Дело № 2а-269/2020 30 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Александрова А.А.,
при секретаре Арюткиной Е.В.,
с участием представителя административного истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по административному исковому заявлению Плохова Р. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе аварийного жилого дома в части срока его исполнения, понуждении изменить требование о сносе аварийного жилого дома в части срока его исполнения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе многоквартирного жилого ... корпус 1 по ... в городе Архангельске (далее также – жилой дом) в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить срок исполнения требования на срок не позднее <Дата>.
В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения – ... корпус 1 по ... в городе Архангельске. Согласно заключению межведомственной комиссии от <Дата> <№> имеются основания для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. <Дата> заместителем главы муниципального образования «Город Архангельск» принято распоряжение <№>р, которым жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. <Дата> департаментом городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме направлено требование о том, что в срок до <Дата> необходимо решить вопрос о сносе многоквартирного жилого дома. По мнению истца данный срок для решения вопроса о сносе жилого дома является неразумным, установление столь продолжительного срока нарушает права собственника на реализацию его жилищных прав, предусмотренных законом на случай признания дома аварийным и подлежащим сносу, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Потому административный истец просил признать незаконным требование о сносе многоквартирного жилого ... корпус 1 по ... в городе Архангельске в части срока его исполнения, обязав административного ответчика изменить срок исполнения требования на срок не позднее <Дата>.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил требования: просит признать незаконным требование о сносе многоквартирного жилого ... корпус 1 по ... в городе Архангельске в части срока его исполнения, обязав административного ответчика изменить срок исполнения требования на срок не позднее <Дата>.
Представитель административного ответчика, заинтересованные лица Чемесюк М.Н., Силаева О.В., Ришко Е.А., Сеничева А.А., Плохов А.Б., Чугин А.Ю., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, по вызову суда не явились.
Согласно направленному в суд письменному отзыву на административный иск представитель административного ответчика просил в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку указанный в требовании о сносе многоквартирного дома срок не нарушает жилищные права собственников и не создаёт для них препятствий, а даёт реальную возможность осуществить свои права по распоряжению имуществом, в том числе и в более короткие сроки.
По определению суда административное дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
Как указано в статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Плохов Р.А. является собственником жилого помещения – ... корпус 1 по ... в городе Архангельске.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 14 августа 2018 года №2351р на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> многоквартирный жилой ... корпус 1 по ... в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, предписано жильцов дома, не обеспеченных жилыми помещениями в г. Архангельске, отселить в разумный срок в жилые помещения маневренного фонда, предложено жильцам, обеспеченным иными жилыми помещениями в г.Архангельске, отселиться в имеющие жилые помещения. Также в указанном распоряжении предписано предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до <Дата> благоустроенные жилые помещения. После освобождения жилых помещений муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» поручено организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о сносе дома в установленном законом порядке.
<Дата> Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» в адрес собственников помещений многоквартирного дома, в том числе истца, направлены требования о сносе, в которых предложено в срок до <Дата> совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе жилого дома.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счёт снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильём в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечёт обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учётом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нём граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
В рассматриваемом случае жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путём выкупа изымаемого жилого помещения.
Администрация муниципального образования «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что установленный срок необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом.
Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании срок до 01 сентября 2020 года никак не связан с указанными ответчиком сроками для реализации принятых на общем собрании решений.
Суд учитывает, что ни одно решение иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме без участия администрации города принять не могут.
Административный истец обладает лишь незначительной долей в праве собственности в целом по дому, в связи с чем инициировать общее собрание собственников не вправе.
Срок расселения жильцов, проживающих в муниципальных квартирах дома, определенный распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству, а также необходимость соблюдения процедуры изъятия земельных участков, в том числе необходимость при формировании земельного участка руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также не могут быть положены в обоснование разумности предоставленного срока.
Таким образом, установленный в требовании срок его исполнения не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административного истца, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
При этом установленный в требовании срок нельзя признать разумным, как на это указано в законе, поскольку собственникам помещений в аварийном доме очевидно достаточно более короткого срока для решения спорного вопроса.
Иное нарушило бы жилищные права проживающих в доме граждан, которые не смогут реализовать свои права на получение денежной компенсации своевременно и вынуждены проживать в аварийном жилье длительное время. Вопрос о крайней степени аварийности в данном случае имеет место быть, поскольку жилой дом в целом уже признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем права граждан, проживающих в таком доме, должны быть восстановлены своевременно, а не в произвольно определенный администрацией муниципального образования срок, не поставленный в зависимость от каких-либо объективных обстоятельств.
Учитывая изложенное, подлежит удовлетворению требование административного истца о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения. Суд, с учётом конкретных обстоятельств дела, полагает, что достаточно разумным сроком исполнения оспариваемого требования с учётом даты рассмотрения дела по существу, даты признания дома аварийным и даты выставления требования будет срок до 31 мая 2020 года.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ 06.11.2018 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ..., ░░░░░░ 1 ░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 06.11.2018 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ..., ░░░░░░ 1 ░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31 ░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░