Дело № 33а-4735/2021
В суде первой инстанции дело № 2а-3283/2021
УИД: 27RS0001-01-2021-003833-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Бакалова Д.П. к администрации города Хабаровска, заместителю мэра города Хабаровска – управляющему делами Шевцову А.И. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,
по апелляционной жалобе административных ответчиков администрации города Хабаровска, заместителя мэра города Хабаровска – управляющего делами Шевцова А.И. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакалов Д.П. обратился в суд с административным иском к администрации города Хабаровска, заместителю мэра города Хабаровска – управляющему делами Шевцову А.И., в котором просит признать незаконным решение администрации города Хабаровска от 19.06.2021 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявленных требований указал, что 03.06.2021 года им в администрацию города Хабаровска было подано уведомление о проведении 19.06.2021 года публичного мероприятия в форме митинга, в чем ему, в нарушение статьи 31 Конституции РФ и части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", было письменно отказано, по причине не указания в уведомлении форм и методов обеспечения санитарного обслуживания при проведении митинга, а также исходя из сложившейся в городе Хабаровске санитарно-эпидемиологической обстановки.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 10 июня 2021 года административные требования удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение администрации города Хабаровска о запрете (не разрешении) проведения публичного мероприятия 19 июня 2021 года, содержащееся в ответе заместителя мэра г. Хабаровска - управляющего делами Шевцова А.И. № 1.1.61-7761 от 04 июня 2021 года. Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе административные ответчики администрация города Хабаровска и заместитель мэра города Хабаровска – управляющий делами Шевцов А.И. с постановленным по делу решением не согласны, считают его незаконным и необоснованным, просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в уведомлении о проведении 19.06.2021 года публичного мероприятия в форме митинга не изложены формы и методы обеспечения санитарного обслуживания. Кроме того, вывод о невозможности проведения испрашиваемого массового мероприятия обусловлен сложившейся в городе Хабаровске санитарно-эпидемиологической обстановкой, что подтверждается письмом главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 28.05.2021 г. № 030-6397.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика администрации города Хабаровска Дубровский Д.И. и Шемчук М.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить. Указали, что судом первой инстанции не была дана оценка доводам административного ответчика.
Административный истец Бакалов Д.П., его представитель Подкорытова О.В., против доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить ее без удовлетворения, а решение суда – без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.06.2021 администрацией города Хабаровска получено уведомление о проведении 19.06.2021 с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут публичного мероприятия в форме митинга, целью которого является выражение мнений, обсуждение проблем политической, экономической, социальной жизни города, а также проблемы экологии; поддержка политически репрессированных граждан, выступление с осуждением политических репрессий, за обеспечение органами государственной власти реализации гражданами конституционных прав (а именно ст. 31 Конституции РФ), обращение к гаранту Конституции по указанным в уведомлении вопросам.
04.06.2021 в адрес Бакалова Д.П. направлен ответ администрации города Хабаровска № 1.1.61-7761 за подписью заместителя Мэра города – управляющего делами Шевцова А.И., согласно которому информировали, что в нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организаторами публичного мероприятия не определены формы и методы обеспечения санитарного обслуживания при проведении митинга. С учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Хабаровске, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, рекомендаций главного санитарного врача по Хабаровскому краю о проведении дополнительных противоэпидемических мероприятий, а также учитывая заявленное количество участников митинга, заявленное к проведению публичное мероприятие состояться не может.
08.06.2021 в ответ на письмо администрации г. Хабаровска № 1.1.61-7761 от 04.06.2021, организаторами митинга подано сообщение о том, что обеспечение санитарного обслуживания будет осуществляться путем бесплатной выдачи медицинских масок, оглашения требований о соблюдении социальной дистанции между участниками 1,5 метра. Сообщение администрацией города Хабаровска получено в этот же день.
Учитывая представленные сторонами доказательства, и оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемое решение (ответ от 04.06.2021 № 1.1.61-7761), принятое по итогам рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, по своему содержанию является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, принято с нарушением положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ и нарушает конституционное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, в связи с чем, требования административного иска подлежат удовлетворению.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закрепляет право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 11).
Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является конституционным правом (статья 31 Конституции Российской Федерации), на обеспечение реализации которого направлены нормы Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Названным Федеральным законом установлено право организатора публичного мероприятия проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).
При этом организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона (пункт 1 части 4 статьи 5).
После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 484-О-П).
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Административными ответчиками доказательств того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время невозможно, в суд не представлено.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае имеется нарушение прав административного истца оспариваемым решением, поскольку ответ администрации содержит властное волеизъявление указывающее на невозможность проведения публичного мероприятия, влечет для административного истца правовые последствия в виде ограничения его права на проведение публичного мероприятия.
Довод о невозможности проведения испрашиваемого массового мероприятия, по причине сложившейся в городе Хабаровске санитарно-эпидемиологической обстановкой, является необоснованным, поскольку постановление Правительства Хабаровского края от 28.08.2020 N 364-пр (в ред. от 19.03.2021) "Об отдельных ограничительных мероприятиях, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" запрета на проведение массовых мероприятий не содержит.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.03.2021 N 76-пр "О снятии отдельных ограничительных мероприятий и признании утратившим силу постановления Правительства Хабаровского края от 16 октября 2020 г. N 444-пр "О введении дополнительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края" определено, что проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, религиозных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных мероприятий осуществляется при условии соблюдения масочного режима, а также дезинфекционного режима, предусмотренного методическими рекомендациями по организации работы предприятий в условиях распространения рисков новой коронавирусной инфекции и иными методическими рекомендациями, принятыми для отдельных видов деятельности Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 2).
Ссылка апеллянтов на письмо главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от 28.05.2021 г. № 030-6397 является необоснованной, поскольку последнее носит рекомендательный характер и каких-либо ограничений на проведение массовых мероприятий не содержит.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в уведомлении о проведении 19.06.2021 года публичного мероприятия в форме митинга форм и методов обеспечения санитарного обслуживания опровергается материалами административного дела, а именно самим уведомлением (л.д.9), в котором указано, что: «На время проведения публичного мероприятия назначается ответственный (старший митинга) за организацию медицинской помощи, который обязуется в случае необходимости оказания медицинской помощи немедленно сообщить об этом в службу скорой медицинской помощи (СМП) и призвать участников публичного мероприятия, имеющих такие навыки, к оказанию такой помощи до прибытия сотрудников СМП».
Более того, 08.06.2021, в ответ на письмо администрации г. Хабаровска № 1.1.61-7761 от 04.06.2021, организаторами митинга подано сообщение о том, что обеспечение санитарного обслуживания будет осуществляться путем бесплатной выдачи медицинских масок, оглашения требований о соблюдении социальной дистанции между участниками 1,5 метра (л.д.30).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина", положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающие обязанность подачи организатором публичного мероприятия уведомления о его проведении, ранее уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлениях от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 13 мая 2014 года N 14-П указал, что процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Иначе органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишались бы реальной возможности исполнить возложенную на них статьей 2 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющая свою силу, означает, что в демократическом правовом государстве именно органы публичной власти - во исполнение требований статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия определяются правами и свободами человека и гражданина, - обязаны нести основное бремя ответственности за содействие гражданам в правомерной реализации конституционно гарантированной свободы мирных собраний, в том числе в отношении обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи. В этом контексте и должно восприниматься нормативное содержание пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", возлагающих на организатора публичного мероприятия обязанность обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия и указывать в уведомлении о его проведении формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи.
Правовых доводов, влекущих за собой, в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, отмену судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков администрации города Хабаровска и заместителя мэра города Хабаровска – управляющего делами Шевцова А.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | О.В. Казарикова |
Судьи: | В.В. Чуешкова |
С.Р. Карбовский |