Решение от 19.01.2024 по делу № 2-195/2024 (2-2344/2023;) от 04.07.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года                  г.Минусинск Красноярский край

                                                                                        ул.Гоголя, 66А

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,

при секретаре Пилипенко А.К.,

с участием:

ответчика СульгинойИ.Н.,

третьего лица Сульгина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Сульгиной Ирине Николаевне о возложении обязанности в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Сульгиной И.Н.о возложении обязанности в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, мотивируя свои требования тем, что решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года №345 «О неотложных мерах по охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры» объект культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры РФ от 13 ноября 2015 года - объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ с присвоением ему регистрационного номера . Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30 октября 2017 года утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Актом технического состояния от 22 августа 2017 года зафиксировано состояние указанного объекта культурного наследия, а также письмом службы от 13 ноября 2017 года установлена необходимость проведения работ по подготовке проектной документации на работы по сохранению части объекта в том числе: подготовить проектную документацию на работы по сохранению части объекта в срок до 01 июня 2020 года; выполнить работы по сохранению части объекта в соответствии с согласованной проектной документации в срок до 01 октября 2020 года. В 2022 году объект повторно осматривался службой, о чем составлен соответствующий акт технического состояния от 08 ноября 2022 года , согласно которому установлено, что работы по сохранению части объекта культурного наследия не выполнены. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22 марта 2023 года № указанный объект культурного наследия принадлежит на праве собственности физическому лицу – Сульгиной И.Н. Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в обрасти сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также в силу подп.6 п.6 ст.11 Федерального закона от 25 июня 2002 № 763-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с указанными обстоятельствами служба обратилась в суд и просила возложить на Сульгину И.Н. обязанность в течение двенадцати месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Закона №73-ФЗ, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. ХIХ в., расположенный по адресу: <адрес>, выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. ХIХ в., расположенный по адресу: <адрес>, на основании на основании проектной документации (л.д.3-6).

Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик Сульгина И.Н.в судебном заседании по возражала, суду пояснила, что она действительно является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого помещения она является с 1999 года. В 2015 году указанный объект включили в реестр объектов культурного наследия, об этом ей сообщили в 2017 году. Процедура по подготовке проектной документации дорогостоящая, она и ее супруг являются пенсионерами.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Сульгин В.В. в судебном заседании поддержал доводы ответчика, суду пояснил, что он является супругом Сульгиной И.Н. <адрес> в <адрес> был приобретен его супругой в 1999 году, дом был разрушен, он самостоятельно осуществлял его ремонт. Средства на проектную документацию у них отсутствуют.

Представители третьих лицУправления Росреестра по Красноярском краю, администрации г.Минусинска Красноярского края, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли,отзыва по иску не представили.

Выслушав истца Сульгину И.Н., третье лицо Сульгина В.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требованияподлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст. 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе, в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 указанного Закона.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Закона).

На основании пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ предписано, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с пунктом 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 Закона № 73-ФЗ.

Как установлено по делу, решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года «О неотложных мерах по охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры», объект культурного наследия регионального значения«Флигель с воротами», пос.четв. XIX в., расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану(л.д. 7-9)

Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30 октября 2017 года утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (л.д. 11,12-19).

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 13 ноября2015 года -робъект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ с присвоением ему регистрационного номера (л.д. 10).

22 августа 2017 года специалистом государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия Красноярского края совместно с архитектором КГКУ «ЦСКН КК» составлен акт о произведенном техническом осмотре объекта культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, согласно которому объект не относится к объектам культурного наследия, находящемся в неудовлетворительном состоянии, установлена необходимость проведения работ по подготовке проектной документации на работы по сохранению части объекта в срок до 01 июня 2020 года, а также выполнению работ по сохранению части объекта в соответствии с проектной документацией (л.д.20-28).

08 ноября 2022 года повторно проведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, о чем был составлен соответствующий акт технического состоянию , согласно которому установлено, что работы по сохранению части объекта культурного наследия не выполнены (л.д. 29-46).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Сульгина И.Н. является собственником недвижимого имущества -объекта культурного наследия регионального значения «Флигель с воротами», пос.четв. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>. 15 ноября 2017 года на основании охранного обязательства собственника от 30 октября 2017 года на объект наложено обременение, вид: объект культурного наследия, срок действия обременения с 15 ноября 2017 года (л.д.66-68).

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривались, а также подтверждаются договором купли-продажи доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве общей собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76-78,80-83,104).

27 декабря 2022 года копия акта технического состояния от 08 ноября 2022 года была направлена в адрес ответчика Сульгиной И.Н. 27 декабря 2022 года (л.д. 47).

До настоящего времени требования охранного обязательстваСлужбы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ответчиком не исполняются. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела Сульгиной И.Н. не опровергнуты, иное судом не установлено.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока исполнения решения, суд учитывает необходимость больших финансовых затрат со стороны ответчика по исполнению решения суда, природно-климатические особенности местности, в которой надлежит выполнить определенные решением суда работы, последовательность их выполнения после получения проектной документации, ее согласования, в связи с чем суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым определить ответчику срок в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в части подготовки проектной документации и в течение двадцати четырех месяцевс даты вступления решения суда в законную силу в части выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Руководствуясьгл.22, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

             ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░> <░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░:

- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.06.2002 № 73-░░ "░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░.░░░░. XIX ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;

- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.06.2002 № 73-░░ "░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░.░░░░. XIX ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                           ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

2-195/2024 (2-2344/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Ответчики
Сульгина Ирина Николаевна
Другие
Попова Мария Геннадьевна
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация г. Минусинска Красноярского края
Сульгин Владимир Викторович
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Полянская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
minusa.krk.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Подготовка дела (собеседование)
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2024Судебное заседание
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее