Решение по делу № 33-2594/2023 от 06.04.2023

Председательствующий: Величева Ю.Н.         № 33-2594/2023

55RS0007-01-2022-006223-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2023 г. г. Омск    

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сковрон Н.Л.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре Рудаковой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4606/2022

    по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области

на решение Центрального районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г.

    по иску Дмитриевой Евгении Валерьевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости,

Заслушав доклад судьи Мезенцевой О.П., судебная коллегия областного суда

Установила:

Дмитриева Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 15.03.2022 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОПФР по Омской области от 22.04.2022 г. № 97092/22 в назначении пенсии отказано по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого специального стажа. Ответчиком в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работы: с 01.08.1988 г. по 05.09.1993 г. воспитателем в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика», с 05.02.1995 г. по 19.02.1995 г., с 23.03.1995 г. по 04.06.1995 г. в КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17», периоды нахождения в учебных отпусках 29.11.1993 г. по 25.12.1993 г., с 04.05.1994 г. по 04.06.1994 г., с 21.11.1994 г. по 10.12.1994 г., с 23.01.1995 г. по 04.02.1995 г., с 20.02.1995 г. по 22.03.1995 г.

С указанным решением истец не согласна, просит обязать ответчика произвести расчет стажа педагогической деятельности с учетом включения указанных периодов, определить продолжительность стажа на момент обращения 15.03.2022 г. и на момент вынесения решения суда, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В ходе рассмотрения дела 28.10.2022 г. ответчиком вынесено решение № 150 о пересмотре решения об отказе в назначении пенсии, в результате чего в стаж педагогической деятельности включены периоды работы и нахождения в учебных отпусках в КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17». Специальный стаж истца по подсчетам пенсионного органа составил 20 лет.

Дмитриева Е.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ требования уточнила, просила обязать ответчика произвести расчет стажа педагогической деятельности с учетом периодов работы воспитателем в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика» с 01.08.1988 г. по 07.04.1990 г., с 12.04.1990 г. по 04.06.1990 г., с 21.06.1990 г. по 17.06.1990 г., с 19.07.1990 г. по 31.01.1991 г., с 11.02.1991 г. по 05.09.1993 г..

В судебном заседании Дмитриева Е.В., ее представитель по устному ходатайству Сивирин Л.М. заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Омской области Зубков И.В. (по доверенности) с заявленными требованиями не согласился, поскольку название учреждения – «детский комбинат» не поименовано Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, следовательно, данный период не может быть включен в специальный стаж истца.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований, на ОПФР по Омской области возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности воспитателя в детском комбинате № 46 Государственного предприятия «Омская овчинно-меховая фабрика» с 01.08.1988 г. по 07.04.1990 г., с 12.04.1990 г. по 04.06.1990 г., с 19.07.1990 г. по 31.01.1991 г., с 11.02.1991 г. по 05.09.1993 г.; с ОПФР по Омской области в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб..

Оснований для признания решения пенсионного органа в части отказа в установлении пенсии незаконным районный суд не усмотрел, т.к. у истца на дату обращения отсутствовала требуемая продолжительность специального стажа (не менее 25 лет).

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правовые основания для включения спорных периодов в специальный стаж отсутствовали. При подсчете специального стажа периода работы в детском комбинате № 46 Государственного предприятия «Омская овчинно-меховая фабрика» включению не подлежат, т.к. наименование учреждения «детский комбинат» Списками должностей и учреждений не предусмотрено. Полагает, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что детские комбинаты это дошкольные учреждения, выполняющие функции детских садов. Просил произвести замену стороны ответчика с ОПФР по Омской области на ОСФР по Омской области в связи с переименованием.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований сторонами спора не обжалуется, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом апелляционной проверки.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ не являлось препятствием к рассмотрению дела по апелляционной жалобе.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, его соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Ст. 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).

В силу статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Подп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях следует, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 закона).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665).

Подп. «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях применяются:

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.12.1999 г. включительно;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 15.03.2022 г. истец обратилась в ГУ-ОПФР по Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением ОПФР по Омской области от 22.04.2022 г. № 97092/22 отказано в установлении пенсии по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого специального стажа. По подсчетам пенсионного органа педагогический стаж Дмитриевой Е.В. по состоянию на 15.03.2022 г. составил 19 лет 5 месяцев, ИПК - 64,361.

