Дело №2а-987/2018

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 июня 2018 года г. Волхов

    Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.

при секретаре Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному иску ГУП «Водоканал Ленинградской области» к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим со дня принятия постановления от 18 декабря 2017 г № 4069 и взыскании судебных расходов по оплате госпошлины,

у с т а н о в и л:

ГУП «Водоканал Ленинградской области» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, административный истец просил:

признать не действующим полностью со дня его принятия Постановление Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18 декабря 2017 г № 4069 «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. Волхов № 584 от 16 августа 2010г.»;

взыскать оплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 4 500,00 рублей.

Административный истец в обоснование требований указал, что 18 декабря 2017 года Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено Постановление № 4069 «Об отмене Постановлений администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области: от 16 августа 2010г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова»; от 19 октября 2010г. № 689 «О внесении изменений в постановление главы администрации МО г. Волхов № 584 от 16 августа 2010г.» - далее именуемое «Постановление № 4069».

Документ опубликован в газете «Волховские огни», издание №51 от 29.12.2017 года.

Также, Постановление № 4069 от 18.12.2017, но в другой редакции опубликовано на официальном сайте по электронному адресу www.volkhov-raion.ru.

Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее ГУП «Леноблводоканал», «Организация ВКХ», «Предприятие») считает Постановление № 4069 не соответствующим закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.

Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее по тексту - Постановление № 167) предусмотрено, что именно органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее также - организация ВКХ) обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонентов на территории г.Волхова были утверждены Постановлением администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № 584 «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. Волхова и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Волхова» (далее Постановление № 584).

Указанное Постановление № 584 от 16.08.2010 было вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения.

Оснований для его отмены не имелось. Постановление № 584 от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку Волхов, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.

Однако, оспариваемым Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2017    №    4069.

Постановление № 584 признано утратившим силу.

При этом, согласно редакции Постановления № 4069, размещенной на сайте административного ответчика, Постановление № 584 отменяется с даты его официального опубликования, то есть с 18.12.2017 года, а в редакции, размещенной в газете «Волховские огни» - со 02.11.2016 года (отмена с приданием обратной силы).

Административный истец считает, что Постановление от 18.12.2017 г. № 4069, отменившее предельно допустимые нормативы сбросов, вынесено Администрацией необоснованно и с нарушением процедуры отмены нормативно-правовых актов, предусмотренной ст.48 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

По вопросу возможности отмены органом местного самоуправления принятого им ранее ненормативного правового акта в правоприменительной практике сформировался единообразный подход, заключающийся в том, что реализация органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЭ, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. Орган местного самоуправления должен в самом отменяющем акте обосновать, что отмененный нормативный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лип (Постановление ФАС Уральского округа, от 19 августа 2013 г. N Ф09-7687/13, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 N 3094-0 и др.).

Исходя из вводной части Постановления № 4069, Постановление № 584 подлежит отмене по единственному основанию - в связи с перераспределением полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО г. Волхов на основании областного закона от 29.12.2015 г. № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее - 03 № 153-оз).

Между тем, перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в 2016 году не являлось законным основанием для отмены Постановление № 584 ввиду следующего.

Исходя из буквального толкования областного закона от № 153-оз, в пользу органов государственной власти Ленинградской области перераспределены только полномочия, установленные ФЗ №416-ФЗ. Полномочия же органов местного самоуправления по установлению нормативов водоотведения (сброса) предусмотрены Постановлением № 167 и Постановлением №326, соответственно, такие полномочия остались в ведении органов местного самоуправления, в том числе в ведении администрации Волховского муниципального района Ленинградской области.

В отмененном Постановлении №584 было четко указано, что последнее выносится в соответствии с Постановлением №167 и Постановлением № 326.

Согласно п.1 Постановления № 326, последнее разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", от 12 февраля 1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

То есть предметом регулирования пункта 61 Правил № 167 и Правил 326 является не водоснабжение и водоотведение, а охрана окружающей среды.

В то же время, если следовать логике Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об изъятии у нее Областным законом № 153-оз полномочий в данной сфере в пользу органов государственной власти Ленинградской области, то и полномочий по отмене действующих нормативов в сфере водоотведения также по состоянию на 18.12.2017 у Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области не имелось (если у последнего нет полномочий на установление нормативов, то и не может быть полномочий на их отмену). По таким основаниям, Постановление № 4069 вынесено также с нарушением компетенции органа местного самоуправления.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента.

Ввиду того, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Постановление № 167), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы местного самоуправления обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.

Исходя из смысла вышеуказанных норм, Постановление № 584 об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод не могло быть признано утратившим силу без одновременного принятия нового акта, устанавливающего нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения на территории Волховского муниципального района, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ и принципа платности природопользования, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».

Иные органы государственной власти и местного самоуправления на установление предельных концентраций загрязняющих веществ, отводимых в сети канализации законом не уполномочены.

В силу ошибочного толкования административным ответчиком норм областного закона №    153-оз, сложилась ситуация, при которой единственный субъект, уполномоченный и обязанный на установление нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в системы канализации на территории Волховского муниципального района их отменил, отрицая наличие у последнего полномочий на установление нормативов.

Таким образом, Постановление №4069 от 18.12.2017, не соответствует следующим нормативно - правовым актам, имеющим большую юридическую силу:

Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

«Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;

Областному закону Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области";

Постановлению Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области".

ГУП «Леноблводоканал» является организацией водоснабжения и водоотведения, в том числе на территории Волховского района Ленинградской области.

Согласно статье 16 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).

Плата вносится природопользователями, те есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект. Поскольку конечный сброс в водный объект сточных вод, отводимых от Абонентов осуществляет после очистки ГУП «Леноблводоканал», последнее вносит плату за негативное воздействие на водный объект. При этом, следует отметить, что Административный истец сам по себе не является источником загрязнения отводимых сточных вод, а только осуществляет их очистку. Загрязнение сточных вод осуществляется Абонентами ГУП «Леноблводоканал».

Бесконтрольный сброс Абонентами сточных вод в системы канализации Организации ВКХ увеличивает нагрузку на очистные сооружения Административного истца, увеличивает стоимость очистки, а в случае невозможности достижения требуемых результатов очистки - увеличение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как указывалось, выше, Постановление № 584 от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку Волхов, возмещать повышенные затраты на очистку сточных вод, сбрасываемых с превышением ПДК, что в свою обеспечивало принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало Абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, неопределенность даты, с которой надлежит применять Постановление № 4069, отсутствие условий или оснований для принятия данного нормативного акта, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, несоответствие его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, дает основания для признания Постановления №4069 от 18.12.2017 не действующим.

В судебном заседании представитель административного ответчика Щелокова З. П. просила прекратить производство по делу, полагала, что данный спор подведомственен Арбитражному суду.

Представитель административного истца Завьялова О. Н. и представитель заинтересованного лица Смирнова А. А. возражали против удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика.

Суд, обсудив ходатайство представителя административного ответчика, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 29 сентября 2016 года N 1937-О, положения пункта 1 части 1 статьи 128 и части 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключают рассмотрение в порядке, установленном данным Кодексом, лишь тех административных исковых заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке, и сами по себе не препятствуют судебному обжалованию неправомерных действий (бездействия) лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Из искового заявления усматривается, что оспариваемым решением нарушены права истца в сфере предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку возникший спор связан с осуществлением истцом предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу того, что ГУП «Водоканал Ленинградской области» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую и иную деятельность и оспариваемым постановление нарушаются права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Следовательно, заявленное требование подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 128, 194, 198-199 КАС РФ,

о п р е д е л и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░ № 4069 «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░ 16 ░░░░░░░ 2010░. № 584 «░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░ ░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░»; ░░ 19 ░░░░░░░ 2010░. № 689 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ № 584 ░░ 16 ░░░░░░░ 2010░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:      ░░░░░░░     ░░░░░░░░░ ░. ░.

2а-987/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУП"Леноблводоканал"
Ответчики
администрация Волховского муниципального района Ленинградской области
Другие
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству ЛО
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Кузнецова Лилия Александровна
Дело на сайте суда
volhovsky.lo.sudrf.ru
07.05.2018Регистрация административного искового заявления
07.05.2018Передача материалов судье
10.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.06.2018Предварительное судебное заседание
14.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее