№ 2-7355/2023
УИД: 56RS0018-01-2023-007545-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 28 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Глуховой Ю.Н.,
при секретаре Янгурчиной Д.Р.,
с участием: истца Смышляева К.В., представителя истца Шайнуровой А.В., ответчика Смышляева В.В., представителя ответчиков Немовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смышляева К.В. к Смышляевой Н.И., Смышляеву В.В. о признании недействительным договора дарения, признании права собственности на долю недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истец Смышляев К.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что его родителям Смышляеву В.В. и Смышлявой Н.Н. на праве общей долевой собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: ..., по ... доли за каждым.
... года в связи со смертью ... открылось наследство, в состав которого вошла, в том числе, ... доля названной выше квартиры.
На дату смерти .... в квартире по адресу: ..., были также зарегистрированы Смышляев В.В. и Смышляев К.В.
Смышляев В.В. в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в связи с чем, последнему выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ... доли названной квартиры.
Вместе с тем, 5 ноября 2020 года Смышляев В.В. на основании договора дарения подарил своей новой супруге Смышляевой Н.И. всю квартиру, расположенную по адресу: .... Право собственности Смышляевой Н.И. зарегистрировано в Россреестре.
Полагая, что Смышляев В.В. незаконно распорядился всей квартирой, истец Смышляев К.В., уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просил суд признать недействительным договор дарения квартиры от 5 ноября 2020 года, заключенный между Смышляевым В.В. и Смышляевой Н.И., признать за Смышляевым К.В. право собственности на ... долю квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер: ..., в порядке наследования по закону после смерти ... умершей ... года.
Определением суда от 10 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Росреестра по Оренбургской области.
В судебное заседание ответчик Смышляева Н.И., третье лицо нотариус Стацюк И.В., представитель третьего лица Управления росреестра по Оренбургской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащем образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истец Смышляев К.В., его представитель Шайнурова А.В., допущенная к участию в деле в качестве представителя на основании устного ходатайства, исковые требования с учётом уточнений поддержали, просили суд их удовлетворить.
Ответчик Смышляев В.В., его представитель Немова Н.И., допущенная к участию в деле в качестве представителя Смышляева В.В. по устному ходатайству, а также являющаяся представителем ответчика Смышляевой Н.И. на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражали, ссылались на то, что Смышляев В.В. является единственным наследником после смерти ..., поскольку он фактически принял наследство в установленный законом срок. Также ссылались на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании сделки недействительной.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Пунктом 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 Гражданского кодекса РФ.
На основании ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении серии ... от 26 апреля 1977 года следует, что Смышляев В.В. и .... являются родителями истца Смышляева К.В.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 16 февраля 2005 года серии ... и серии ... в собственности Смышляева В.В. и .... по ... доли принадлежала квартира, расположенная по адресу: .... Документом-основанием для регистрации права являлся договор от 3 декабря 2004 года ... на передачу квартиры в собственность граждан.
Согласно свидетельству о смерти серии ... 16 августа 2023 года, ... умерла ... года.
Пунктом 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
24 июля 2019 года нотариусом ... по заявлению Смышляева В.В. заведено наследственное дело ... после смерти ...., в состав наследственной массы вошла ... доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., денежные средства, хранящиеся на счетах в ...
Судом установлено, что наследниками после смерти .... в соответствии с ч. 1 ст.1142 Гражданского кодекса РФ являлись супруг Смышляев В.В. и сын Смышляев К.В.
Как следует из материалов наследственного дела ... после смерти ...., супруг умершей Смышляев В.В. 24 июля 2019 года обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, указав в качестве наследников себя и сына Смышляева К.В.
25 июля 2019 года нотариусом ... в адрес истца направлено извещение об открытии наследства, в котором ему разъяснено о возможности получения причитающейся доли, и необходимости обращения не позднее 9 октября 2019 года с заявлением о принятии наследства.
15 ноября 2019 года нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону, зарегистрированные в реестре ... и ..., состоящего из ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: ... и на денежные средства, хранящиеся в ...
При таких обстоятельствах Смышляеву В.В. на праве общей долевой собственности стало принадлежать ... доли на квартиру по адресу: ....
Вместе с тем, 5 ноября 2020 года Смышляев В.В. (даритель) заключил договор дарения со Смышляевой Н.И. (одаряемая), согласно которому, даритель подарил, принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., а одаряемая приняла указанную квартиру в дар в частную собственность.
Из указанного договора также усматривается, что дарителю спорная квартира принадлежит на праве собственности в размере ... доли на основании договора ... от 3 декабря 2004 года и в размере ... доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15 ноября 2019 года.
Согласно свидетельству о заключении брака серии ... от 31 августа 2020 года Смышляев В.В. и Смышляева Н.И. состоят в зарегистрированном браке.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец указал, что фактически принял наследство после смерти матери .... в виде ... доли квартиры, расположенной по адресу: ..., поскольку был зарегистрирован по данному адресу. К нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался в силу правовой безграмотности. У Смышляева В.В. отсутствовало право на передачу всей квартиры в дар новой супруге Смышляевой Н.И., поскольку фактически ему принадлежало только лишь ... доли спорной квартиры. Кроме того, сторона истца ссылалась на то, что договор дарения является недействительным целиком, поскольку не удостоверен нотариусом.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п.1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как указывалось выше, 5 ноября 2020 года Смышляев В.В. (даритель) заключил договор дарения со Смышляевой Н.И. (одаряемая), согласно которому, даритель подарил, принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., а одаряемая приняла указанную квартиру в дар в частную собственность.
Однако, поскольку в собственности Смышляева В.В. находилось только 3/4 доли спорной квартиры, что установлено в ходе судебного разбирательства, то заключать договор дарения на всю квартиру Смышляев В.В. был не в праве. В связи с чем, договор дарения от 5 ноября 2020 года, заключенный между Смышляевым В.В. и Смышляевой Н.И., подлежит признанию недействительным в части распоряжения не принадлежащей Смышляеву В.В. на дату оспариваемой сделки дарения ... доли названной выше квартиры.
При этом, в признании недействительным договора дарения от 5 ноября 2020 года целиком суд отказывает, поскольку Смышляеву В.В. на дату сделки принадлежало ... доли на квартиру по адресу: ... ..., в связи с чем он был вправе распорядится причитающейся ему долей по своему усмотрению, что не противоречит вышеназванным нормам закона.
При этом ссылка стороны истца на не соблюдение формы договора дарения судом отклоняется, поскольку ст. 574 Гражданского кодекса РФ не предусматривает обязанности удостоверения договора дарения у нотариуса.
Так, п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ предусматривает лишь то, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для оспаривания сделки не может быть принят судом во внимание, в силу следующего.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В ходе судебного разбирательства истец указал, что после смерти своей матери .... в 2019 году считал себя собственником доли в спорной квартире, о необходимости обращения к нотариусу он не знал в силу правовой безграмотности, о нарушении его прав ему стало известно только в 2023 году, когда Смышляева Н.И. обратилась в суд с иском о признании истца утратившим право пользования спорной квартиры.
Так, судом установлено, что в производстве Ленинского районного суда г. Оренбурга находилось гражданское дело по исковому заявлению Смышляевой Н.И. к Смышляеву К.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении.
Решением суда от 11 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Смышляевой Н.И. отказано в полном объеме. Указанное решение сторонами в апелляционном порядке не обжаловалось, и вступило в законную силу 24 октября 2023 года.
Таким образом, принимая во внимание, что Смышляев К.В. после смерти своей матери .... в 2019 году считал себя собственником доли в спорной квартире, о нарушении своего права узнал только в 2023 года, с настоящим иском в суд Смышляев К.В. обратился 1 сентября 2023 года, следовательно, срок исковой давности им не пропущен.
Разрешая требования о признании права собственности на долю в квартире суд приходит к следующему.
Из содержащейся в материалах наследственного дела к имуществу умершей .... справки ООО ... от 25 июля 2019 года следует, что на день смерти .... – ... года, в спорной квартире были зарегистрированы ее супруг Смышляев В.В. и сын Смышляев К.В.
С заявлением о принятии наследства по закону после смерти .... истец обратился к нотариусу только 30 августа 2023 года.
Как установлено выше, вступившим в законную силу решением суда от 11 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Смышляевой Н.И. к Смышляеву К.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении отказано.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеуказанным решением установлено, что Смышляев К.В. собственником квартиры по адресу: ..., а также иных жилых помещений не является. Факт не проживания Смышляева К.В. в спорной квартире вызван смертью матери, а также конфликтными отношениями с отцом, а в последующем дарением отцом квартиры Смышляевой Н.И., поэтому временный выезд из жилого помещения Смышляева К.В. носит вынужденный характер, добровольно он не отказывался от прав на спорное жилое помещение, в связи с чем, суд пришел к выводу, что основания для признания Смышляева К.В. утратившим право пользования спорным жилым помещением отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, а также то, что, поскольку на дату смерти .... истец был зарегистрирован по адресу: ..., его не проживание в квартире вызвано смертью матери, а также конфликтными отношениями с отцом, то суд приходит к выводу, что фактически Смышляев К.В. принял наследство после смерти .... в виде ... доли в квартире, расположенной по адресу: ..., в связи с чем исковые требования о признании права собственности на 1/4 доли спорной квартиры подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смышляева К.В. к Смышляевой Н.И., Смышляеву В.В. о признании недействительным договора дарения, признании права собственности на долю недвижимого имущества удовлетворить частично.
Признать договор дарения от 5 ноября 2020 года, заключенный между Смышляевым В.В. и Смышляевой Н.И., недействительным в части дарения ... доли квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер ....
Признать за Смышляевым К.В. (паспорт серии ...) право собственности в порядке наследования по закону после смерти ..., умершей ... года, на ... долю квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый номер ....
В удовлетворении остальной части иска Смышляева Кирилла Валерьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Глухова
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2023 года.