28.10.2022 г. ОПФР по Омской области вынесено решение № 150 об обнаружении ошибки при установлении (выплате) пенсии, согласно которому при рассмотрении заявления о назначении досрочной страховой пенсии от 15.03.2022 г. не учтены в специальный стаж ученические отпуска с сохранением заработной платы, в связи с чем продолжительность специального стажа составила 19 лет 5 месяцев. Согласно поступившей уточняющей справки от 04.04.2022 г. и корректировке ИЛС продолжительность специального стажа составила 20 лет (л.д. 152).

Период работы истца с 01.08.1988 г. по 05.09.1993 г. воспитателем в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика» не включен в специальный педагогический стаж, поскольку название учреждения – «детский комбинат» не поименовано Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленный спор, и удовлетворяя требования истца в части включения в стаж осуществления педагогической деятельности периодов работы с 01.08.1988 г. по 07.04.1990 г., с 12.04.1990 г. по 04.06.1990 г., с 19.07.1990 г. по 31.01.1991 г., с 11.02.1991 г. по 05.09.1993 г. в должности воспитателя в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика», районный суд правильно исходил из того, что для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781), так и законодательство, действовавшее в спорный период работы (Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463).

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда в связи с нижеследующим.

Из трудовой книжки истца следует, что последняя работала в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика» с 01.08.1988 г. по 05.09.1993 г. в должности воспитателя.

Из представленных штатных расписаний работников детского комбината № 46 следует, что в штате учреждения находились воспитатели, помощники воспитателей и прочие административные рабочие. Среди воспитателей указана Минина (Дмитриева) Е.В.

Из архивной справки БУ ОО «Исторический архив Омской области» следует, что в архивном фонде ОАО «Омская овчинно-меховая фабрика» содержаться сведения о приеме на работу Мининой Е.В. в детский комбината № 46 воспитателем по распределению ГОРОНО г. Омска с 01.08.1988 г., в личной карточке содержится запись об увольнении по собственному желанию приказ № 91/к от 01.09.1993 г..

В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подп. 4 п. 1 раздела «Учителя и иные работники просвещения»).

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Действующим в последующем (в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г.), Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, предусматривалось, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются воспитатели, работавшие в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли - сад (сад-ясли); детские ясли.

Несмотря на то, что наименование учреждения как «детский комбинат» ни одним из приведенных списков, не предусмотрено, действовавшим в спорный период работы истца в детском комбинате Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (утвержден 01.01.1976 г. и утратил силу 01.01.2003 г.) установлен перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной пенсии по старости, и разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли - сады (комбинаты), детские площадки, из чего районным судом сделан правомерный вывод, что наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли – сад».

В спорный период работы истца в детском комбинате допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью, что не имеет значения для оценки пенсионных прав истца.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

В пункте 4 раздела «Наименование учреждений и организаций» Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли сады.

В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

Также в спорный период работы истца действовал Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, содержащий наименование учреждений «все типы детских дошкольных учреждений».

Таким образом, «детский комбинат» не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, это наименование учреждения соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад».

Вывод районного суда о включении периода работы истца в должности воспитателя в детском комбинате № 46 ГП «Овчинно-меховая фабрика» с 01.08.1988 г. по 07.04.1990 г., с 12.04.1990 г. по 04.06.1990 г., с 19.07.1990 г. по 31.01.1991 г., с 11.02.1991 г. по 05.09.1993 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, является правильным.

Доводы подателя жалобы в той части, что Списками «детские комбинаты» не предусмотрены, в связи с чем периоды работы в них не подлежат зачислению в льготный стаж, подлежат отклонению как необоснованные.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Омска от 23 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи подпись подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2023 г.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи___________________О.П. Мезенцева

секретарь судебного заседания

_____________________________________________

«_____» __________________ 2023 г.

33-2594/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дмитриева Евгения Валерьевна
Ответчики
ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
Суд
Омский областной суд
Судья
Мезенцева Оксана Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
07.04.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее