РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 28 марта 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Тимяковой И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл к Исюткину <данные изъяты> о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл обратилась с административным исковым заявлением к Исюткину Г.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2011-2013 гг. в размере 317 руб. 49 коп., пени по земельному налогу в размере 45 руб. 84 коп., налог на имущество физических лиц за 2011-2013 гг. в сумме 168 руб. 81 коп., пени по налогу на имущество в сумме 24 руб. 69 коп., всего на сумму 556 руб. 83 коп., ссылаясь на неисполнение административным ответчиком обязанности по своевременной уплате налогов. Направленные в адрес ответчика требования от 14 ноября 2012 года №, от 09 декабря 2013 года №, от 18 февраля 2015 года № об уплате налогов в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Исюткин Г.В. возражений против применения такого порядка суду не представил.
В соответствии со ст. 292 КАСРФ административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 указанного Кодекса земельный налог устанавливается этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 названного Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 19 октября 2005 г. № 74 «Об установлении земельного налога» в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, в отношении прочих земельных участков, за исключением земельных участков, не признанных объектом налогообложения и освобожденных от налога на землю в соответствии с Налоговым кодексом РФ, - 1,5 процента кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 4 указанного решения уплата налога производится налогоплательщиками не позднее 5 ноября года, следующего за годом, за который начислен налог.
В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе.
В силу п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», действовавший до 01 января 2015 года, плательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
Пунктом 2 решения Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 19 октября 2005 г. № 76 «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: 0,1% - при стоимости имущество от 300 тыс. рублей, 0,3% - при стоимости от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, 0,5% - при стоимости имущества свыше 500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3 указанного решения уплата налога производится налогоплательщиками не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который начислен налог.
Судом установлено, что ответчик Исюткин Г.В. является собственником 2-х земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
Кроме того, по сведениям регистрирующего органа в собственности административного ответчика имеется иное недвижимое имущество: два гаража в гаражных кооперативах «<адрес> и квартира по адресу: РМЭ, <адрес>.
На основании сведений, представленных в налоговый орган из регистрирующих органов за период 2011-2013 г.г. ответчику начислены земельный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц, в связи с чем налогоплательщику направлены налоговые уведомления №, №, №, содержащие суммы начисленного земельного налога, налога на имущество и сроки их уплаты.
В соответствии ст. 75 Налогового кодека РФ в случае задержки уплаты налога с налогоплательщика подлежит взысканию пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Ввиду неуплаты ответчиком налогов в установленные сроки на суммы недоимки начислены пени: по земельному налогу в размере 45 руб. 84 коп., по налогу на имущество - 24 руб. 69 коп.
Ответчику в порядке и сроки, предусмотренные ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, пеней:
от 14 ноября 2012 года № недоимка по земельному налогу - 317 руб. 49 коп., недоимка по налогу на имущество - 142 руб. 45 коп., пени по земельному налогу за период с 17.03.2010 г. по 04.04.2010 г., с 07.11.2012 г. по 14.11.2012 г. в сумме 02 руб. 49 коп., пени по налогу на имущество за период с 01.12.2010 г. по 26.01.2011 г., с 02.11.2012 г. по 14.11.2012 г. в сумме 0 руб. 89 коп.;
от 09 декабря 2013 года № недоимка по земельному налогу - 317 руб. 49 коп., недоимка по налогу на имущество - 168 руб. 81 коп., пени по земельному налогу за период с 15.11.2012 г. по 14.12.2012 г., с 06.11.2013 г. по 09.12.2013 г. в сумме 05 руб. 65 коп., пени по налогу на имущество за период с 15.11.2012 г. по 14.01.2012 г., с 02.11.2013 г. по 09.12.2013 г. в сумме 03 руб. 04 коп.;
от 18 февраля 2015 года № недоимка по земельному налогу - 317 руб. 49 коп., недоимка по налогу на имущество - 168 руб., пени по земельному налогу за период с 10.12.2013 г. по 18.02.2015 г. в сумме 37 руб. 77 коп., пени по налогу на имущество за период с 10.12.2013 г. по 18.02.2015 г. в сумме 20 руб. 76 коп.
Однако до настоящего времени указанные суммы недоимки и пени в полном объеме в бюджет не поступили, задолженность по земельному налогу за период 2011-2013 г.г. составила 317 руб. 49 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за тот же период - 168 руб. 81 коп., начисленные на недоимку пени по земельному налогу - 45 руб. 84 коп., пени на налогу на имущество физических лиц - 24 руб. 69 коп.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАСРФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежейи санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом учитывается, что положения ст. 48 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из приведенных положений закона, учитывая акцессорный характер пени, ее взыскание возможно только тогда, когда сохраняется обязанность по уплате налога, в связи с чем после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению, а начисленные пени не подлежат взысканию.
Из материалов дела и расчета пени следует, что налоговым органом начислены административному ответчику пени по земельному налогу за период с 17.03.2010 г. по 04.04.2010 г., по налогу на имущество - в период с 01.12.2010 г. по 26.01.2011 г., в то время как недоимка по указанным налогам за прошлые периоды 2009-2010 г.г. в установленные законом сроки в суд не предъявлялись. Задолженность по уплате земельного налога за 2011 г. образовалась только с 07 ноября 2012 г., по налогу на имущество за 2011 г. - со 02 ноября 2012 г.
По мнению суда, утрата права на взыскание налога исключает признание права требования взыскания пени в связи с неуплатой налога независимо от периода, за который пени начислены. Следовательно, рассчитанные истцом пени по земельному налогу за период с 17.03.2010 г. по 04.04.2010 г. в сумме 1 руб. 79 коп., налогу на имущество за период с 01.12.2010 г. по 26.01.2011 г. в сумме 0 руб. 38 коп. взысканию не подлежат.
В остальной части административного иска, принимая во внимание, что общая сумма взыскиваемых налогов и пеней не превышает 3000 рублей, срок исполнения самого раннего требования № истек 20 декабря 2012 года, а значит, предусмотренный законом срок обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежейи санкций (до 20 июня 2016 г.) налоговым органом в настоящее время не нарушен, заявленные Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл требования о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 317 руб. 49 коп. и пеней по земельному налогу в сумме 44 руб. 05 коп. (45,84 руб. - 1,18 руб. - 0,61 руб.), задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 168 руб. 81 коп. и пеней в сумме 24 руб. 31 коп. (24,69 руб. - 0,38 руб.) подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл удовлетворить частично.
Взыскать с Исюткина <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл задолженности за 2011-2013 годы по земельному налогу в размере 317 рублей 49 копеек, по налогу на имущество в размере 168 рублей 81 копейки, пени по земельному налогу в размере 44 рублей 05 копеек, пени по налогу на имущество в размере 24 рублей 31 копейки, всего 554 рубля 66 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с Исюткина <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья К.Г. Шахова