Мировой судья Дело № 5-2/8-2024
Блумитис Н.В. № 12-49/2024
Р Е Ш Е Н И Е
12 марта 2024 года г. Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Пикалева Е.Ф. с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мыльникова В.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностного лица Управления Роскомнадзора по Магаданской области Астаховой Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда жалобу должностного лица Управления Роскомнадзора по Магаданской области Астаховой Д.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района Магаданской области от 16 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
юридического лица - областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда», ОГРН 1024900961183, ИНН 4909062516, КПП 490901001, юридический адрес: 685000, Магаданская область, г. Магадан, пер. Школьный, дом 3, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района Магаданской области от 16 января 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (далее - ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда») прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо административного органа Астахова Д.Е. обратилась в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ставила вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что знак информационный продукции «12+», присвоенный выпуску средства массовой информации и размещенный в выходных данных в соответствии с требованием статьи 27 закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не может является также и знаком информационной продукции зрелищного мероприятия, анонс которого размещен в выпуске средства массовой информации. Федеральный закон № 436 ФЗ предусматривает указание соответствующего знака на каждом информационном продукте, в данном случае на анонсе зрелищного мероприятия, со знаком информационной продукции, которая соответствует категории информационной продукции. Знак информационной продукции в выпуске № 41 от 20.10.2023 размещен на первой странице газеты, но не возле анонса зрелищного материала. Информация на первой странице разделена рамками (линиями), что позволяет сделать вывод о том, что редакция разделила тем самым анонс мероприятия от знака информационной продукции, а значит, он относится к выходным данным газеты. Такой же вывод позволяет сделать и тот факт, что № 41 газеты «Магаданская правда» вышел в печать 20.10.2023 г., а 17.10.2023 г. в сетевом издании «Издательский дом «Магаданская правда» (юридическое лицо ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда») анонс данного мероприятия промаркирован знаком возрастного ограничения «6+» (https://magadanpravda.ru/iv-mezhdunarodnyj-festival-kostoreznoe-iskusstvo-narodov-mira-otkroetsya-25-oktyadrya-v-magadane).
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Магаданской области Астахова Д.Е. доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным, просила ее удовлетворить, постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда» Мыльников В.В. полагал, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, пояснил, что главный редактор сетевого издания «Издательский дом «Магаданская правда» решил, что анонс зрелищного мероприятия является (6+), поэтому в сетевом СМИ указано ограничение (6+).
Проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда» Мыльникова В.В., а также мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связана доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ) регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В силу статьи 2 названного закона под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий; информационной безопасностью детей является состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию; информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи; информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется её производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала её оборота на территории Российской Федерации. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат: её тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определённой возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Как следует из части 3 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещённая для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, влечёт привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга в отношении периодического печатного издания газеты «Магаданская правда», должностным лицом Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу выявлено нарушение требований части 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, а именно в номере газеты от 20 октября 2023 года № 41 на странице 1 опубликована информация о проведении зрелищного мероприятия без знака информационной продукции: «Камень дружбы»… «IV Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» открывается в Магадане 25 октября»… «посетить выставку можно с 25 по 31 октября в ТЦ «Астра».
По данному факту в отношении юридического лица - ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по настоящему делу, мировой судья пришёл к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда» события вменённого административного правонарушения.
При этом мировой судья указал, что на странице № 1, на которой также размещен анонс зрелищного мероприятия под названием «Камень дружбы»… «IV Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» открывается в Магадане 25 октября»… «посетить выставку можно с 25 по 31 октября в ТЦ «Астра», в правом нижнем углу указан знак информационной продукции «12+», который расценивается судом как знак информационной продукции, распространяющий свое действие, в том числе на анонс указанного зрелищного мероприятия, что свидетельствует о том, что распространитель информационной продукции (ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда») определил, что распространяемая посредством печатного издания информационная продукция в целом, в том числе анонс указанного зрелищного мероприятия, содержит информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, классифицировав её соответствующим образом.
Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренной частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с выводом мирового судьи согласиться нельзя.
Следует отметить, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является административным правонарушением с формальным составом и наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны указанного правонарушения.
Подвергнув анализу собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что мировой судья пришёл к преждевременному выводу об отсутствии в действиях юридического лица - ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда» события административного правонарушения.
В постановлении мировой судья указал, что размещение знака информационной продукции (12+) на странице № 1 в правом нижнем углу газеты «Магаданская правда» № 41 от 20 октября 2023 года, свидетельствует о том, что распространитель информационной продукции (ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда») определил, что распространяемая посредством печатного издания информационная продукция в целом, в том числе и анонс указанного зрелищного мероприятия квалифицируется одним знаком информационной продукции.
При этом не дал оценку тому, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ продукция средства массовой информации и зрелищное мероприятие являются разными видами информационной продукции.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, а также статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей соблюдены не были.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены фундаментальные процессуальные нарушения административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства данного дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства названного Кодекса о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в данном случае составляет 1 год.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района Магаданской области от 16 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ОГАУ «Издательский дом «Магаданская правда», подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение мировому судье.
При новом рассмотрении дела необходимо провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л а:
жалобу должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Астаховой Д.Е. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района Магаданской области от 16 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда», отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 8 Магаданского судебного района Магаданской области.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья Е.Ф.Пикалева