости               в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии         с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости          и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение             их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости                сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены             в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного ФГБУ «ФКП Росреестра» 29 марта 2017 г.

Аналогичные данные содержатся в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости: дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости),                         - 29 марта 2017 г.; кадастровая стоимость – 3 855 996, 45 рублей

В пункте 7 (абзац 1) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что на основании части 4 статьи                   38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 29 марта 2017 г.

Из указанного акта следует, что кадастровая стоимость                     земельного участка с кадастровым номером определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу (75, 55 рублей), в котором расположен объект недвижимости, на его площадь (51 039 кв. м).

При определении кадастровой стоимости использовано значение среднего/минимального удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденного Приказом Минимущества Республики Хакасия от 28 октября 2016 г. № 020-145-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия» приложение № 4 к приказу.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка      не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как плательщика земельного налога, Сафронов В.Г. 24 декабря 2019 г. обратился в суд                   с административным иском.

В обоснование административного иска представлен отчет об оценке          № 53-19/3С от 11 ноября 2019 г., выполненный оценщиком индивидуальным предпринимателем Топоевой И.К., согласно которому на 01 декабря 2016 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет сумму в размере 890 000 рублей.

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона, составлен специалистом, имеющим специальное образование, являющимся членом саморегулируемой организации; отчет отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности, содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные                     при проведении оценки материалы; выводы оценщика понятны.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете                   стоимости объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле,            не заявлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.

Часть 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты                         их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии             или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 отмечено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года,     в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации               (далее - НК РФ) Сафронов В.Г. являлся налогоплательщиком земельного налога.

На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется       в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления           его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров                  о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии        или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период,    в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости,                       и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости              в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 391        НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 29 марта 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Сафронова В.Г.        к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра                  и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных                и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд     24 декабря 2019 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 890 000 рублей с 29 марта 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости                 в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца                  со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 22 апреля 2020 г.

3а-33/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафронов Василий Георгиевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Майнагашев Роман Александрович
Администрация Соленоозерного сельсовета
Васильева Виктория Вячеславовна
администрация Ширинского района Республики Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Редько Евгений Павлович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2020Подготовка дела (собеседование)
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Судебное заседание
13.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
22.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее