№а-571/20 (УИД 42RS0№-75)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 25 мая 2020 года
Судья Куйбышевского районного суда <адрес> Рябцева Л.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по недоимке,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по <адрес>у <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по недоимки, в котором просит взыскать с ответчика ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 и 2015 года в общей сумме 1 320 руб., и пени в размере 25, 09 руб., всего 1 345, 09 руб., мотивируя тем, что ФИО1 является собственником транспортных средств: автомобиль марки <данные изъяты>; автомобиль марки <данные изъяты>; прочие самоходные ТС, машины и механизмы на пневматическим и гусеничном ходу марки <данные изъяты> Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления с указанием сумма налога, подлежащая уплате, по каждому из указанных налоговых периодов, однако, административным ответчиком налоги в установленные сроки уплачен не были, в связи с чем, ему были выставлены требования об уплате налогов отдельно за 2014 год и отдельно за 2015 год, которые не были исполнены административным ответчиком в установленные сроки добровольно, в связи с чем у него образовалась указанная задолженность. Судебный приказ о взыскании данной задолженности ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в административном иске ИФНС просит рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа; административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, письменные возражения относительно заявленных требований не представил, что позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за налогоплательщиком ФИО1 числится общая задолженность в сумме 3 027, 42 руб., в том числе по налогам (сборам) 2 171, 52 руб., как указано в Требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №, срок исполнения которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
При этом, данное Требование было выставлено ответчику в связи с неуплатой им задолженности по налогам, в том числе, транспортного налога за 2014 год согласно направленного ему налогового уведомления в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12)
Таким образом, учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика по делу общая сумма задолженности по налогам и сборам, в том числе за 2014 год, превысила 3 000 руб., у налогового органа возникло право обращения в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности в течение 6 месяцев со дня, когда сумма задолженности по налогам превысила 3 000 руб.
Кроме этого, из материалов дела следует, что Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику выставлены к уплате недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 660 руб. и пени – 4, 40 руб., в общей сумме 664, 40 руб., которая не превышает 3 000 руб., сроком до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 17).
При этом, налоговым органом суду представлены сведения, из которых следует, что по состоянию до 2019 года ФИО1 задолженности по налогам не имеет (л.д. 41, 42).
Следовательно, задолженность по налогам (сборам) у ФИО1, на настоящий момент не превышает 3 000 руб.
В связи с этим, налоговый орган вправе обратиться в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения Требования № - ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как видно из материалов дела, с требованием о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам за 2015 год (664, 40 руб.) налоговый орган в установленном порядке в установленные сроки не обращался, поскольку суду представлены сведения о том, что с такими требованиями (о взыскании общей задолженности по налогам и пени за период 2014, 2015 года) налоговый орган обращался в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-37).
Суд считает, что такое обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогу за 2015 год являлось преждевременным.
Данные обстоятельства указывают на то, что обращаясь в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогу, в том числе, за 2015 год, налоговый орган нарушил установленный порядок взыскания данного требования в судебном порядке, не соблюдая, тем самым, досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно ч. 2 ст. 136 КАС РФ суд выделяет одно административное исковое требование или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: 1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел; ….
С учетом изложенного, суд считает, что требование налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени за просрочку его уплаты (660 руб. – недоимка, пени – 20, 69 руб.) подлежит выделению в отдельное производство, считая это целесообразным, поскольку оно подлежит отдельному рассмотрению.
Суд считает, что, поскольку административным истцом при заявлении требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2015 года и пени за просрочку его уплаты 660 руб. – недоимка и 4, 40 руб. – пени) не был соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел, оно подлежит оставлению без рассмотрению по данному основанию.
Так, согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 настоящей статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи НК РФ.
Согласно п. 2 настоящей статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Настоящим пунктом при этом установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
А также, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 настоящей статьи НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
При этом, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 123.1 (глава 11.1) КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 11.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Т.о., из анализа вышеприведенных норм следует, что налоговые органы вправе обратиться в суд (т.е. к мировому судье) с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, в частности, налогов, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при этом, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства в случае отмены судебного приказа, либо возвращения такого заявления или отказа в его принятии мировым судьей.
Следовательно, учитывая, что заявленные в порядке административного судопроизводства налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2015 год и пени за просрочку его уплаты, и выделенные в отдельное производство, прежде не были заявлены мировому судье в порядке приказного судопроизводства в установленные законом сроки, они подлежат оставлению без рассмотрения.
Согласно ч.1 ст. 197 КАС РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда.
Руководствуясь ст. 136 КАС РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Требование ИФНС России по <адрес>у <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 660 руб. и пени – 20, 69 руб. выделить в отдельное производство, которому присвоить № А-644/20.
Административное исковое заявление по иску ИФНС России по <адрес>у <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 660 руб. и пени – 4, 40 руб. (Дело №) оставить без рассмотрения в виду не соблюдения досудебного порядка их урегулирования, установленного федеральным законом для данной категории административных дел.
Настоящее определение в части оставления административного искового заявления по иску ИФНС России по <адрес>у <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 660 руб. и пени – 4, 40 руб. без рассмотрения может быть обжаловано в течение 15 дней с момента его вынесения.
Судья Л.В. Рябцева