Дело № 33а-2330/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 25 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозковой Е.Е. и Морозовой С.Г.
при секретаре Тюриковой В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2018 года об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., возражения Степанова С.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Степанов С.В. обратился в Тосненский городской суд с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, в котором просил: признать незаконным постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 08.10.2018 №2368-па «Об отказе Степанову С.В. в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области»; обязать осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания Степанову С.В.
Требования административного иска мотивированы тем, что на основании договора выкупа имущества от 28.12.1992 г. №8 Степанову С.В. принадлежит на праве собственности здание дома быта с подвалом (оставшаяся часть 57%), кадастровый №, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства здания комбината бытового обслуживания, по адресу: <адрес>, площадью 1925 +/- 15 кв.м.
18.05.2018 Степанов С.В. обратился в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Однако постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 08.10.2018 года № 2368-па Степанову С.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
Административный истец считает данное постановление администрации незаконным, нарушающим ее право на оформление земельного участка в собственность.
В суде первой инстанции Степанов С.В. поддержал заявленные требования, дополнительно пояснил, что здание дома быта построено в 1968 году. Продано ему на открытых торгах в 1992 году. В 2004 году в здании произошел пожар, в результате которого оставшаяся часть объекта недвижимости составляет 57%.
Представитель административного ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска. В отзыве отмечала, что при вынесении оспариваемого постановления администрация правильно руководствовалась п.19 ст.39.16 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2018 года административное исковое заявление Степанова С.В. удовлетворено. Суд признал незаконным постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 08.10.2018 года № 2368-па «Об отказе Степанову С.В. в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области». Обязал осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания Степанову С.В.
На постановленное судом решение администрацией муниципального образования Тосненский район подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового – об отказе в удовлетворении административного иска. В жалобе поддерживается правовая позиция административного ответчика, изложенная в суде первой инстанции. Указывается, что поскольку здание административного истца имеет оставшуюся часть, то исходя из ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой объектом незавершенного строительства признаются такие объекты капитального строительства, как здания, строения, сооружения, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, здание административного истца относится к объектам незавершенного строительства и в данном случае применяются положения п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Администрацией вынесено оспариваемое постановление от 08.10.2018 года № 2368-па, поскольку административный истец вправе получить испрашиваемый земельный участок в аренду.
Относительно апелляционной жалобы от административного истца поступили возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что решением малого Совета Тосненского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 18.06.1992 №242 зарегистрировано индивидуальное частное предприятие «<данные изъяты>», учредителем которого являлся Степанов С.В.
28.12.1992 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом Тосненского района Ленинградской области – продавцом, и ИЧП «<данные изъяты>» - покупателем, заключен договор № 8 выкупа имущества имущественного комплекса дома быта, включая здание, находящееся по адресу: <адрес>
20.04.1993 года комитетом по управлению муниципальным имуществом Тосненского района Ленинградской области выдано свидетельство о праве собственности ИЧП «<данные изъяты>» на имущественный комплекс дома быта.
01.04.2016 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации № права собственности Степанова С.В. на здание дома быта с подвалом (оставшаяся часть объекта – 57%), назначение: нежилое, площадь 237,8 кв.м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>; кадастровый №. Документом-основанием указан договор выкупа имущества от 28.12.1992 №8.
Земельный участок, на котором расположено здание дома быта с подвалом, отведен решением исполнительного комитета Тосненского городского Совета депутатов трудящихся №6-190 от 28.03.1968 г. под строительство здания комбината бытового обслуживания. Данным решением предписано составить акт на бессрочное пользование земельным участком.
В соответствии с решением об отводе сформирован земельный участок площадью 1925+/-15 кв.м., поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.
21.05.2018 года Степанов С.В. обратился в администрацию МО Тосненский муниципальный район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов, на котором находится здание дома быта. К заявлению Спепанов С.В. приложил, среди прочего, свидетельство о собственности на здание дома быта с подвалом, решение Исполкома Тосненского района городского совета депутатов трудящихся № 6-190 от 28.03.1968 «Об отводе земельного участка под строительство здания Комбината Бытового обслуживания в д. Шапки».
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район от 08.10.2018 № 2368-па Степанову С.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> В качестве основания отказа указано: предоставление земельного участка на заявленном праве собственности не допускается, так как на земельном участке расположено 1-этажное здание дома быта с подвалом (оставшаяся часть объекта 57%). При этом администрация сослалась на пп.6 п.2 ст. 39.3, п.19 ст.39.16 ЗК РФ.
Нормами земельного законодательства, действовавшими на момент приобретения заявителем в собственность здания, и нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 1 марта 2015 г. регулировались ст. 36 ЗК РФ, в настоящее время - ст. 39.20 ЗК РФ. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Статьей 39.17. ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17. ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
Из положений п.5 ст. 39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и при отсутствии таких оснований, совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Подпунктом 19 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что оставшаяся часть объекта здания дома быта с подвалом (57%) не является самовольной постройкой, право собственности на него было приобретено в порядке приватизации.
Судебная коллегия отклоняет доводы административного ответчика о том, что здание дома быта с подвалом (оставшаяся часть объекта – 57%) является объектом незавершенного строительства.
Так, согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, признаются объектами незавершенного строительства.
Из договора выкупа №8 от 28.12.1992 имущества имущественного комплекса дома быта, включая здание, находящееся по адресу: <адрес>, свидетельства о праве собственности ИЧП «<данные изъяты>» на имущественный комплекс дома быта от 20.04.1993 года следует, что строительство здания дома быта было завершено. В ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации нежилого здания дома быта с подвалом как объекта незавершенного строительства.
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов само по себе расположение здания дома быта с подвалом (оставшаяся часть объекта 57%) на испрашиваемом земельном участке не исключает права собственника этого здания на приобретение земельного участка в собственность или в аренду.
Иные основания, по которым не допускается предоставление земельного участка с кадастровым номером № в собственность, обжалуемое постановление не содержит.
Таким образом, приведенное в постановлении администрации от 08.10.2018 № 2368-па обоснование отказа Степанову С.В. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов является несостоятельным.
Судебная коллегия признает соответствующим закону вывод суда о незаконности постановления администрации от 08.10.2018 № 2368-па об отказе Степанову С.В. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В этой части требования административного иска подлежат удовлетворению, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку обстоятельств дела.
Вместе с тем административный ответчик в возражениях на административное исковое заявление ссылался на наличие иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в частности, предоставление земельного участка только в аренду на три года. В обжалуемом постановлении от 08.10.2018 № 2368-па они не были указаны в качестве основания принятия соответствующего решения, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть повторно заявление Степанова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2018 года в части признания незаконным постановления администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 08.10.2018 № 2368-па «Об отказе Степанову С.В. в предоставлении земельного участка, расположенного на территории Шапкинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тосненский район Ленинградской области - без удовлетворения.
В части обязания администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области устранить нарушения путем подготовки договора купли – продажи земельного участка площадью 1925 кв.м. с кадастровым номером № в трёх экземплярах, подписания и направления проектов договора для подписания – отменить и принять по административному делу новое решение.
Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области повторно рассмотреть в установленный законом срок заявление Степанова С.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № (вх. № С-436/17-5от 06.09.2018).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Ваганов А.В.